Урок, посвящённый Дню словарей От словаря Даля до наших дней (9-11 классы)


Конспект урока русского языка, посвящённого Дню словарей
Цель урока: расширение информационной грамотности, связанной с работой со словарями как источником информации
расширении знаний учащихся в сфере биографии и Толкового словаря В.И.Даля, но и в, совершенствованием информационной компетенции обучающихся, которая предполагает умение работать со словарями разных видов.
ДДЛЛ
Задачи:
1) предметные – расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся с новым Школьным энциклопедическим словарём «Русский язык», формировать навыки работы со словарём.
2) метапредметная – развивать мыслительные навыки учащихся (внимания, поиск информации, умения анализировать), расширение словарного запаса. развивать речь через монологические высказывания на лингвистическую тему; развитие творческих способностей учащихся.
3) Личностная– воспитание культуры речи и интереса к родному языку, любви к книге
Техническое оснащение урока: Выставка словарей, портрет В. Даля
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация о В.И.Дале, книга Александра Ткаченко «Владимир Даль» пакеты с заданиями
Форма работы: коллективная, групповая.
Тип урока: обобщение изученного.Ход урока
Оргмомент: здравствуйте! Начинаем наш словарный урок. Давайте составим словообразовательную цепочку слова словарный и определим, чему же будет посвящена сегодня работа на уроке.
Словарный – словарь – слово
сделаем вывод о том, что ближайший «родственник» слова словарный – слово словарь, а значит, работа на уроке будет посвящена словарям
Актуализация знаний: Вспомним, какие словари нам известны. Работа в парах: на каждой парте карточка с заданием (приложение1). Выполнив задание, учащиеся поочерёдно называют словарь, учитель составляет схему (рисует на доске кластер, открывает слайд презентации и тп):

Мотивация. Почему именно сегодня мы говорим о словарях? – В честь Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».
Демонстрируется портрет В.И.Даля с надписью «Казак Луганский и «первый талант в русской литературе». Что, по-вашему, означают эти слова? (ответы учащихся) Какую роль сыграл словарь Даля в истории русской лексикографии? (учащиеся воспроизводят знания, изученные ими в предыдущих классах). Учитель читает отрывок их стихотворения луганского поэта Светланы Тишкиной «По улице Даля»
По крови датчанин стал русским судьбой,Собрал воедино Руси диалекты – Народный язык, в поколеньях воспетый,В основу собраний положен тобой. Не яркость столиц, а провинции светТебя воспитал гражданином Отчизны.Музей сберегает тома, что при жизниИздал как этнограф, писатель, поэт.
Открытие новых знаний. Часто ли мы пользуемся словарём В.И.Даля? Почему? (ответы детей)
Работа с текстом: Прочитайте текст и отметьте слова, значение которых вам неизвестно. Проверьте по словарю, записав сначала свою версию.
Деревянная ложка вырубается из баклуши топориком, потом теслится теслою, отстрагивается ножом и режется кривым резаком. Черенок и коковка на ней точатся пилкою. Ложки бывают разные. Межеумок - это простая и широкая. Бутырка или бурлацкая - такая же, но толще и грубее. А еще боская, полубоская, носатая, тонкая.
(распечатка из словаря Даля – приложение 2)
Вывод: За истекшее со дня появления словаря время русский язык претерпел много изменений, круг читателей и почитателей Даля сузился, но составленный им словарь был и остается самой полной энциклопедией истории, быта, нравов многих прошедших столетий.
Сегодня мне очень приятно представить вам новый словарь, созданный лингвистами Санкт-Петербургского государственного университета. Он называется «Школьный энциклопедический словарь «Русский язык» и содержит около 600 словарных статей и 2000 разъясняемых лингвистических терминов. В словаре освещено множество тем, актуальных как для школьника, так и для всякого образованного человека.
Предлагаю познакомиться с рекламным видеороликом
Сегодня каждый из вас получит в подарок мобильное приложение этого словаря, и на последующих уроках русского языка и литературы мы будем пользоваться его материалами.
Яркий авторский дизайн и многоуровневая система навигации помогут нам по-новому взглянуть на русский язык. Грамматика и стилистика, летописи и язык Солженицына, языковая норма и языковая игра — одним словом, весь русский язык от еров до смайликов у вас в мобильном телефоне или на планшете.
Предлагаю начать знакомство с новым словарём со статьи, посвящённой В.И.Далю. (у детей распечатка статьи «Даль В.И.»
(как вариант можно предложить детям скачать мобильное приложение заранее, и на уроке уже пользоваться планшетом или телефоном)
Что нового вы для себя узнали о В.И.Дале?
Почему «Толковый словарь живого великорусского языка не может считаться нормативным?
Исследовательская работа в группах по новому словарю
Задание для группы № 1.
1. Объясните, как Вы понимаете слово энциклопедический применительно к словарю «Русский язык»
2. Проверьте себя по любому из толковых словарей.
3. Отличается ли Ваше толкование слова от того, которое дано в словарной статье? Какая новая информация о слове (по сравнению с Вашим толкованием) есть в словаре?
4. Составьте простое распространенное предложение с этим словом. Определите его роль в предложении.
Задание для группы № 2
1.Проанализируйте словарные статьи для слова поговорка в словарях Даля и «Русский язык»
2. Составьте словник (или словарные рабочие материалы), который поможет Вам в подготовке к уроку литературы по теме «Пословицы и поговорки»
Задание для группы № 3
1. Объясните, как Вы понимаете выражение языковой пуризм
2. Проверьте себя по Школьному энциклопедическому словарю «Русский язык»
3. Отличается ли Ваше толкование слова от того, которое дано в словарной статье? Какая новая информация о слове (по сравнению с Вашим толкованием) есть в словаре?
4. Составьте сложное предложение, включив в него это выражение.
Рефлексия:
- Как бы обозначили тему нашего урока?
Два словаря – две эпохи
От словаря В.И.Даля до наших дней
Словарь – прообраз интернета
- создайте синквейн по выбранной вами теме
Домашнее задание
Напишите небольшое эссе (до 150 слов) об истории русского языка, опираясь на 5 словарных статей Школьного энциклопедического словаря «Русский язык»