Открытое занятие «Декорирование в технике декупаж» (номинация «Современное занятие», муниципальный методический фестиваль)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Городской центр внешкольной работы «Досуг» высшей категории
Открытое занятие
«Декорирование в технике декупаж»
(номинация «Современное занятие», муниципальный методический фестиваль)
Неткачева О.В. –
педагог дополнительного образования
г. Красный Сулин.
2014 г.

Открытое занятие
Декорирование в технике «Декупаж»
Цель урока:
Познакомить учащихся с историей возникновения и развитию техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.
Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить кругозор в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа, показ, демонстрация, анализ, игра.
Используемые технологии: технология продуктивного обучения, элементы здоровьесберегающей технологии
Оборудование: Интерактивная доска для показа презентации, образцы изделий, выполненных в технике декупаж.
Средства обучения:
Наглядные:
Образцы салфеток
Ножницы
Клей ПВА
Кисть
Файл
Блестки, витражный контур
Объект для декупирования.
Правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком, для выполнения работы по декорированию.
Ход проведения занятия
1. Организационный момент.
Проверить готовность рабочих мест. Сообщение темы и цели открытого занятия.
2. Практическая часть занятия.
Педагог:
Здравствуйте я рада приветствовать вас в нашей сегодняшней мастерской. Мы посвятим сегодняшнее занятие любимой многим техники декупаж.
Чем интересны изделия мастеров в технике "декупаж"?
Мастера умеют так обыграть картинки (распечатки, декупажные салфетки), доступные многим, что изделие становится самостоятельным произведением искусства.
Красота, уют, гармония....
Так хочется чтобы эти слова отражали качество жизни каждый день и каждый час
и мира в целом и каждого из нас.
Есть люди, помогающие утвердиться этим понятиям в нашей жизни.
Эти люди - мастера ручного творчества.
«Вещи ручной работы – это роскошь, иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд».
А вы ребята знаете о ценности работы мастеров?
Ответ обучающихся.
Чтобы побольше узнать о декупаже, посмотрим презентацию.
Презентация.
Слайд 1. Титульный лист.
Слайд 2. Название презентации.
Слайд 3. «Техника декупажа" - это техника украшения с помощью вырезанных изображений с закреплением покрытием лаком. Здесь вы видите момент прикрепления вырезанного мотива и уже готовые работы.
Слайд 4. Проще говоря – это аппликация, но особенная – покрытая лаком, поэтому мастерски выполненный декупаж, выглядит как роспись и производит на зрителя эффект нарисованной картины.
Слайд 5. Слово декупаж происходит от французского слова «вырезать», но несмотря на французское название, техника декупажа впервые была применена в Китае уже в XIIвеке. Из тонкой красочной бумаги они вырезали изящные аппликации и украшали ими все на свете: фонари, окна, двери, шкатулки, коробочки.
Слайд 6. Современный декупаж больше похож на то, что зародилось в раннем Средневековье в Европе. Как новый вид искусства, декупаж впервые упоминается примерно в конце XV века в Германии, именно там для украшения мебели стали использовать вырезанные картинки.
Слайд 7. В XVII веке в Венеции наступает пик увлечения техникой декупажа, когда  в моду вошла мебель, украшенная в китайском или японском стиле.  Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.
Слайд 8. В XIX веке ручная роспись и замысловатые вырезки получили распространение уже в более широких слоях населения, а не только среди знати. Стала производиться декоративная бумага – готовые листы с целыми коллекциями изображений для вырезания. И это позволило декупажу проникнуть практически в каждый дом. Таким образом, к середине XIX века это увлечение стало массовым.
Слайд 9. В начале XX века декупаж, как и многих другие направления искусства, стал менее реалистичным. Такие известные художники, как Пабло Пикассо и Анри Матисс использовали декупаж в своих работах.
Слайд 10. Сегодня эта старинная техника снова в моде и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, шкатулок, посуды, упаковок и т. д. Вы видите как преображаются самые обычные вещи, декорируемые в технике декупажа.
Слайд 11. Знакомые копилки? Оказывается. Украсить их можно и в такой технике!
Понравилось?!
Ответы обучающихся.
Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности с колющими и режущими предметами, а также технику безопасности при работе с клеем.
Ход совместной деятельности тема «Декупаж на сердцах из соленого теста».
Демонстрация наглядного пособия.
ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ:
ВЫРЕЗАНИЕ.
Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами (маникюрными, медицинскими, специальными ножницами для ришелье и гобеленов), для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).
Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
ПРИКЛЕИВАНИЕ
В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, разбавленным обойным клеем, клейстером, лаком для ногтей.
Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком. Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Приклеивание следует начинать от середины мотива.
КРАСКИ
Мы будем использовать витражный контур для придания объема нашему рисунку.
Для придания блеска мы можем посыпать блесками.
КИСТИ
Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2 см, ею удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик.
ЛАКИРОВАНИЕ.
Когда работа уже покрашена и обклеена, ее надо покрыть завершающими слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.
Лак используем матовый или блестящий, в зависимости от того эффекта, который хотим получить. Лучше использовать акриловый лак. Слоев лака может быть различное количество: от 2 до 40, столько, сколько нужно для того, чтобы картинка слилась с предметом, на котором она наклеена.
Первая и самая важная операция, это выбор изделия для декупирования.
1. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Разделите салфетку на слои, далее работайте только с самым верхним, красочным слоем.

2. Нанесите клей на поверхность и наложите вырезанный мотив. Покройте двумя слоями клея, который соответствует вашей поверхности. Салфетка должна полностью пропитаться клеем, а рисунок надо тщательно и очень аккуратно разгладить кистью (не рукой!).
3 .Время высыхания и обработка поверхности после высыхания зависит от использованного клея.
А теперь физминутка.
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать,
Шить, чертить и рисовать.
(Рывки руками перед грудью).
Встанем прямо и сейчас
Мы присядем восемь раз.
Пять раз медленно, а три
Быстро мы присесть должны.
Потянулись вверх, потом
Руки шире разведём.
Вот и всё. Конец зарядке.
Вновь за партами ребятки.
   Отдохнули? Продолжим. Техника декупажа ещё и очень полезна для вашего развития: она развивает художественный вкус и фантазию, при вырезании мотивов тренируется мелкая моторика рук, что помогает тренировать память и внимание, развивать речь.
3. Анализ выполнения работы
Педагог:
Что мы сегодня делали, ребята?
Ответы обучающихсяПедагог:
Какие эмоции вы хотели бы выразить по отношению к своей работе?
Ответы обучающихсяРебята, здесь на доске вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. На ваших столах лежат вырезанные изображения этих плодов. У меня к вам просьба, давайте прикрепим эти яблоки на дерево, но:
-если вам было интересно, яблоки пусть будут на дереве;
-если вам было скучно на уроке, пусть ваши яблочки падают с дерева;
-если вам было не интересно, яблоки пусть лежат под яблоней на земле. Всем понятно задание? Прошу вас к доске.
Я вижу на нашей яблоне богатый урожай! Спасибо.
У нас осталось совсем немного времени, и я хочу, чтобы вы посмотрели на готовые ваши изделия, выполненные в технике декупаж. Ах какие прекрасные работы у вас получились! Вы творили как настоящие дизайнеры.
Надеюсь, что мы все сегодня получили заряд позитивного настроения, вы убедились, что мы с вами самые настоящие мастера «Дизайнеры». Мне было очень приятно с вами работать!

Приложение 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ.
right0Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми  острыми концами от себя.
Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ
С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
right0Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
right0Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева или спереди.
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Приложение 2
Талант без труда – это ничего,
Ведь так мудрецы говорили,
Ничто на земле не даётся легко,
Они уж за все заплатили.
Так что ж мы смотрим с открытыми ртами,
Глядя на их достиженья,
Кто мы такие? Что можем мы сами?
И чем удивить поколенья?
Так говорили великие:
Процесс творчества доставляет радость творцу, плоды творчества - радость другим. (...)Илья Шевелев4) Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (...)Николай Александрович Островский5) Творчество – это превращение человеческого опыта в божественный результат. (...)Ольга Муравьева6) Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь. Оноре де Бальзак
7)Приёмам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать высшим приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя. Иван Александрович Гончаров
8) Не даром говорится, что дело мастера боится.

Приложение:
Процесс по его делу был творческим. (...)Валерий АфонченкоПроцесс творчества доставляет радость творцу, плоды творчества - радость другим. (...)Илья ШевелевПроцесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. (...)Василий Александрович СухомлинскийРаньше татуировки позволяли отличить вора - карманника от вора в законе. Теперь татуировки делают для того, чтобы террориста нельзя было отличить от жертвы. (...)NN 4Родит бессмертное творенье огонь в талантливых руках. (...)Георгий АлександровРуки грел на горящих рукописях. (...)Валерий АфонченкоСамое банальное было и всегда будет самым трудным для изображения. (...)Роберт ВальзерСмесь самоуверенности и сомнения - масло в огонь творчества. (...)Илья ШевелевСотвори - сконструируй и вдохни жизнь. Если сумеешь. (...)Елена ЕрмоловаСотворить можно и гоголь-моголь, но Гоголем от этого не станешь. (...)Георгий АлександровСпособность творчества есть великий дар природы. (...)Виссарион Григорьевич БелинскийСтрадание может быть горьким и сладким.Творчество - страдание сладкое. (...)Илья ШевелевСтупени творчества высокие и широкие, как у наших лестниц – для насекомыша. Взбирается, торжествует, быстро бежит по плоскости, утыкается носом в непреодолимое, опять взбирается по вертикали вверх, рискуя рухнуть. (...)Елена ЕрмоловаТалант тянется к таланту; творческие импотенты отталкиваются друг от друга. (...)Илья ШевелевТворение человека - высшее напряжение всех духовных сил.Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. (...)Василий Александрович СухомлинскийТворец всегда знает, где ему почерпнуть: умение творить рождается из способности усваивать. (...)Валентин БорисовТвори пламенно, пытаясь постичь жемчужную истину (...)Георгий АлександровТворите искренне своё, и мир для Вас чужим не станет (...)Георгий АлександровТворите парой рук и ног пока даёт вам бог здоровье. (...)Георгий АлександровТворить без любви, что мусорить. (...)NN 4Творить полезное нужно таким образом, чтобы самому потом удивиться. (...)Георгий АлександровТворцов, дающих свет, терзают мракобесы. (...)Георгий АлександровТворческая мысль - - пульсирует, не угасая. (...)Илья ШевелевТворческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (...)Николай Александрович ОстровскийТворческий процесс - работа c . (...)Илья ШевелевТворческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. (...)Константин Георгиевич ПаустовскийТворческим можно назвать человека, для которого порыв творчества важнее его результатов. (...)Павленко Валерий ЮрьевичТворческим порывам он предпочел полные отрывы (...)Георгий АлександровТворческое воображение — это сны молодого духом. И оно сильнее у того художника, кто ещё помнит бабушкины сказки. (...)Валентин БорисовТворческое лицо бывает сильно подпорчено собственным. (...)Геннадий МалкинТворчество - единственная форма счастья, которой невозможно пресытиться. (...)Илья ШевелевТворчество - единственная форма счастья, которой невозможно пресытиться. (...)Илья ШевелевТворчество - единственная форма счастья, которой невозможно пресытиться. (...)Илья ШевелевТворчество - единственная форма счастья, которой невозможно пресытиться. (...)Илья ШевелевТворчество - как борьба со временем. (...)Сергей ДовлатовТворчество - общее дело, творимое уединенными. (...)Марина ЦветаеваТворчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. (...)Сомерсет МоэмТворчество - это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь. (...)Майк ВэнсТворчество - это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. (...)Василий Александрович СухомлинскийТворчество бедного дикаря мне ближе, чем творчество декадентов. (...)Анатоль ФрансТворчество без вдохновения – все равно, что секс без любви (...)Ольга МуравьеваТворчество без вдохновения – все равно, что секс без любви (...)Ольга МуравьеваТворчество без вдохновения – все равно, что секс без любви (...)Ольга МуравьеваТворчество без вдохновения – все равно, что секс без любви (...)Ольга МуравьеваТворчество всегда эстетично — хотя бы потому, что оно ищет кратчайшие пути. (...)Валентин БорисовТворчество есть совместная медитация Бога и человека. (...)А. ПодводныйТворчество и торопливость - несовместимы. (...)Илья ШевелевТворчество так же отличается от сочинительства, как жизнь – от существования. (...)Ольга МуравьеваТворчество – это превращение человеческого опыта в божественный результат. (...)Ольга МуравьеваТворчество – это своего рода кооперация,в которой от Бога талант,а от человека труд. (...)