Проект Необычный алфавит.Проект направлен на осознанное усвоение алфавита, на формирование интереса к чтению .


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»
ПАСПОРТ
проектной работы
НЕОБЫЧНЫЙ АЛФАВИТ
Автор: ученики 1 а класса
Руководитель проекта:
Петрова Т.Н.
Март 2014 год
Содержание
1. Введение Стр.
1.1Актуальность……………………………………………..1
1.2Гипотеза (если……, то……)/проблема
1.3Цель проекта
1.4Задачи
1.5Формируемые УУД
1.6 Характеристика проекта:…………………………………………2
Тип проекта
По профилю знаний
По числу участников
По уровню контактов
1.7 Срок реализации…………………………………………………..3
2.Описание проектной работы и её результаты…………....3
2.1Этапы работы над проектом………………………………..3-7
2.1.1Подготовительная работа……………………………………..5
Знакомство с темой проектной работы с целью:
- формирования первичного представления об изучаемом объекте, интереса к данной теме;
- создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.
2.1.2Организация проектной/исследовательской деятельности:………..5-6
- выработка плана действий
- определение основных методов: прочитать в книге, понаблюдать, задать вопросы
родителям, учителям, подумать самостоятельно;
- решение промежуточных задач;
- фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, символы;
- формулировка задач (для чего?).
2.1.3Представление готового продукта:
- представление результата работы в разнообразных формах: письменные отчёты о
работе, фоторепортажи, рисунки, схемы, выводы.
2.1.4 Оценка процессов и результатов работы - участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.
3. Рефлексия деятельности (приобретённые умения,знания,навыки)……..7
Актуальность:не все ребята могут правильно назвать буквы русского алфавита и знать её место в нём.
Проект направлен на осознанное усвоение алфавита, на формирование интереса к чтению. Расширение кругозора учащихся.
Гипотеза:Зачем нужен ли алфавит человеку?
Цель проекта:
-обобщить знания о буквах русского алфавита;
-учиться искать информацию (стихи,загадки и т.д.) в сотрудничестве со взрослыми;
-учиться работать в группе;
-создать «необычный» алфавит для запоминания «имени» буквы.
Задачи:
- знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни,
 развивать умение распознавать звук и букву;
- формировать первоначальные  представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.
- развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
Формируемые УУД:
Предметные:
-запоминие названия и порядка букв в алфавите
- характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква,
-называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких и твёрдых)- способность контролировать свои действия
Метапредметные:
Познавательные:
-освоение способов применения алфавита;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений;-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану
-находить ответы на вопросы в тексте ;- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные :-использовать алфавит для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные:
-  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы - учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные:  
-осознание значимости знания алфавита для человека
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
-умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Характеристика проекта:
Тип проект по типу деятельности : информационно - творческий
По профилю знаний:уроки обучения и грамоте,технологииПо числу участников: общеклассныйПо уровню контактов: учитель,учащиеся и родители 1 а класса,библиотекарьшколы,секретарь школы
Срок реализации: сентябрь-март 2014 г
Этапы работы над проектом.
1. Знакомство с проектом. Формулирование  вопросов, которые будут решаться в проекте.
2.  Работа   по поиску материалов к проекту.
3. Выполнение дидактических заданий к проекту
4. Оформление результатов  работы : -выставка работ «Моя азбука»(рисунки,поделки,аппликации)
-выставка работ «Ожившие буквы»( поделки из пластилина)
- презентация «Необычный алфавит»,
5. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
6. Подведение итогов, награждение участников
1 этап
Знакомство с темой проекта.
- Как появился современный алфавит?
В I веке нашей эры на территории Европы жили наши предки — племена славян, говорившие на древнем языке (учёные дали ему название праславянский язык). Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык тоже начал распадаться: у праславянского языка образовались различные ветви. Одной такой ветвью был древнерусский язык — предшественник русского, белорусского и украинского языков.
Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша, Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло христианство (Русь приняла христианство в 988 году), необходимость в письменности возросла ещё больше (возникла потребность в экономических и культурных связях с другими государствами). Наши далёкие предки славяне образовали древнерусскую народность, куда вошли восточнославянские племена полян, древлян, кривичей, вятичей. На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой полянами, появилось могущественное государство — Киевская Русь. В VIII—IX веках, кроме Киева, образовались древнерусские города Псков, Чернигов, Полоцк, Смоленск, в которых развивались различные ремёсла. В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал большое влияние на развитие многих славянских языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить к употреблению в новых условиях. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Правда, настоящее его имя — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью).
В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.
Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянского и древнерусского языков.
Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления: юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках); вместо фиты и ферта мы используем букву ф; вместо зело и земля — букву з; вместо ять и есть — букву е; кси и пси.
Ну и конечно, многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче.
Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.
У кириллицы было несколько видов начертаний. Долгое время (особенно у восточных славян) сохранялось уставное письмо, или устав: кириллические буквы писались прямо, одна отдельно от другой. Уставом писали в основном богослужебные книги. С течением времени устав заменился полууставом, который встречается в книгах XV—XVII веков. По образцу полуустава был отлит шрифт первых русских печатных книг.
Полуустав сменился скорописью, в которой первоначальное начертание кириллических букв значительно изменилось. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита. Грамотность высоко ценилась на Руси. Из глубины веков дошли до нас памятники древней русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку. Переписывание от руки в Древней Руси было единственным способом "тиражирования" книги и распространения её среди грамотных людей. Появление книгопечатания на Руси стало началом новой эпохи.
2 этап
Работа  по поиску материалов
1. Экскурсия в библиотеку.
При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.Состоялась беседа с библиотекарем «Порядок книг в библиотеке».
Библиотекарь  Любовь Васильевны Цыкоза  показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста.
Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.
В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.
У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!
2. В нашей школе у секретаря  Маргариты Николаевны есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.
В классном журнале наши фамилии записаны в алфавитном порядке
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит. Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё …(алфавит)
3. Подбор стихов «Веселый алфавит»
3 этап
Выполнение дидактических заданий к проекту
1. Изучение алфавита.
2. Работа с  раскрасками «Алфавит»
3. Выполнение работ – оформление заданной буквы
4. Подготовка презентации «Необычный алфавит »,
Это интересно знать.
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Какие алфавиты бывают? 1.Алфавит народов мира(у некоторых народов алфавита нет,существует только устная речь).Больше всего букв содержится в кхемерском языке (72 буквы),наименьшее – 11 в алфавите ротокас с острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея).2.Математический алфавит(а+b=с) 3.Компьютерный 4,Телеграфный (азбука Морзе) 5.Азбука для слепых(буквы для слепых пишут при помощи точек)
Повторение знаний о русском алфавите.
- Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.
Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.
- А кто уже знает весь алфавит? Сколько букв в русском алфавите?
- Назовите первую букву, последнюю.
- Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?
- Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?
- Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н
Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.
4 этап
Защита ученических работ.
1. Работа с пластилином
2. Работа с пуговицами.
3. Ниткопись.
4. Аппликация.
5 этап
Оформление результатов  работы
1. Выставка работ «Моя азбука»
2. Презентация  «Необычный алфавит».
6 этап
Оценивание работы
- Проведение мониторинга учащихся. Техника чтения.
- Подведение итогов, награждение участников.
- Внеклассное мероприятие  «Спасибо, Азбука!»