Методика организации игры как средства развития личности слепого и слабовидящего ребенка Значение игры как деятельности для слепых и слабовидящих детей.


Значение игры как деятельности для слепых и слабовидящих детей.
Игра — свободная, естественная деятельность детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества ребенка, его активности, создаются условия для коллективных действий и формирования коллектива.Явления окружающего мира, характер деятельности взрослых необыкновенно привлекателен для ребенка. Непосредственным источником детских игр и являются впечатления окружающего мира и желание хотя бы в условной игровой ситуации принять участие в действиях взрослых.Анализ природы возникновения игры, данный советскими психологами и педагогами, имеет большое значение для понимания специфики игры слепого и слабовидящего ребенка.Слепые и слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре. Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие тотального отсутствия зрения или его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих, и особенно у слепых детей.Этим объясняется то бедное, по сравнению со зрячими, количество игр, в которые играют слепые дети, незнание ими игровых способов, и действий, неумение контактировать с партнерами по игре.Вместе с тем педагоги придают большое значение игре в развитии слепого ребенка. В процессе игровой деятельности слепой и слабовидящий ребенок активно познает окружающий мир. Какой бы вид игры не был предложен слепым и слабовидящим детям (дидактические, подвижные, ролевые или творческие), каждый из них имеет опознавательную, развивающую ценность. В игре дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, вкусу, звуку и практическому назначению. Учась распознавать эти предметы, слепые дети упражняют в то же время сохранные анализаторы, развивают осязание, обоняние, слух, вкус, мышечное чувство. Игры могут быть подобраны с таким расчетом, чтобы в процессе участия в них дети совершенствовали свою речь, учились быстро реагировать на вопросы, сравнивать, сопоставлять, определять предмет по его своеобразным признакам, привлекать имеющийся у них опыт в новой ситуации.Очень важны для слепых и слабовидящих, детей игры, связанные с движением. В процессе этих игр у слепых детей появляется умение самостоятельно двигаться, исчезают навязчивые движения, появляются ловкость, способность ориентироваться в пространстве.В игре у детей появляется необходимость вступать в определенные контакты с товарищами, действовать коллективно, уметь подчинять свои желания, интересы задачам и правилам игры. Это способствует преодолению таких недостатков, как упрямство, эгоизм, негативизм и развивает чувство коллективизма, стремление к творчеству, инициативность. В ролевых или творческих играх отражаются впечатления от окружающего мира, от действий, поступков и взаимоотношений взрослых. Но впечатления, которые обогащают цгру, у слепого ребенка нередко ограничены. Поэтому от тифлопедагога требуется умение создать в игре детей жизненные ситуации, сформировать необходимые умения и навыки. В играх возможно создание ситуаций, при которых будут успешно развиваться и совершенствоваться такие психические процессы, как представление, воображение, память, мышление, улучшаться координация движений и ориентировка в пространстве, преодолеваться психическая и физическая пассивность детей и воспитываться активность, уверенность в своих силах. Исследователи отмечают, что в игре это происходит легче, так как «ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.От педагога требуется и особое умение ввести слепого ребенка в игру таким образом, чтобы он почувствовал удовольствие, удовлетворение от игры, чтобы ему и дальше захотелось играть.В игре слепых и слабовидящих детей повышается степень и доля участия педагога, в задачу которого входит и непосредственное руководство и ведение игры, разъяснение содержания, правил и целей игры, обучение игровым действиям и; анализ игры.Дидактические игры и их роль в развитии слепых и слабовидящих детей.Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм.Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. Это отмечает А.,В. Запорожец: «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость.Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых движений.
Дидактические игры построены на совокупности приемов:
Зрительной, слуховой, двигательной наглядности, включают занимательныевопросы, загадки, в них используются моменты неожиданности: удивления.соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельностидетей.Учение, труд и игра в дошкольном и младшем школьном возрасте тесно связаны. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети используют в игре, в свою очередь, помогает закрепить знания и лучше усваивать учебный материал.Арсенал дидактических игр слепых детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов, воспитателей, вожатых. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Можно по аналогии создавать специальные игры для сдепых детей. Ставя задачу развития слепых и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, тифлопедагог старается использовать разнообразные игры. Например, в играх «Определи форму», «Определи величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате» и.др. дети упражняются в определении предметов, их формы, величины и материала.Необычайно важно учить слепых детей ориентироваться во времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх, как «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с часами, где Брайлевский циферблат.Упражнение слуха слепых происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Дети любят играть в игру «Узнай по голосу», «Посидим в тишине»; скЗда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале, также используются и на уроке и во внеклассной работе.Много разделов дидактических игр способствуют активизации речи и словаря слепых школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. п.Все разновидности дидактических игр имеют определенное, значение для развития слепого ребенка и должны быть использованы целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями и способствует формированию у слепых школьников умения активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.Учителя и воспитатели должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.