Рабочая программа элективного курса история экономики и географии


Краснодарский край станица Холмская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_______ Корытцева М.М
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «История экономики и географии»
Уровень образования (класс): среднее общее образование, 11 класс
Количество часов: 34
Учитель: Елисова Зинаида Юрьевна
Программа разработана на основе: интегрирования примерной программы по экономике, примерной программы по географии, примерной программы по истории, примерной программы по обществознанию в соответствии с ФКГОС -2004
Пояснительная записка.
. Программа разработана на основе: интегрирования примерной программы по экономике, примерной программы по географии, примерной программы по истории и примерной программы по обществознанию в соответствии с ФКГОС -2004
Цель:: развитие познавательных интересов посредством ознакомления со Всемирным природным и культурным наследием мира, его регионов и крупнейших стран; формирование географической культуры обучающихся. Ознакомить учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами экономических учений прошлого и настоящего; с тем, как они связаны между собой, как они действуют и используются в современной деловой практике.
Общая характеристика курса.
Жизнь общества зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами. Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов. Рассчитан на 34 часа. Основной вид деятельности направлен на исследовательскую работу, кА в вопросах связанных с экономикой так и с культурным наследием. За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечательности, которые необходимо сохранять оберегать в течение неограниченно длительного времени. Это, естественно, предполагает их изучение, познание и использование. Знакомство с объектами Всемирного наследия играет огромную роль в расширении кругозора, в формировании личности, владеющей элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно-эстетической культуры, в усвоении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности. Изучение учащимися культурного и природного Всемирного наследия позволит усилить их познавательные интересы к знаниям вообще и к геоисторическим к частности.
Место курса в учебном плане.
По учебному плану МБОУ СОШ № 15 на элективный курс «История экономики и географии» выделено 1 час в неделю 34 часа в год.
Содержание курса.
№ Тема, раздел. Количество часов
1 Раздел 1. История экономических учений. 8
2 Раздел 2. Общая история экономики. 9
3 Раздел 3. Система Всемирного наследия. 3
4 Раздел 4. Всемирное природное наследие. 1
5 Раздел 5. География Всемирного природного наследия 3
6 Раздел 6. Всемирное природное наследие России. 1
7 Раздел 7. Всемирное культурное наследие. 3
8 Раздел 8. Геокультурные, цивилизационные региона мира. 1
9 Раздел 9. География Всемирного культурного наследия. 4
10 Раздел 10. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний). 1
Итого: 34
Тематическое планирование.
Раздел 1. История экономических учений. (8 часов)
Зарождение и особенности экономической мысли Древнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Древний Китай, Древняя Индия). Особенности экономической мысли античного общества ( Ксенофонт, Платон, Аристотель).Особенности экономической мысли в эпоху Средневековья ( Ибн – Хальдун, Фома Аквинский). Сущность и проблематика теории меркантилизма (этапы развития и национальные особенности меркантилизма, критика меркантилизма). Общественно – экономические концепции социалистов – утопистов ( Сен – Симон, Фурье, Оуэн). А. Смит - родоначальник классической школы политической экономики. Исторические условия возникновения марксизма и его идейная направленность ( теория прибавочной стоимости).Взгляды на природу и задачи переходного периода ВИ Ленина, ЛД Троцкого, НИ Бухарина.
Раздел 2. Общая история экономики. (9 часов)
Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем и среднем Востоке, в Индии, Китае и Риме. Цивилизация христианского Запада. Средневековье, Возрождение. Реформация. Становление индустриальной цивилизации: движущие силы и институты индустриализации. Периодические кризисы и длинные волны. Олигополия. Становление крупной современной корпорации. Сдвиги к постиндустриальному обществу. Мировой финансовый кризис конца 20 –го века.
Раздел 3. Система Всемирного наследия. (3 часа)
Сущность и виды наследия. Наследие культурное и природное. Направления деятельности Юнеско. История создания нормативных документов о Всемирном наследии. Цели и принципы создания системы Всемирного наследия. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия. Понятие «культурное наследие». Памятники, ансамбли, достопримечательные места, их виды и условия внесения в список всемирного населения. Понятие «природное наследие». Природные памятники, геологические и физико-географические образования и зоны, природные достопримечательные места. Критерии отнесения объектов к Всемирному природному наследию.
Раздел 4. Всемирное природное наследие.(1 часа)
Виды охраняемых природных территорий планеты: национальные парки, природные заповедники, уникальные ландшафты и природные объекты, заповедники дикой природы островов.
Раздел 5. География Всемирного природного наследия. (3 часа)
Объекты стран Европы, Азии, Австралии и Океании, Африки, Америки. Характеристика объектов природного наследия Европы: острова Хендерсон и Гоф Великобритании; национальные парки Хортобадь (Венгрия), Пирин (Болгария), Беловежская Пуща (Польша- Белоруссия), Дурмитор (Югославия), Мессельский карьер ископаемых достопримечательностей (Германия), пещеры Аггелекский Карст и Словацкий Карст (Венгрия и Словакия). Характеристика объектов природного наследия Азии: национальные парки Индонезии (Уджунг Кулон, Комодо), Индии (Казиранга, Нанда Деви). Долина Джюзхейгоу (Китай), заповедник арабского сернобыка (Оман), морской прак риф Туббатаха (Филиппины). Объекты природного наследия Австралии: национальный парк Какаду, Большой Барьерный риф, дикая природа Тасмании и др. Национальные парки Африки: Вирунга, Гарамба (Конго), водопад Виктория, Маунт (Кения), Озеро Малави, Нгоронгоро, Килиманджаро (Танзания). Объекты природного наследия Америки: Йеллоустоун, Грейт-Смоуки-Маунтинз, Йесемит, Гавайские вулканы (национальные Парки США), Галапагосские острова (Эквадор), Китовый заповедник Эль – Визкаино (Мексика), национальный парк Игуасу (Бразилия).
Раздел 6. Всемирное природное наследие России. (1 час)
Разнообразие и мировое значение природы России. Характеристики объектов Всемирного природного наследия России. Девственные леса Коми. Озеро Байкал. Вулканы Камчатки. Проблемы сохранения природных объектов России.
Раздел 7. Всемирное культурное наследие. (3 часа)
Классификация объектов Всемирного культурного наследия по типам и историческим этапам. Особое место городов в Системе Всемирного культурного наследия. Категории городов, внесённых в Список: города в настоящее время не заселённые (исторические памятники археологии); новые города 20 века; исторические центры городов, представляющие культурно-историческую ценность в качестве архитектурных ансамблей или их сочетаний. Отдельные уникальные архитектурные объекты церковного и гражданского назначения. Уникальные памятники инженерного искусства: акведуки, мосты, башни и др. Древние культовые сооружения; археологические памятники первобытности и Древнего мира. Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры; мемориалы памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или выдающимися событиями. Объекты наследия «со знаком минуса», обнажающие самые теневые стороны человеческой цивилизации.
Раздел 8. Геокультурные, цивилизационные региона мира. (1 часа)
Понятие «Геокультурный (геоисторический) регион». Геоистарические культурные регионы мира. Состав регионов мира: политическая карта, религии, языковые семьи и группы народов, крупнейшие национальности. Основные исторические этапы в формировании и развитии отдельных геоисторических регионов мира.
Раздел 9. География Всемирного культурного наследия. (4 часа)
Географические особенности размещения объектов культурного наследия. Причины неравномерности размещения объектов Всемирного культурного наследия. Практическая работа: Оформление круговой диаграммы «Географические особенности размещения объектов Всемирного культурного наследия». Характеристика объектов культурного наследия Европы. География объектов первобытности на территории Западной Европы. (Стоунхендж – «висячие камни»- древняя обсерватория; наскальная живопись пещеры Альтамира и др..) Памятники античности Средиземноморья: памятники Древней Греции (Афинский Акрополь, археологические памятники Олимпии), памятники Древнего Рима. Объекты наследия средневековья в Зарубежной Европе (исторический центр Кордовы, средневековый Париж, Кёльнский собор, «Вестминстер», Лондонский Тауэр, исторические центры Таллина. Риги, Кракова, Праги, Неаполя, Берна, Толедо, Порту). Адреса шедевров эпохи возрождения: Флоренция, Венеция, Ватикан, Париж, Валетта. Памятники нового времени: дворец и парк в Версале, Зальцбург, дворцы и парки Потсдама, Берлина, Эдинбург, Варшава, Вильнюс, Будапешт. Памятники инженерного искусства. Характеристика объектов культурного наследия Азии. Южная Азия – рекордсмен по количеству и разнообразию памятников культурного наследия в Азии. Полуостровной Индокитай и островная Азия: храмовые комплексы и исторические города, рисовые терассы в филиппинских Кордильерах. Памятники Китая, Кореи, Японии: черты сходства историко-архитектурной специфики. Мемориал в Хиросиме – горький отголосок новейшего времени. Памятники Передней Азии: старые кварталы Стамбула, Мейдане-Шах – центральная площадь в Исфахане. Объекты культурного наследия Африки. Ближний Восток и Северная Африка – перекрёсток культур. Наследство древних цивилизаций: Пальмира, Бусра, Тир, Баальбек, Иерусалим, Карфаген, Мемфис и его некрополи – район пирамид от Гизы до Дахшура, древние Фивы, Абу-менас. Памятники арабо-мусульманской культуры (памятники мусульманского зодчества в Каире, Тунисе, Алжире, Марокко, Сирии, Иордании, на Аравийском полуострове). Культурное наследие Африки к югу от Сахары. Объекты культурного наследия Америки. Памятники аборигенного происхождения на территории США и Канады: «пропасть, где разбиваются бизоны», остров Энтони, древние городища и поселения индейцев. Памятники, связанные с европейской колонизацией. Объекты культурного наследия в латинской Америке: памятники доисторического времени (национальный парк Сера-да-Капивара); наследие доколумбовской эпохи в Мексике и Перу (города Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица, Куско). Отражение послеколумбовской эпохи в объектах Всемирного наследия (колониальный город Санто-Доминго, старая Гавана, исторический центр Мехико, Панамы, Лимы, Сукре, Сальвадора, города Кито, Куско, Потоси). Город Бразилиа-единственный памятник новейшего времени. География памятников России:Москва, Коломенское, Владимиро-Суздальская земля, Сергиев посад, Великий Новгород, Санкт-Петербург и его ансамбли, Соловки, Кижи. Памятники Украины (Собор Святой Софии и Киево-Печерская лавра, исторический центр Львова). Памятники Закавказья( верхняя Сванетия, музей-заповедник Мцхета, соборы и монастыри Грузии, Армении). Города-музеи Средней Азии: Хива, Бухара, Мерв..Раздел 10. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний). (1 часа)
Основные объекты Всемирного наследия, имеющие значение для международного и внутреннего туризма. Роль объектов в формировании мировых и российских туристических районов. Примеры туристических маршрутов с активным включением памятников Всемирного наследия. Перспективы развития туризма и проблемы охраны объектов всемирного наследия.Практическая работа: Оформление рекламного плаката о туристическом маршруте, включающем посещение объектов Всемирного наследия.
Материально – техническое обеспечение.
Райзберг БА Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.
Ионова СМ, Энговатова ОА История экономики М: Аллель, 2008г.
Экономический словарь
4. Элективные курсы по обществознанию(экономика и социальное проектирование) для ППП и ПО в 9 – 11 классах Москва «Глобус» 2008г.
5. Атлас чудес света. М., 1985
6. Борисов В.А. и др.Охраняемые природные территории мира. М.,1985
7. Мультимедиа, компьютер, документ – камера.