Урок русского языка Полные и краткие имена прилагательные, 5 класс

Урок русского языка «Полные и краткие имена прилагательные»; 5 класс

Тип урока – «открытие» нового знания.

Цели: формирование представления о полной и краткой форме прилагательных: грамматических особенностях, написании, синтаксической роли и употреблении в речи.

Задачи:
Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в речи; правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение работать с текстом.
Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности обучающихся.

Планируемые результаты:
Предметные УУД: научиться различать полные и краткие имена прилагательные, определять их грамматические особенности и синтаксическую роль.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, видеть ошибки, оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования имен прилагательных.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению, осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, учебник, орфоэпический словарь.
УМК: Русский язык. 5 класс. В 3 ч./С. И. Львова, В. В. Львов. М.: Мнемозина, 2012.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Лесной родник к земле приник,
Он не широк, он не велик,
Но чист, как ранней птахи песня.
Ты припади к нему на миг
И песни той напейся.
Воды напейся ключевой,
Воды из родника –
Простой, как лес,
Родной, как дом,
Живой, как облака
- Ребята, выразительно прочитайте стихотворение Владимира Александровича Степанова «Лесной родник».
- Найдите в стихотворении имена прилагательные.
- Как вы их определили? Что они обозначают?
- Для чего автор использовал их в тексте?
- Чем отличаются прилагательные друг от друга?
- На какие вопросы отвечают полные и краткие имена прилагательные?
- Выделите окончания в именах прилагательных. На какие грамматические признаки указывают эти окончания? (род, число, падеж, в некоторых случаях лексико-грамматический разряд)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об именах прилагательных)
- Попробуйте сформулировать тему урока (Правописание полных и кратких имен прилагательных).
- Какова цель сегодняшнего урока? (научиться различать и образовывать полные и краткие формы имен прилагательных).

III. Актуализация ранее полученных знаний.
- Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные?
- Назовите лексико-грамматические разряды имен прилагательных?
- Что обозначают качественные, относительные и притяжательные прилагательные?
- Какие прилагательные могут иметь полную и краткую форму?

Изучение нового материала.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
Ученик выразительно читает отрывок из стихотворения А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен»
- Ребята, а какие краски бывают у лета? А какого цвета бывает летом небо? Какую картину вы себе представили, слушая этот отрывок? Когда о деревьях можно сказать, что они дремлют? Как вы понимаете выражение «извивы реки»?
- Найдите в стихотворении имена прилагательные.
- На какие вопросы могут отвечать полные имена прилагательные? (Какой? Какая? Какие? Какое? Чей? Чья? Чьи? Чьё?) А краткие прилагательные? (Каков? Какова? Каково? Каковы?)
Краткая форма прилагательного не склоняется, но изменяется по числам, а в единственном числе – по родам.
- Какие окончания могут иметь краткие прилагательные?
В мужском роде краткая форма имеет нулевое окончание, в женском – окончание –а/-я, в среднем – о/-е, во множественном числе –ы/-и.
- Какими членами предложения являются прилагательные: летний, тих, ясен, бледно-красен? (определением, сказуемыми).
Полные имена прилагательные в предложении могут быть определениями, сказуемыми, а краткие – сказуемыми.
Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму. Относительные прилагательные имеют только полную форму. Притяжательные прилагательные в именительном падеже имеют только краткую форму, в остальных падежах могут иметь полную и краткую форму.





Составление таблицы. Запись в тетрадях.

Полные и краткие имена прилагательные

Качественные Относительные Притяжательные

имеют 2 формы имеют только полную в им.п. имеют только
форму кр.форму, в ост.падежах
полная краткая (московский, могут иметь полную и
(умный, (умён, стеклянный) краткую форму
молодой) молод) (мамин, маминого (шарфа)


Применение нового знания.
Работа с карточками. Самостоятельная работа.
- Ребята, на карточках, которые вы получили, дан ряд полных прилагательных. Ваша задача образовать от полных имен прилагательных краткие формы, поставить ударение. Произношение разных форм проверьте по орфоэпическому словарю.
м.р. ж.р. ср.р. мн.ч.
умный умен умна умно умны
красивый красив красива красиво красивы
глубокий глубок глубока глубоко глубоки
чистый чист чиста чисто чисты
великий велик велика велико велики
горячий горяч горяча горячо горячи
зелёный зелен зелена зелено зелены

Физкультминутка.
Ребята, внимательно посмотрите на доску. Когда я буду называть полное прилагательное, вы поднимаете руки, когда услышите краткое прилагательное, хлопаете в ладони.
легендарный; 2) молод; 3) удивительная; 4) известный; 5) горячо; 6) ярки;
7) вежливая; 8) низок; 9) красивый; 10) болтлив; 11) мамин; 12) яркий;
13) деревянный.

Работа с учебником (упр. № 857). Взаимопроверка. Работа в парах.
Выпишите из стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке» предложения с краткими прилагательными. Выделите грамматические основы. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте выполненное задание друг у друга.

Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке об именах прилагательных?
- Что получилось?
- Над чем еще нужно поработать?

VII. Домашнее задание.
§ 64, упражнение № 860.
Списать высказывание В.Г. Белинского, подчеркнуть краткие прилагательные как члены предложения. Выполнить морфологический разбор прилагательного могуч.