Методические рекомендации по проведению занятия по экономике на тему «Предприятие — основное звено экономики»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРЕДПРИЯТИЕ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ»
ДИСЦИПЛИНА: Экономика отрасли и предприятия
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Федотова Елена Владимировна
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Предприятие - основное звено экономики
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомление студентов с сущностью предприятий и их классификацией
ТИП ЗАНЯТИЯ: Лекция – диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые студенты отвечают по ходу лекции
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационное время – 5 мин.
Доведение до студентов содержания лекционного материала – 20 – 25 мин.
1. Понятие предприятия.
2. Классификация предприятия.
3. Жизненный цикл предприятия
Опрос студентов, для закрепления пройденного материала – 15 – 20 мин.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Раздаточный материал: схема «Жизненного цикла предприятия».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Грибов В.Д. «Экономика предприятия», стр. 17 - 25

Тема занятия: «ПРЕДПРИЯТИЕ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ»
Понятие и классификация предприятия.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (мapку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.
Эффективная работа предприятий важнейшее условие успешного развития экономики страны.
Предприятия можно классифицировать по различным параметрам:
I – По размерному признаку :малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).
II – По назначению готовой продукции или услуг:
производящие средства производства;
производящие предметы потребления;
оказание услуг.
III – По времени работы в течении года:
круглогодичного действия;
сезонного действия.
IV – По спецификации:
специализированные;
комбинированные;
диверсификационные.
V – По масштабам производства:
массовое;
серийное;
индивидуальное.
VI – По методам организации и автоматизации производства:
ручное производство;
машинно – ручное;
частично механизированное;
комплексно автоматизированное.
VII – По признакам деятельности предприятия:
промышленное;
производственное;
торговое;
транспортное;
инвестиционное.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии развития (рис. 1).
Стадия зрелости
(оптимального)
функционирования
Реорганизация, реструктуризация
Стадия роста и
расширения
Стадия спада
Новый подъем
Новый подъем

Санация (оздоровление)
Создание предприятия

Банкротство
Ликвидация предприятия

Рис. 1. Стадии жизненного цикла предприятия
Первая стадия - создание предприятия и, его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управление предприятием.
На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельности работы предприятия.
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.
Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь банкротства и снижения уровня рентабельности.
Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
Однако существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства. Необходимо:
избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;
разрабатывать и осуществлять оптимальные планы по маркетингу с четкими целями;
систематически составлять обоснованные прогнозы по наличности;
учитывать потребности рынка;
своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять угрозу для предприятия.
Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут служить первыми сигналами о надвигающейся беде.
Наименее жесткая альтернатива банкротству - реорганизация предприятия, цель которой - оживить его. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется его организационно-правовая форма.
Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.
В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.1
Санация - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делам фирмы государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач:
обеспечения выживания предприятия;
заключение мировой сделки между должниками и кредиторами;
достижения лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются или сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. В соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей - предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.
Ликвидация предприятия, т.е. прекращение его деятельности, происходит по причине банкротства (по решению собственника имущества, либо по решению суда).
Контрольные вопросы:
1. Назовите определение, характеризующие предприятие как основное звено экономики.
2. Какие вопросы предприятие может решать самостоятельно?
3. По каким признакам классифицируются предприятия?
4. Назовите преимущества малых предприятий.
5. Какие стадии включает жизненный цикл предприятия?