Совместный образовательный проект учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ОНР Животные и дети — лучшие друзья на свете!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок»»
Малышевского городского округа
Совместный образовательный проект
учителя-логопеда и воспитателей группы
для детей с ОНР
«Животные и дети – лучшие друзья на свете!»

Составила учитель-логопед: Скотникова Е.С.
19050005899785Февраль 2016 год
Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь дошкольника.
Актуальность проекта
Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Для формирования грамматически правильной связной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончанию, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта: Дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)
Цель: формирование знаний о домашних и диких животных и их детенышах. Создание условий для коррекции недостатков речи посредством театрализованной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Пополнить, уточнить и активизировать словарь по темам.
Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
Развивать связную речь через составление рассказов по картинам и сериям картин.
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.
Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); распределять между собой обязанности и роли.Развивать общую и мелкую моторику; вырабатывать правильный речевой выдох и артикуляционные уклады; развивать фонематический слух.
Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка, традиции семейного чтения.
Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Ожидаемый результат.
- Расширение кругозора детей о диких и домашних животных и их детенышах.
- Пополнение предметно-развивающей среды по темам.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Сплоченность детского коллектива.
- Творческий подход родителей к выполнению домашних заданий при составлении рассказов.
– Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Формы и методы работы:
НОД;
Индивидуально-подгрупповая работа;
игры-драматизации;
театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного театров;
выставки рисунков и поделок;
просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;
просмотр презентаций;
подвижные и настольно-печатные игры по темам;
консультации для родителей.
Предметно-развивающая среда:
1.Дидактические игры: (Приложение №1)
2. Пальчиковые игры (Приложение №2)
3. Игры на развитие дыхания:
Игра «Колобок»
Игра «Лошадка»
Игра «Помоги корове»
4. Игры на формирование фонематического слуха и чувства ритма (Приложение №3)
5. Игры - драматизации:
Игра «Маша и медведь»
Игра «Три медведя»
Игра «Как щенок друзей нашел»
Игра «Волк и семеро козлят»
Игра «Репка»
6. Театрализованные игры (каталог кабинета логопеда).
7. Аудио - и видеозаписи по теме:
«Просята», «Мишка косолапый», «Два мышонка», «Десять зайцев», «Два козлика» С. и Е. Железновы (CD - диск) для развития мелкой моторики;
«Мыши», «Медвежата», «Охотник и заяц» С. и Е. Железновы (CD - диск) физминутки для развития общей моторики;
Мультфильм «Непослушный котенок» (USB-флеш-накопитель);
Мультфильм «Три медведя» (USB-флеш-накопитель).
8. Презентации:
«Как приручили животных» (USB-флеш-накопитель);
«Жилища диких зверей» (USB-флеш-накопитель);
«Скотный двор» (USB-флеш-накопитель);
«Школа веселого Колобка» (USB-флеш-накопитель);
«Детеныши диких и домашних животных» (авторская презентация).
9. Детские раскраски.
10. Разные виды трафаретов.
11. Конструкторы «Скотный двор», «Обитатели леса».
12. Настольно-печатные игры по темам (каталог кабинета логопеда и группы).
10. Конспект обобщающего занятия с использованием икт (приложение №4).
11. Консультации для родителей (каталог кабинета логопеда).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (с 29.01 по 01. 02. 2016г.)
Обсуждение цели, задачи с педагогами, детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Подбор и обновление методических материалов по темам.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников:
о домашних животных и их детенышах с 01.02.16 по 05.02.16.
о диких зверях нашего леса с 08.02. 16 по 12.02.16
III этап – заключительный.
Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам.
Оформление стенда группы с детскими рисунками, поделками.
Публикация проекта в социальных сетях Интернет.

Родителям сообщаются темы недели, и дается домашние задание:
1. Рекомендации по расширению словарного запаса детей, формированию грамматически правильной речи и связного высказывания.
2. Составление рассказов по картинкам.
3. Отгадывание загадок про животных и зверей.
4. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах об обитателях скотного двора и наших лесов.
5. Качественное выполнение домашних заданий совместно родителей с детьми.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность: (логопед, воспитатели, родители)
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.
Подвижные игры.
Игры на развитие дыхания.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игры-драматизации.
II. Познавательная деятельность: (логопед и воспитатели)
Формирование целостной картины мира.
ФЭМП.
Логопедические занятия.
III. Беседы (логопед и воспитатели).
IV. Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатели).
V. Художественное творчество: (воспитатели)
Рисование.
Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).
Аппликация (нетрадиционные способы).
VI. Работа с родителями (логопед и воспитатели)
Консультации.
Папки-передвижки.
Индивидуальные беседы и консультации.
Основные направления логопедической работы с детьми по проекту:
- артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
- задания для развития речевой интонационной выразительности логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»);
коррекционно-развивающие игры:
- развитие памяти с расширением словарного запаса - «какая бывает коза...» (по кругу подобрать и запомнить определения);
- загадали загадки - припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;
- слуховое восприятие - «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы;
-логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козлѐнок);
- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлѐнок, петух -...»; - грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
- звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберѐтся до леса»);
- воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво ...», «капельки росы сверкают на солнце, как...»;
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);
- лексику (за счѐт смежных тем идѐт обогащение и активизация словаря);
- упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;
- театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединѐнных сюжетом - «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»);
- игры-драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о домашних и диких животных и их детенышах.
Пополнен и уточнен словарный запас по темам.
Пополнена предметно – развивающая среда: литературой, иллюстрациями, каталогами игр, стихотворениями, рассказами, загадками, конспектами и презентациями. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Домашние задания выполнены в разнообразных творческих формах, с использованием театрализованной деятельности.