Доклад на тему ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
« Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей »








«Педагогические приемы снижения тревожности у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью в практической деятельности учителя»








Выполнила учитель начальных классов
Кайдалова Татьяна Николаевна

(internat_3-4@mail.ru)














Нижний Новгород
2016 г.

Надо различать тревогу и тревожность.
Тревога- реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние безобъективного страха, которое характеризуется неопределенным состоянием угрозы.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность , состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые к тревожности не предрасполагают»
Тревожность различается как личностная и ситуативная (реактивная).
При личностной тревожности человек имеет индивидуальную предрасположенность к тревоге, воспринимает разные ситуации как угрозу, отвечая на каждую определенной реакцией.
Ситуативная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и продолжительности .

У слепых и слабовидящих школьников с множественными нарушениями развития , имеющими выраженную степень дебильности или имбецильности, чувства очень примитивны, характерна их слабая регуляция. Чувства недостаточно дифференцированы, переживания неглубокие. Диапазон их крайне невелик. Дети испытывают преимущественно удовольствие или неудовольствие. Поэтому они менее подвержены тревожности.
Слепые и слабовидящие умственно отсталые ученики младших классов с легкой степенью дебильности не лишены многих эмоций , в том числе таких, как тревога и страх. Большое присутствие тревожных эмоций влияет на умственное и психическое развитие этой группы детей.

Формы проявления тревожности
1.Раздражительность
2.Агрессивность или замкнутость, молчаливость , стеснительность.
3.Заикание
4.Повышенное беспокойство в учебных ситуациях
5. Плач
6.Отказ от учебных действий
7. Не может долго работать, не уставая
8. Мышечное напряжение лиц , рук, шеи
9. Жалуется на страшные сны, засыпает с трудом, боится темноты
10. Не обладает хорошим аппетитом
11. Плохо переносит ожидание
12. Не уверен в себе, считает себя некрасивым, плохим, неуклюжим.
13. Боится сталкиваться с трудностями



В 4 «В» классе - 5 учеников. Двое слепых мальчиков имеют ТМНР, обучаются по индивидуальным программам развития.
Трое слабовидящих детей с легкой степенью умственной отсталости учатся по программе 3 класса школы 8 вида.

1. Характеристика трех слабовидящих детей 4 «В» класса.
Слабовидящие ученики с легкой степенью дебильности были переведены по решению переводного педсовета в конце 2015-2016 учебного года из других классов школы в класс учащихся со множественными нарушениями развития.
Приступив к обучению детей в сентябре 2016 года, я, исходя из наблюдений, предположила у них высокий уровень тревожности.
Первый мальчик ежедневно отказывался от работы на уроках, лежал на парте, его интересовала только игра с динозавриками, мелкие игрушки – солдатики. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Ярко выраженный негатив к школе, учебной деятельности. Он два года проучился в первом и втором классе общеобразовательной школы по месту жительства. «Благодаря» амбициям родителей и непосильным требованиям со стороны педагога, неправильно выбранной учебной программе появился высокий уровень тревожности у ребенка и восприятие школы как зло.

У второго ученика отмечалась ярко выраженная слезливость, раздражение, истерия, бросание тетрадей и учебников на пол, если самостоятельное выполнение задания не получалось. Неуверенность в своих действиях, боязнь плохих оценок, критики учителя. Два года обучался в классе слабовидящих детей с нормальным уровнем развития. Имеет невыраженный эпилептический синдром.

Новенькая девочка крайне стеснительная, отвечала очень тихо, неуверенно. Друзей не было, детей сторонилась. До поступления в данный класс год обучалась в первом классе массовой школы по месту жительства. Ещё два года провела в разных классах коррекционной школы.

Все эти проявления мешали налаживанию хорошего эмоционального климата в классе, учебному процессу.

С целью выявления причины такого поведения провела тестирование страхов у этой группы учеников по методике А.И.Захарова, поскольку страхи являются основой возникновения школьной тревожности. Методика дополнена мною вопросами для младших школьников.





Тест для диагностики страхов у детей младшего школьного возраста

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 37 страхов .
В каком доме будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай тот дом, где он будет жить»
Страхи:
1.когда остаёшься дома один;
2. нападения бандитов;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5.того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. маму или папу;
8.того, что родители тебя накажут;
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чудовищ;
10. опоздать в школу ;
11. перед тем, как заснуть;
12. засыпать в спальне с другими детьми;
13. страшных снов;
14. темноты;
15. волка, медведя, собак, лягушек, червей и др.;
16. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
17. бури, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихий);
18. когда очень высоко (страх высоты);
19. когда очень глубоко ( страх глубины);
20. в маленькой тесной комнате, помещении, лифте, метро, в тесном автобусе (страх замкнутого пространства);
21. воды;
22. огня;
23. пожара;
24. войны;
25. больших улиц, площадей;
26. врачей (кроме зубных);
27. крови (когда идет кровь);
28. уколов;
29. боли (когда больно);
30. плохой оценки в школе;
31. учителя;
32. одноклассников;
33. ребят из других классов;
34. не выполнить задание по учебному предмету;
35. остаться голодным;
36. долго быть в школе без родителей.
37. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет



Возрастные особенности проявления страхов в старшем дошкольном возрасте (нормальный уровень развития):
страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страшных снов, огня, пожара, страх нападения, войны.
У девочек: страх заболеть, наказания, страх перед засыпанием и сказочных персонажей.
Возрастные нормы страхов по А.И.Захарову

Возраст
Мальчики
Девочки


Число страхов
Число страхов

3
9
7

4
7
9

5
8
11

6
9
11

7
9
12











Число страхов у слабовидящих детей одиннадцати лет 4 «В» класса, имеющих легкую форму дебильности,
на начало 2016-2017 учебного года


Время учебного года
Число страхов
Число страхов



Мальчики
Девочки


Начало года (сентябрь)
М-1 23
М-2 16
Д-1 21


Середина года (январь)




Конец года
(май)










М-1: 1, 2,5, 7, 8, 10, 12, 13. 14, 15 (аварии),16,17,22,23,24,25,26,27,28,30, 31,34 36,37 (23 страха)
Сильные страхи: боится маму, наказания (физического), засыпать в спальне с другими детьми, аварии ( дедушки и мамы), войны, больших улиц (страх заблудиться), уколов, плохой оценки, учителя, долго быть в школе без родителей.
М-2: 1,2,5,7,8,13,17, 19,22,23,28,29,30,34,36.,37 (16страхов)
Сильные страхи: остаться одному дома, смерть мамы, страх за папу, страх наказания мамы, страх плохой оценки в школе, страх не справиться с заданием на уроке, страх замкнутого пространства, страх остаться одному в доме.

Д-1: 2, 4, 5, 9, 12, 14, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27. 30, 31. 33, 34, 36, 37 (21страх)
Сильные страхи: умереть, смерть родителей, плохой оценки в школе, не справиться с заданием по учебному предмету, долго быть в школе без родителей, ребят из других классов.

Причины появления тревожности у детей со сниженным интеллектом и нарушенным зрением.

Выяснилось, что каждый из обследуемых детей имеет горький опыт обучения в массовой школе или в классе слабовидящих детей с нормой развития. Завышенные требования родителей к ребенку, нежелание видеть его особенности или сильная жалость , желание все сделать за сына, дочери, с другой стороны- равнодушие и отчужденность матери и отца - все это приводит к высокому уровню тревожности у детей-инвалидов. Уход отцов из семьи в связи с рождением больного ребенка, скандалы, обвинения, алкоголизм. Новые семьи родителей. Чувство одиночества у ребенка, уход от трудностей, волнений в свой мир игры, отрешенность от враждебного мира (учителя, одноклассников, родителей). Или как средство защиты - проявление агрессии, шантажа, требований (особенно от родителей) исключительного внимания и заботы. Каждый из этих детей не уверен в себе.
Проявлению страхов, входящих в состояние тревожности , способствуют тяжелые соматические заболевания, не поддающиеся излечению.
Когда такие дети поступают в дошкольное, а потом школьное учреждение, причины появления состояния тревожности у них возрастают. Нередко дети встречаются с авторитарным стилем воспитания и обучения со стороны педагогов: требование беспрекословного подчинения, грубый тон, крики, неприязнь педагога к ребенку-инвалиду, доставляющему много хлопот, называние по фамилиям одних , по имени других воспитанников. Поведение таких педагогов закрепляет у детей позицию неудачника, плохого, глупого, нелюбимого. А они так нуждаются во внимании, ласке, поддержке.
Завышенные требования , сложные учебные программы, не адекватные интеллектуальным способностям и зрительным возможностям учеников, вербальные и физические наказания усиливают тревожность и приводят их к нежеланию учиться.
Иногда сам педагог демонстрирует в силу разных причин высокий уровень тревожности, тем самым провоцирует страхи у детей.
Мир, в котором живут дети с высоким уровнем тревожности, часто пугает. Ребята его не понимают в силу низкого интеллекта, слабовидения. Тревожные дети стараются держать проблемы при себе. Поэтому мы чаще обращаем внимание на гиперактивных воспитанников, которые всегда на виду, а эту группу замкнутых и тревожных детей часто упускаем.

Для того ,чтобы сгладить проявления состояния тревожности у слепых и слабовидящих детей с множественными отклонениями развития, необходимо проводить коррекцию , направленную на личность ребенка, применяя методы и приемы общей и коррекционной педагогики и психологии.

Пути преодоления тревожности у детей с множественными нарушениями развития:

1.Медико-психолого-педагогическое сопровождение:
-работа психолога в союзе с учителем и воспитателями, медикаментозное лечение, педагогическая коррекция.
2. Работа с родителями:
-индивидуальные доверительные беседы о воспитании ребенка-инвалида;
- вовлечение родителей в школьную деятельность их ребенка;
( экскурсии, участие в школьных праздниках, днях именинника, ярмарках, концертах, выступлениях детей)
Общее дело объединяет семьи, повышается самооценка у детей, снимется тревожное состояние.
3. В целях профилактики и снятия тревожности у детей педагогу необходимо:
- Знать психологические особенности развития воспитанников.
- Учитель должен если не полюбить, то принять каждого своего воспитанника по-доброму, стать его помощником, защитником, другом.
- Находить в каждом ученике хорошие качества. Хвалить за успешное действие или ответ. Но похвала должна быть объективной, заслуженной, нельзя сюсюкать. Поощрять письменные работы веселыми и интересными наклейками, смаликами, звездочками
- Не сравнивать ребенка с другими детьми. Акцент делать на сравнение его достижений в определенный временной период. Педагогическая жесткая критика ребенка препятствует его развитию.
- При оценивании тревожных детей по возможности не ставить низких отметок, не делать нудных обидных нравоучений.
- Давать задания по силам ребенка, создавать ситуацию успеха.
- Во время объяснения нового материала избегать спешки, практиковать многократное повторение, демонстрировать яркую и понятную наглядность. Не должно быть перегрузки информации.
- Речь учителя должна быть четкой, эмоциональной, средней громкости, изложение простое, понятной. Применять алгоритмизацию действий учеников при решении заданий.
- Избегать каждодневной темной одежды, одеваться в светлые тона платьев и костюмов.
Пользоваться косметикой и парфюмерией.
- Наиболее эффективным способом контроля над поведением тревожных детей является награда. Лишение награды лучше действует , чем страх наказания.
- Важны позитивные утверждения. Например: « Все будет хорошо», «Я верю в тебя», но не стоит ориентироваться быть лучше всех, сделать больше всех. Нередко неуспех в этих стремлениях приводит к стрессовым состояниям.

4. Учителю важно организовать индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Например, одному ребенку с низким уровнем развития волевой сферы в начале урока записываются на доске задания, которые он должен выполнить с классом или самостоятельно в течение урочного времени. В оставшееся время ребенок может поиграть с любимыми игрушками. Это стимулирует скорость работы ученика. У него есть цель- любимая игра. Со временем объем работы на уроке можно постепенно увеличивать.

Другого ученика с низкой самооценкой своих знаний , страхом перед самостоятельной работой, учитель после объяснения нового материала по математике , русскому языку просит отвечать вместе с другими «хором». Полезно таких детей приучать работать с доской. Если ребенок ошибается, у него есть возможность стереть неверную запись, при этом не испачкать тетрадь. После небольшой тренировки написания слов или решения примеров под наблюдением учителя , ученик получает аналогичное письменное задание , которое выполняет самостоятельно. Необходимо поощрять одобрением хорошо выполненную самостоятельную работу.
Нередко приходится останавливаться на трудной теме в ущерб календарно-тематическому планированию, терпеливо объяснять раз за разом ,например, приемы сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Наградой учителю за терпение служит восклицание ученика: « Ура! Наконец-то я понял, как решать эти примеры!»

5 .Снижению уровня тревожности на уроках способствует практическая деятельность детей.
Математика.
Определение меры емкости -1 литр (наливание воды в банки) Определение количества стаканов воды в банках . Много воды оказалось на полу, но удовольствие получил каждый и знания тоже.
Окружающий мир. Экскурсии ( сезонные, тематические). У детей с нарушенным зрением и умственной отсталостью знания об окружающем мире неполные, часто не подкреплены предметными представлениями. Экскурсии в живую природу позволяют детям не только конкретизировать свои представления о природных явлениях , но и снять напряженность, нервозность, усталость , полюбоваться деревьями, цветами, подышать свежим воздухом, прикоснуться к дереву. Необходимо постоянно привлекать неустойчивое внимание детей к красоте русской природы, учить расслабляться с помощью мимики (улыбки), жестов (потягивания к солнцу) , прикосновения к растениям, деревьям. (Ботанический сад, городские парки , школьный двор, Щелоковский хутор).
6. Расслабляющие «Физминутки»

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей необходимы. Все упражнения просты и занимают несколько минут, но если заниматься с детьми регулярно, они научатся владеть своими чувствами, приемам расслабления. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры.

Я пользуюсь картотекой игр и упражнений на снятие тревожности, разработанной Коточиговой Е. В., размещенной на сайте «Открытый класс Сетевые образовательные сообщества»
Многие игры и упражнения необходимо адаптировать для слепых и слабовидящих детей.

«Воздушный шарик»
Снять напряжение, успокоить детей.
Педагог: «Представьте, что мы все надуваем воздушные шарики. Сделайте вдох, поднесите шарик к губами, раздувая щеки, медленно надувайте его. Ваш шарик становится все больше, на нем растут красивые узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу.

«Танцующие руки»
Релаксация , ритмические движения под музыку.

«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите зубы. Пальцы рук крепко сожмите в кулаки. Не дышите , считая мысленно до задумайтесь: а, может, не стоит драться ?Выдохните и расслабьтесь. Обнимитесь с товарищем. Ура! Неприятности позади!»

«Насос»
Цель: снятие мышечного напряжения.
« Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - резиновая надувная кукла, другой насосом надувает эту куклу. Кукла стоит на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, голова опущена (она не наполнена воздухом). Товарищ начинает надувать куклу, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха кукла надувается все больше. После каждой подачи воздуха у куклы поочередно надуваются и выпрямляются ноги, туловище, руки, голова, щеки. Руки отходят в стороны. Кукла надута. Товарищ выдергивает шланг насоса, из куклы с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, согнулось» Затем играющие дети меняются местам

«Строители» ( автор Ю.Галактионова)
Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как передают соседу:
- тяжелое ведро с песком;
- легкую кисточку;
- кирпич;
- гвоздик;
- огромную тяжелую доску;
- молоток .
Предварительно детям с нарушенным зрением показать по возможности эти строительные вещи в натуральную величину или подобрать качественный наглядный материал с проведением словесного объяснения.
«Врасти в землю»
Надо сказать ребятам: « Попробуйте сильно-сильно упереться пятками в пол, руки сжать в кулаки, крепко сцепить зубы. Вы - большие сильные деревья, у вас крепкие корни. Никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека»

«Комплименты»
Развитие коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе, добрососедских отношений с одноклассниками.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Первый ребенок поворачивается лицом к соседу и говорит ему доброе слово. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он произносит ласковое слово соседу. Упражнение проводится по кругу.

Говорить комплименты тревожным детям очень трудно. Некоторым ребятам нелегко слышать о себе, первоначально они возражают, говорят, что плохие. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, вместо него говорит педагог. Со временем при повторении упражнения зажатость уменьшается, они внимательно слушают о себе, ищут хорошие слова одноклассникам.
«Хоровод»
(автор В.М.Минаева)
Снятие напряжения, развитие чувства общности , выразительности движений.
Дети встают по кругу и по команде педагога показывают печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
«Четыре стихии»
Развитие внимания, расслабление после выполнения заданий на уроке.
Педагог предлагает детям при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» вытянуть руки вперед, при слове «воздух» поднять руки вверх, при слове «огонь» вращать кистями. Взрослый принимает активное участие в игре, может специально сбивать играющих.
«Танец шляпы»
Дети находятся в кругу. При первых звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прерывается, участник, на голове которого оказалась шляпа, показывает какое-либо движение или, если он незрячий, станцевать с выбранным участником игры под музыку.

«Физминутки» позволяют быстро снять ситуативную тревожность у детей, возникшую из-за страха получения плохой отметки, страха неправильного ответа, сделать передышку на уроке, помогут установить контакт с одноклассниками во время игры, вселить уверенность в собственное «Я».





























15