Урок русского языка «Полные и краткие имена прилагательные»


Сценарий урока русского языка
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области» Григорьева Елена Валерьевна
Класс: 5
Учебник: С.И.Львова, В.В Львов. Русский язык.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3ч.-М.:Мнемозина,2012.
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Деятельностная - формирование у учащихся умения выделять главную информацию, систематизировать ее, обобщать, развивать творческое воображение.
Содержательная - формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.
Развивающая - развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
Оборудование: проектор, экран, интерактивная доска Interwrite

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1)этап мотивации Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в «Саратовскую Швейцарию», посёлок Базарный Карабулак. Во время путешествия нас ждет встреча с новыми знаниями! - Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку. Давайте представим, что вы идете по центральной улице посёлка. Вам встречаются разные люди, весёлые и грустные.
Перед вами на партах лежат смайлики, грустные и весёлые.- С каким настроением вы начали урок?
Покажите смайлик с соответствующим выражением.
Дети приветствуют учителяПоднимают руки
Поднимают смайлики Развитие «Я - концепции» (Л6)
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии - Звучит песня «Карабулакская лирическая» (муз.Е.Бикташева, сл.Н.Палькина)
Вот мы и в северной части Саратовской области-Базарном Карабулаке. От вас потребуется внимание, любознательность и активность.
Оценить эффективность своего путешествия вы сможете с помощью таблицы успеха (приложение 1). Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока .
Перед вами описание карабулакского леса: густой, зелёный, лиственный, хвойный, сосновый, пышный.
- Ребята, на какие вопросы отвечают эти слова?- Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- А чему мы должны будем научиться?
- Запишите тему урока. Обратимся к материалу параграфа 64 (стр.104-105)
Учащиеся знакомятся с картой успеха
- Находить имена прилагательные в тексте- Объяснять их значение- употреблять в речи
Обучающиеся знакомятся с материалом параграфа
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)
Формулирование проблемы (П18)
Принятие и сохранение учебной задачи (Р1)
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи - Продолжим нашу прогулку по карабулакскому лесу. Перед вами текст (приложение 2)
Полную ли информацию вы получили?
Что необходимо для получения полной информации?
- Необходимо восстановить пропущенные имена прилагательные.
Работа с текстом
Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)

Структурирование знаний (П5)
Использование речи для регуляции своего действия (К10)
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону А сейчас мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Займите место за тем столом, где находится задание соответствующего цвета. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу.
4 команда, вы будете экспертами. Оцените работу команд.
Физминутка. Разноуровневая самостоятельная работа в группах
1 группа: в тексте «Карабулакский край» найти обозначить все имена прилагательные как члены предложения.2 группа: образовать, если это возможно, от полных имён прилагательных краткую форму
3 группа:подобрать максимальное количество эпитетов к слову ЛЕС.После выполнения задания участники групп меняются ролями и проверяют работу другой группы, выступая теперь в роли экспертов
Выполнение упражнений Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)
Структурирование знаний (П5)
Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)
5) этап включения в систему знаний и повторения Поиграем в игру «Найди пару»- вспомните, что такое антонимы. На доске в два столбца записаны имена прилагательные. Задание: из левого столбца подобрать антоним к имени прилагательному из правого, соединив их стрелками. образовавшиеся парыпрекрасный-ужасный
густой-редкий
пышный-куцый
чёрные-белые
звонкие-глухие
узкая-широкая
прямая-извилистая
Работа выполняется индивидуально в карточках. После выполнения задания у доски производится проверка: ученики выходят по одному и соединяют стрелочками пары имён прилагательных Развитие «Я концепции» (Л6)Владение диалогической формой речи (К 13)Писк разнообразных способов решения задач (П4)Структурирование знания (П 5)
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке - Вот и подходит к концу наша прогулка.
После любого путешествия в памяти всегда остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые возможности. А сейчас предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
.
- ребята, а где можно применить ваши знания?
Домашнее задание
Стр.104-105(теория), упр.629 Анализ работы на уроке через самооценку, выбор соответствующего смайлика.
Ответы обучающихся:
-при написании сочинения
-при изучении других тем
Записывают домашнее задание
Развитие «Я - концепции» (Л6)Самооценка личности (Л7)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.Таблицауспеха.
Фамилия обучающегося Устный ответ
+правильный
-неправильный Работа в группе Самостоятельная работа +/- Самооценка
+ высокая активность -низкая активность/её отсутствие Приложение 2. Текст «Карабулакский край»
Карабулакский край
Посёлок Базарный Карабулак  возник как ______ пост в 1692 году. Самым _______ занятием карабулакцев было _________ производство. С середины XIX века Карабулак становится _________центром торговли. К достопримечательностям посёлка относятся журчащие родники, ________леса, ________поля, _______ горы. __________ карточкой всего района является лес-источник красоты и вдохновения. Гордится Базарный Карабулак и _________людьми.
Слова для справок: кожевенное, богатые , визитной, сторожевой, невысокие, важным, известным, широкие, замечательными.