«Петр 1 — первый российский император» Брей- ринг


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 8 вида»
Открытый урок
«Петр 1 - первый российский император»
Брей- ринг (в 8 в классе. )
Учитель 1 квалификационной категории Молявкина Т.Я.
Бугульма
Цель: создать у учащихся представление о личности Петра первого, внешность, характер, показать на конкретном материале деятельность Петра первого.
Задачи:
Образовательные: обобщить яркие факты из юности Петра, подчеркнуть его трудолюбие, любознательность, полководческое искусство, показать прогрессивную роль в развитии России.
Коррекционно-развивающие: формировать умения поддерживать беседу, давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля, учить применять знания в новых условиях.
Воспитательные задачи: воспитывать глубокое уважение к истории России личности Петра первого.
Основные термины и понятия: Император, империя, цесаревич.
Оборудование и материалы: портрет Петра, отрывок из поэмы А. С. Пушкина « Полтава», «Медный всадник», карточки с заданиями, игры, картина «Строительство Петербурга».
Сегодня мы будем играть в Брейн-ринг. Это игра-соревнование. Будем соревноваться в знаниях.
Оценивать знания будет жюри (представить.) по 5 бальной системе.
I команда
« Знатоки истории»
II команда
«Любители истории»
Девиз: «Через знания к победе» Девиз: «Знать и побеждать» Тему игры угадают команды
Разминка
О ком эти строки ?а)« То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник вечный труженик »
А.С.Пушкин
Ответ: О русском императоре Петре I
Б) «Достойна удивления разность
между государственными делами
и временными указами.
Дела плод обширного ума
И мудрости; указы же жестоки,
своенравны и кажется писаны
кнутом.
Дела были для вечности, для будущего;указы вырывались у нетерпиливого,самовласного помещика.
А.С.Пушкин
Ответ: О Великом Петре и его реформах
Вывешиваю название игры «Петр Первый и его реформы»
а) В каком веке была его деятельность?
Ответ: В 18 веке Отложи на линии времени
Команды получают по пакету № 1. а) Описать внешность Петра I
Юра (ученик):
Петр I был высокого роста 2м-4см. красивые черты лица. Волосы черные, гладко зачесаны назад. Брови, как два орлиных крыла. Большие выразительные глаза. Пронзительный взгляд, губы \тгрямо сжаты. Высоко поднятая голова. Это говорит о силе характера и энергии Петра, одет просто в зеленый камзолб) Назовите годы жизни Петра I ? Найдите из преддоженых дат годы жизни Петра 1672-1725г.г. Сколько лет прожил ?Ответ: 53 года
б) Охарактеризовать физические данные и черты характера Петра I
Зуля (ученица):
Да ростом Петр I был высокого За ним бегом еле поспевали необычайная физическая сила. Он руками ломал подковы, скатывал серебрянные тарелки в трубку.А уж если по плечу похлопаетдо плечо долго будет болеть. Петр I не берег себя часто перегружал себя работой.Мог часами работать под дождем.это сказалось на его здоровье. У него тряслась голова в гневе и по лицу случалось проходили судороги Был вспыльчив Во время гнева мог рубить головы стрельцам
Учитель: Петра называют и великим дальновидным строителем
Прочитайте строчки объясните о чем идет речь (даю листки командам)
I команда
а) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.Ногою твердой стать при море
Ответ:
Окно в Европу. Это новая столица. Выражение означает, что Россия могла торговать с другими странами иметь свой флот на море.
Принимать послов в Петербурге.Вести активную политическую жизнь
II команда
б) Отсель грозить мы будем шведу.Здесь будет город заложен . Назло надменному соседу
Ответ: Наташа
Петербург нужен был как город крепость который мог бы охранять Русь от врагов и первое строение было морская крепость Кронштадт
Следующее состязание
« Ох уж эти выражения!»
Иные выражение вводят в ужас, другие в недоумение.
Команды должны объяснить выражения:
Получите капитаны,посоветуйтесьи объясните их значение
«Город вырос на костях»
Ответ: Ученика Петербург строили крепостные крестьяне их сотнями сгоняли на болотистые места Невы На картине мы видим как строили Петербург В лаптях В холостовых рубахах, в воде весь день крестьяне на себе переносят бревна на строительство. Сотнями гибли, от холода и болезней. Их тела туту же в болоте и закапывали Поэтому и говорили «Город на костях»
«В город без камней не пускать»
Ответ: Ученика Петр I издал указ. Каждый прибывший в Петербург на телеге или на санях должен был привезти с собой 3 камня, а если человек плыл морем на судне по 10-30 камней. Чтобы осушить болото и мостить улицы, строить дома
Донесения
( Команды получают донесения)
Учитель. Кто и когда в связи с чем написал эти донесения?
Команда команде задает 4 вопросы
Это события какой войны? Почему она так называется?
Ответ:
Северная война-
Она называется так потому, что
Россия вела войну с севернымсоседом-Швецией
(показ по карте)
Сколько лет она продолжалась Назови дату?
Ответ:
Эта война продолжалась 21 год
1700-1721 г.г.
(Поставь дату)
Чем закончилась?
Ответ: Завершилась победой
России
России вернула земли Прибалтики и завоевало выход в Балтийское море
Составь пирамиду из событии Лесенку
Условия: ( По порядку сначало то,что было раньше и потом)
Подбери даты к событиям
Битва за нарву ( 1700-1703г)2)
Основание Петербурга (1703г)
Полтавская Битва (1709г.)
Ништадский мир (1721 г)
Какое событие не относится к войне? Убери (Петербург)
Учитель: Петра называют и великим дальновидным строителем
Прочитайте строчки объясните о чем идет речь (даю листки командам)
1 команда
а) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.Ногою твердой стать при море
Ответ:
Окно в Европу. Это новая столица. Выражение означает, что Россия могла торговать с другими странами иметь свой флот на море.
Принимать послов в Петербурге.Вести активную политическую жизнь
II команда
б) Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен . Назло надменному соседу
Ответ: Наташа
Петербург нужен был как город крепость который мог бы охранять Русь от врагов и первое строение было морская крепость Кронштадт
Следующее состязание
« Ох уж эти выражения!»
Иные выражение вводят в ужас, другие в недоумение.
Команды должны объяснить выражения:
Получите капитаны,посоветуйтесьи объясните их значение
<<Город вырос на костях» I «В город без камней не пускать»
Ответ: Ученика Петербург строили крепостные крестьяне их сотнями сгоняли на болотистые места Невы На картине мы видим как строили Петербург В лаптях В холостовых рубахах,в воде весь день крестьяне на себе переносят бревна на строительство. Сотнями гибли, от холода и болезней. Их тела туту же в болоте и закапывали Поэтому и говорили «Город на костях»
Ответ: Ученика Петр I издал указ. Каждый прибывший в Петербург на телеге или на санях должен был привезти с собой 3 камня, а если человек плыл морем на судне по 10-30 камней. Чтобы осушить болото и мостить улицы,строить дома
Состязание «Названия и имена»
В честь кого был назван городеОтвет:
В честь святого Петра - ученика Исуса. Именем которого был назван и сам император
Какие названия были у города? Как он сейчас называется?
Ответ:
Город назывался Петербургом Петроградом, Санкт-Петербургом
Учитель: Петра называли ученым мужем,а Пушкин называл его академиком.
Вывеска:« Указы, приказы » - надпись
К кому были обращены эти слова?
«Коль не грамотен, не женись» Ответ:
По указу Петра I
Все богатые должны были знать
грамоту быть образованными он
запрещал попам венчать тех
богатых, которые не хотели
учится
Дворянин не мог получить чина, не сдав экзамен
Петр всю жизнь, учился освоил 14 ремесел. Пушкин его назвал академиком. Сам принимал экзамены 4 дворян которые учились за границей. При Петре для богатых были открыты гимназия, училище, где готовили своих специалистов, учителей, врачей.
Была открыта морская академия
Указ (читает учитель)
Розга разум детям в голову вгоняет Учит молитве
И злых всех стегает
Розга хотя и бьет
Но не ломит кости
А детей отучает от всякой злости
Ответ:
Петр I приказом заставлял учится грамоте счету,чтению В школу брали с 10 лет и до 15. Часть насильно набирали учеников. Ученики разбегались их ловили и обратно возвращали в школу. В классе отставной солдат сидел с хлыстом. За непослушание были. Петр хотел, чтобы было много грамотных. Он открыл цифирные школы для бедных и детей солдат в 40 городах России
Учитель: Петра называют Первый и по династиям и по делам. Много им было введено впервые в России. Команды посоревнуются
Каждая команда по очереди называют преобразование Кто больше назовет.
1 Введена гражданская азбука
Бесплатная библиотека в Москве
Первая печатная газета «Ведомость»
Первый публичный театр « »
Первый музей-кунцкамераПервая регулярная армия и флот
Первая морская академия
Новый год в январе
Петр был первым русским промышленником
Команды получают задания 2 листка с названием товаров
Надо в I командеII команда
о производили в России при Петре I? Что ввозили из других стран в Россию при Петре I?
Что производили'
Что ввозили?
Корабли
Ткани
Шелка
Стекла
Фарфор
Краски
Ружья
Пушки
ШатьяПарики Духи Пудру Платки Карты Вина Водку Табак Капусту Помидоры Картошку-Серебро Золото Металл
Поставь + у правильного ответа
Петр и народ.
Пушкин охарактеризовал Петра, как нетерпеливого самовластного помещика, который часто говорил «я вам и бог и царь и отец»
Состязание капитанов
Как вы думаете,что это означало?
«Царь,как мужик»
Ответ:
Петр I очень был близок к народу лучший друг его Александр Меньшиков - сын конюха. Вторая жена его Екатерина - дочь крестьянина. Много друзей было из простых Людей он ценил по уму. Любил ' работать с кузнецами и даже учился у них ремеслу
«Я вам и бог и царь»
Ответ:
Петр был нетерпеливым и | самовласным правителем j Он не жалел народ. Сгонял ' сотнями строить город, каналы, строил на костях I За непослушание велел казнить без суда и следствия. Сам рубил головы. Народ заставлял платить налоги. Народ жил в нищете. В армии служили всю жизнь. Домой отпускали калек и стариков.
Театральная
Петр и народ
Каждая команда покажет небольшие сценки из Петровской эпохи. Объясните о чем они:
(с ножницами урядник) а)-Петр указом велел всем богатым сричь бороды Боярин: А как я без бороды? -А сохранить ее можно? Урядник, плати 100 рублей за год
Боярин: Жалко! А что делать! Урядник: Думай! Что быстрее вырастет отстриженная борода или отрубленная голова
О каких преобразованиях идет речь?
Ответ:
Петр велел стричь бороды всем богатым под угрозой смерти,т.е. рубили головы
б) Крестьянка и крестьянин
Здорово кум
Здорова кума
Как живешь
Плохо дела
Петр, наш государь повелел клубни диковенного растения садить.А что проку один цвет
А вы не пробовали их варить и есть0 У нас крестьяне едят не отравились Кума:
А нам то вот эту отраву велено садить.
Господа то ее и нюхают и курят, дуреют. Им то удовольствие ,а нам беда9
О чем?
Ответ: О картошке и о табаке
Прочитайте шифровки (даются буквы под номером и строчка из цифр)
Прочитайте строчки
А-1 М-7 Т-13
В-2 Н-8 Ф-14
Д-3 И-9 Ы-15
Е-4 О-10 + -16 К-5 П-11 =-17
Л-6 Р-12 Й-18
1-КОМАНДА
11 4 13 12 11 4 12 2 15 18 16 8 1 12 10 3 17 2-КОМАНДА
2 4 6 9 5 9 4
12 4 14 10 12 7 15
Петр первый + народ = ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ
Что же создало могущество страны в 18 веке . Петр или народ
Ответ:
Петр I был частью этого народа
В нем можно было видеть и
мужика-великого труженика и
помещика злого
Он сын страны,эпохиСтоль противоречивой как Петр
Ответ.
Народ без Петра I не смог бы эти реформы провести,придумать. И Петр I тоже,без народа один их не провел
Это заслуга народа и Петра I
Итог делает жюри. Оценки за соревнование.