Урок русского языка на тему Имена прилагательные полные и краткие (5 класс)


Технологическая карта урока
Дата 12.03.2016 5 класс
Тема урока Имена прилагательные полные и краткие.
Место урока по теме 2/10
Цель урока представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли
Тип урока/вид урока освоение знаний/урок с элементами беседы и исследования
Формы работа индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения словесный, практический
Педагогические технологии обучение в сотрудничестве
Модули обучения критическое мышление, новые подходы в обучении, учёт возрастных особенностей
Ресурсы/оборудование учебник, карточки с заданиями, А-4, фломастеры
эпиграф Корень учения горек, а плод - сладок.
Пословица
ХОД УРОКА
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые компетенции/аспекты компетенций
I Организационный момент-время (3 мин)
Задача: настроить учащихся на продуктивную работу
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание учащихся, проводит командообразование.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе –
Не забывай дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор. Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют своё рабочее место. Деление на группы «Фрукты».
УПК/ самооценка
ОКК/ соблюдение норм поведения
II Актуализация знаний / проверка домашнего задания – время (5 мин)
Задача: систематизация полученных знаний.
Учитель предлагает
выписать из предложений
слова с корнем бел-, задаёт вопросы:
Вспомните
1.Что такое имя прилагательное?
2.Как изменяются имена прилагательные?
3.С какой частью речи  и каким образом согласуются имена прилагательные?
4.Какова роль в предложении имени прилагательного? Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы.
Задание
Выписать из предложений слова с корнем бел-, определить части речи, что их объединяет и в чём отличие.
1)Прыгает по вырубке белый заяц.
2) Снег в лесу поражает своей белизной.
3) Белеют в темноте сугробы снега.
Информационная/поиск информации
УПК/расширение и углубление знаний

III Создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка целей и задач урока) – время (3 мин)
Задача: создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения формулировать учебную задачу, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения лингвистических задач.
Учитель обращает
внимание учащихся на доску,
где записано стихотворение.                                     
Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже не была.
(В.А.Измайлов)
- Чем интересно
стихотворение?
- Определите
синтаксическую роль и форму прилагательных.
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив.
Стал смелый смел,
Красивый стал красив.
Назовите тему урока, цель Учащиеся делают предположения, определяют тему и цель урока

IV Изучение нового материала /решение учебной задачи – время (13 мин)
Задачи: научить самостоятельно работать с теоретическим материалом; привить навыки работы в сотрудничестве;
Учитель предлагает изучить теоретический материал учебника с. 232-233, составить вопросы, поработать в группах.
Учащиеся изучают теорию, составляют вопросы, выполняют задания в группах:
Задание 1
1 группа
Составить диаграмму Вена «Полные и краткие прилагательные» с примерами.
2 группа
Составить кластер «Полные и краткие прилагательные» с примерами
3группа
Составить таблицу «Правописание разных частей речи с шипящей на конце» с примерами
Защита проектов.
Задание 2
Запишите краткие формы имен прилагательных. Поставьте ударение и прочитайте вслух. Подчеркните беглые гласные о и е. К выделенным словам подберите антонимы.
1 группа
Узкий – узок, узко, узка; резкий – резок, резко, резка, мягкий- мягок- мягко, мягка; редкий – редок, редко, редка;
2 группа
Низкий – низок, низко, низка; сладкий –сладок, сладко, сладка; робкий –робок, робко, робка.
3 группа
Бледный –бледен, бледно, бледна; горький – горек, горько, горька; страшный – страшен, страшно, страшна.
Задание 3
Придумать предложения с краткой и полной формой прилагательного, подчеркнуть как члены предложения. КК/владение способами общения
ИК/поиск информации
КЛС/быстро оценить ситуацию
V Первичная проверка понимания-время (5 мин)
Задачи: закрепить изученное самостоятельно
Учитель предлагает выполнить упр.861
Учащиеся преобразуют полные прилагательные в краткие, объясняют правописание кратких прилагательных с основой на шипящий. ИК/поиск информации
УПК/ углубление знаний
 Физминутка.
Задачи: снять утомление учащихся; обеспечить эмоциональный подъём учащихся
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад!(разводят руки) ЗК/позитивное отношение
к своему здоровью
VI Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – время (7 мин)
Задача: закрепить умение определять полную и краткую форму
Предлагает написать «Цифровой диктант». Учащиеся пишут цифровой диктант: 1- полные прилагательные, 2- краткие.
Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, сердит, богат, могуч, ядовитый, старый, полезный, вкусный.Взаимопроверка. УПК/ причинно-следственные связи, систематизация знаний
VII  Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (5 мин)
Задача: критически оценить своё участие в уроке, увидеть положительные и неудачные моменты урока
Рефлексия.
Назовите 6 любых прилагательных.
Сегодня урок был…
Мы выполняли….
Сейчас все сидят в ожидании…оценки.
Отвечают на вопросы учителя КЛС/быстро оценить ситуацию
УПК/ причинно-следственные связи
VIII  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – время (1 мин)
Задача: нацелить учащихся на творческую самостоятельную работу
Учитель объясняет д/: на выбор
Описать день, используя полные и краткие прилагательные.
Упр. 863
Записывают в дневник, слушают инструкцию УПК/ причинно-следственные связи