Конспект урока русского языка Полные и краткие имена прилагательные 5 класс


Тема: Полные и краткие имена прилагательные.
5 класс Цель: научить различать полные и краткие имена прилагательные.
Задачи:
Образовательная: закрепить изученное по теме «имя прилагательное»; научить различать полные и краткие имена прилагательные.
Развивающая: развивать творческую активность обучающихся; обогащать словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи обучающихся.
Воспитательная: воспитывать осознанную потребность в знаниях; способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.Планируемые результаты:
Предметные: осуществляют правильный выбор краткой или полной формы имени прилагательного.Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания;
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу.
Коммуникативные: умеют работать в паре; обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы: проблемно-поисковый, метод рефлексии, метод мозгового шторма.
Оборудование: электронная презентация «Краткие и полные имена прилагательные», видео, карточки с заданием.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! (проверяется готовность к уроку).
Прозвенел звонок, начинается урок.
А урок я хочу начать со стихотворения Е.Баратынского:
СЛАЙД №1
Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой,
слепит мне очи он.
ВОПРОСЫ:
-Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок?
-Правильно наступила весна, солнце светит ярче, воздух становится теплее. Но на деревьях никак не распустятся первые листочки.
Сегодня мы с вами попробуем приблизить весну.
У вас на столах карточки с деревьями и листочки.
За каждый правильный ответ вы можете украсить ими деревья…
Я желаю вам, чтобы ваши деревья были такими же пышными как моё дерево.
СЛАЙД №2
(Анимация дерева- на дереве распускаются листочки).
I. Актуализация опорных знаний:
Итак, перед вами слова:
СЛАЙД №3
Мужественный
сильный
Ловкий
Вынослив
Сосредоточенный
-Что объединяет эти слова?
- Правильно это слова одной части речи, имена прилагательные.
-Мы уже несколько уроков изучаем имена прилагательные. Вспомните, Что такое имя прилагательное?
-Что вы знаете об имени прилагательном?
-Все ли прилагательные образуют степень сравнения?
-С какими прилагательными мы познакомились на прошлом уроке?
-Посмотрите ещё раз на слова и, скажите какое слово лишнее?
-Почему?
Правильно это краткое прилагательное.
Сегодня мы продолжим работу над краткими и полными именами прилагательными.
СЛАЙД №4
Откройте тетради запишите число, классная работа.
Тема урока краткие и полные имена прилагательные.
Цель….
Слайд №5
Сравните предложения:
1.Опять весна душистая повеяла крылом.
2.Ещё земли печален вид.
Ваня прочти 1 предложение…..
-Назовите предложение с кратким прилагательным.
….с полным прилагательным
-чем отличается краткое прилагательное от полного?
-На какие вопросы отвечают полные имена прилагательные?
-На какие…..краткие..?
-Скажите, а все ли прилагательные образуют краткую форму?
Слайд №6
От полных прилагательных образуйте краткую форму М.р. (устно)
Пахучий…
Горячий…
Деревянный
Колючий…
Зимний…
Жгучий…
(отвечают)
-От каких прилагательных не образовали краткую форму…
-Почему?
-Запишите краткое прилагательное вместе с существительным. Что нужно помнить при правописании кратких имён прилагательных?
Напр-р: ландыш пахуч.
Проверяем…(Читают…)
-Итак, вы записали краткие прилагательные вместе с существительными, что же получилось?
-Почему.

Слайд №7
Синтаксический разбор предложений.
1.Зелёный луг пахуч и свеж.(пов….
2.Под лучами весеннего солнца быстро растаял снег.
(работа у доски)
-Каким членом предложения являются имена прилагательные?
Слайд №8
Сделаем вывод.
(работа по таблице)
!Что нужно помнить при написании кратких имён прилагательных.
Учебник стр.114, Упр.862. !Вывод
Слайд №9
(Физминутка)
Слайд №10
Знай и применяй!
Укажите правильно построенное предложение.
(задание на карточках)
-На уроках русского языка мы часто обращаемся к рубрике «знай и применяй».
Что нужно знать при построении предложений с краткими и полными прилагательными.
Слайд №11
Творческое списывание.
-Перед вами текст, в котором отсутствуют имена прилагательные.
Задание: Списать текст, дополнив именами прилагательными, а чтобы вы лучше справились с заданием, я предлагаю просмотреть фрагмент из видеофильма «Милютинской земли истоки»
( просмотр фильма)
Чтение выполненных работ.
-Какую роль выполняют
прилагательные в тексте?
!!!(Воспит. момент о природе родного края.)
Итог урока
(Метод рефлексии)
А сейчас назовите 6 любых прилагательных.
Сегодня урок был…
Мы выполняли….
Сейчас все сидят в ожидании…оценки.
-Проверим, как распустились ваши деревья.
Показывают….
Молодцы! Хорошо поработали…….
Д.З. Упр.858.
Резерв! Упр.863 Потому, что наступила весна.
Это имена прилагательные.
Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает….
Дети называют разряды, степени сравнения.
Только качественные…
На прошлом уроке мы изучили полные и краткие имена прилагательные.
Вынослив
Это краткое прилагательное
2 предложение
1 предложение
Окончанием, вопросом
Полные отвечают на вопрос какой, ….
Каков?....Краткую форму образуют только качественные прилагательные.
Деревянный, зимний.
Потому что это относительные.
..пишутся без Ь знака.
Получились предложения.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Полные-определение и сказуемым,
Краткие-сказуемым.
….пишутся без Ь знака.
В одном предложении не должно быть совмещения кратких и полных прилагательных.
Прилагательные придают яркость, помогают точнее передать настроение, отношение к тому , о чём говорится в тексте.