Конспект урока по теме Ударные и безударные слоги


Тема Ударные и безударные слогиПедагогические цели Создать условия для уточнения представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи, развития умения различать в слове ударный слог; способствовать запоминанию правописания словарного слова капуста
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения
Личностные результаты Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят пути ее осуществления.
Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические – анализируют информацию, делают выводы.
Окончание табл.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих
Основное содержание темы, понятия и термины Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Ударный слог. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Подвижное ударение. Капуста
Образовательные ресурсы Орфоэпический словарь. Таблица «Ударение»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальный. Словесный.
Слово учителя Приветствует учащихся.
– Громко прозвенел звонок, Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют готовность
к работе на уроке Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
II. Чистописание Фронтальная,
индивидуальная.
Практический. Письмо ц щ // ц щ // Выполняют письмо
по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Актуализация знаний Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Что такое ударение?
– Чем отличается ударный слог от безударного?
– Над какой буквой ставится знак ударения?
– На какой слог по счету в слове может ставиться ударение? Отвечают на вопросы учителя Осмысленно воспринимают вопросы учителя и правильно строят ответы на них. Для ответов привлекают имеющиеся знания Беседа по вопросам
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя – Сегодня на уроке мы продолжим работу над ударением в словах и подумаем, почему важно уметь быстро и правильно найти в слове ударный слог Слушают учителя Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Роль ударения в речи (упр. 103, 104) Фронтальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо Предлагает прочитать предложения, стихотворение, ответить на вопросы и выполнить задания к упражнениям. Контролирует работу учащихся Читают, отвечают
на вопросы, выполняют задания.
– Кок – повар на корабле.
– Капуста – вилок Думают, высказывают свое мнение, размышляют. Делают вывод о том, что ударение помогает различать одинаковые по напи-санию, но разные по значению слова Беседа по вопросам, письмо
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
2. Словарно-орфографическая работа. Капуста Фронтальная.
Словесный, практический. Письмо Знакомит с правописанием слова «капуста» Запоминают словарное слово Грамотно осуществляют письмо словарного слова Письмо словарного слова
Физкультминутка Коллективная. Практический Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И еще разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку
И снова – по порядку Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня,
активно участвуют в физкультминутке Правильное выполнение дви-жений
3. Подвижное ударение (упр. 105), работа в рабочей тетради (№ 58) Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, письмо Предлагает прочитать слова и выполнить задание.
– Прочитайте текст «Обратите внимание!». Что значит подвижное ударение? Читают слова, отве-чают на вопрос, выполняют задание Различают в словах ударные и безударные слоги. Наблюдают за разностью и под-вижностью русского ударения Беседа по вопросам, письмо
4. Правильное произношение слов (упр. 106), работа в рабочей тетради (№ 62). Работа с орфо-эпическим Парная, инди-видуальная.
Словесный, практический.
Чтение, беседа,
письмо – Прочитайте слова по очереди друг другу.
– Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произносили эти слова.
– Спишите, обозначьте ударение, подчеркните ударный слог Читают слова друг другу. Проверяют работу по орфоэпическому словарю. Списывают, обозначают ударение, подчеркивают ударный слог Оценивают в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Овладевают навыками работы с орфо-эпическим словарем, Чтение, письмо, работа
с орфоэпическим словарем
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
словарем (учебник, с. 134) находят в нем нужную информацию о произношении слов VI. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в рабочей тетради(№ 59, 60) Парная, инди-видуальная. Словесный, практический.
Упражнение – Составьте из слогов слова и запишите их, поставьте ударение.
– Подберите и запишите слова, которые подходят к схемам Собирают из слогов слова, записывают,ставят ударение.
Подбирают слова
к схемам Работают в паре, контролируют действия партнера. Сравнивают модели слогоударной структуры слова и подбирают к ним слова Упражнение
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Какое открытие сделали на уроке?
– Какие знания приобрели?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение?Почему? Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляция
VIII. Домашнее
задание.
Работа в рабочей тетради (№ 61, 63) Фронтальная.
Словесный.
Чтение Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения Слушают учителя,
делают записи Принимают цель, содержание и способы выполнения задания