Конспект урока русского языка на тему «Полные и краткие имена прилагательные»


Конспект урока русского языка по теме: «Полные и краткие имена прилагательные»
Ход урока
I. Организационный момент
1. Эмоциональный настрой
- Здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Присаживайтесь. На друг друга посмотрите и пожелайте своей улыбкой хорошего настроения соседу.
2. Мотивация
- Сегодня мне хотелось бы начать урок такими строками.
Приветствую тебя, веселая весна!Блестя, звуча, благоухая,И силы жизненной, и радости полна,—Как ты красива, молодая!
Это строки из стихотворения «Весна» Алексея Жемчужникова
- Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?
(потому что сейчас весна)
А ещё у вас было домашнее задание. Какое?
Действительно. Сейчас середина марта, но уже у всех весеннее настроение, которое улучшится, когда мы проверим домашнее задание.
Домашнее задание.
Учащиеся по желанию читают получившиеся сочинения – миниатюры, называя имена прилагательные.
Пока погода не совсем напоминает нам весну, но солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового.
Листочки на деревьях начинают распускаться. Сегодня на уроке мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах лежат карточки с деревьями.
За каждый правильный ответ я вам даю листочек, которым вы украсите свои деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными.
Актуализация ранее изученного.
1 объяснить, какую орфограмму встретили и почему, вставить пропущенные буквы:
К чужо…му берегу, (по) весенн..му небу, душ..стый аромат, ж..лтенький ц..плёнок, над звонким ключ..м.
Выполняет морфемный разбор слов
Ясная, чудесный, пришкольный, скворцами
- Над какой частью речи мы работаем с вами несколько уроков?
- Что знаете об имени прилагательном?
- Назовите начальную форму имени прилагательного (м.р., ед. ч., им. п.)- С какой частью речи связано имя прилагательное? ( с именем существительным)
Хорошо.
II. Основная часть
-А сейчас откройте рабочие тетради и запишите число: «Пятнадцатое марта. Классная работа».
Орфографический диктант.
На свежем воздухе, за последней дачей, над весёлой рощей, у большого дерева, о могучем дубе, о хорошей погоде, лучшего дня, пение скворцов, пахучего ландыша.
- На какое правило встретились слова? ( Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных и окончаниях существительных.)
- Когда пишется о, а когда е в окончаниях прилагательных?
- Какие ещё изученные вами правила встретились в этом диктанте?
- правописание предлогов, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях существительных, непроверяемые.
Изучение нового
- А теперь я вновь хочу обратиться к стихотворению поэта Алексея Жемчужникова. На доску прикреплён листок, на котором написаны строки из стихотворения. Встречаются ли здесь имена прилагательные?
Выпишем их.
ВЕСЁЛАЯ, ЖИЗНЕННОЙ, МОЛОДАЯ.
А есть ли ещё прилагательные?
- Какие слова похожи на прилагательные?
- К какой части речи они относятся?
- Они похожи на прилагательные.
Запишем в рабочую тетрадь эти слова : полна , красива
- Что происходит с полными прилагательными?
- Они становятся короткими, у них нулевое окончание.
- Правильно. Прилагательные бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде окончание «убегает», т. е. становится нулевым, а в женском роде окончание «а».
III. Изучение нового материала.
- Какой будет тема урока?
- Запишите тему урока «Полные и краткие имена прилагательные».
Цели: На уроке мы с вами должны не только повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное», но и познакомимся с понятиями «краткие и полные прилагательные»; научимся изменять полные прилагательные на краткие прилагательные, а также узнать, какие же признаки есть у полных и кратких прилагательных и какую роль играют в предложении.
- Ребята, на партах у каждого лежат таблицы, они пока пустые, нам предстоит их заполнить. В них мы запишем все сведения о прилагательных, которые выясним на сегодняшнем уроке.
По разминке мы с вами определили, что прилагательные бывают полными и краткими, запишем это в нашу таблицу.(заполняем таблицу)!
Полные прилагательные Краткие прилагательные
Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково? Каковы?
Изменяются По родам, числам, падежам По родам и числам
В предложении являются Определения, сказуемые Сказуемые
2. Теперь посмотрим, на какие вопросы отвечают прилагательные. Чтение по предложениям.
Хорошо в весеннем лесу
Прекрасна (какова?) и хороша (какова?) весна в лесу. Это теплый (какой?) отблеск первого весеннего (какого?) солнышка на стволах высоких (каких?) деревьев. Это светлые (какие?) блики в густых (в каких?) кронах, пробивающиеся к земле лучи.
- К полным прилагательным мы задаем вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?
- К кратким прилагательным мы задаем вопрос: Каков? Какова? Каково? Каковы?
!(заполняем в таблицу)!
2. Давайте посмотрим, по каким признакам изменяются полные и краткие прилагательные.
- Что можем определить у полного прилагательного? Посмотрим на второе предложение. Какие признаки есть у краткого прилагательного?
Хорошо в весеннем лесу
Прекрасна (ж.р., в ед.ч.) и хороша (ж.р., в ед.ч.) весна в лесу. Это теплый (м.р., в ед.ч., в И.п.) отблеск первого весеннего (ср.р., в ед.ч., в Р.п.) солнышка на стволах высоких (во мн.ч., в Р.п.) деревьев. Это светлые (во мн.ч., в И.п.) блики в густых (во мн.ч., в П.п.) кронах, пробивающиеся к земле лучи. - Таким образом, полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие только по родам и числам.
3. Давайте подчеркнем прилагательные как члены предложения.
Хорошо в весеннем лесу
Прекрасна (сказуемое) и хороша (сказуемое) весна в лесу. Это теплый(определение) отблеск первого весеннего (определение) солнышка на стволах высоких (определение) деревьев. Это светлые (определение) блики в густых (определение) кронах, пробивающиеся к земле лучи.
- Таким образом, полные прилагательные подчеркиваем как определения, а краткие – сказуемым. (заполняем таблицу)!
- Ребята, наша таблица заполнена. Эта таблица поможет нам на уроке.
Физминутка . Гимнастика для глаз.
IV. Закрепление изученного материала
Выполним первое задание:
1) –Нам необходимо при выполнении первого задания научиться заменять полную форму имен прилагательных краткой. Мы записываем в тетрадь полное прилагательное и через дефис записываем краткую форму:
Свободный (-свободен), полезный (-полезен), важный (-важен), нежный (нежен), страшный (-страшен), искренний (-искренен), звонкий (-звонок), сладкий (-сладок), мягкий (-мягок), хитрый (-хитер), острый (-остер), умный (-умен),Обратите внимание на следующие краткие формы имён прилагательных: жгучий (-жгуч), свежий (-свеж), лёгкий (-легок), близкий (-близок), низкий (-низок), горячий (-горяч) (проверка)(обратите внимание на орфографию, посмотрите на стр.235 и запомните, что на конце кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется: горячий - горяч) Запись в тетрадь для правил.
2) - Научились заменять форму полного прилагательного на форму краткого прилагательного? (да). Хорошо, идем дальше!
- Теперь творческое задание. Сейчас вас ждет небольшая творческая работа, с помощью которой вы научитесь употреблять краткую форму прилагательной в письменной и устной речи. Вам необходимо составить небольшой рассказ, вставляя вместо пропусков краткие прилагательные.
… ранний весенний день! Воздух …, …., … . Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет.
Слова для справок. Хороший, свежий, прозрачный, чистый, горячий, яркий, порывистый, веселый, бодрый.
Ответ:
Хорош ранний весенний день! Воздух свеж, прозрачен, чист. Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет.
Теперь прочитаем получившийся текст.
1. Какой текст интереснее? (текст, в котором используются краткие прилагательные)
2. Что делает его таким? (краткие прилагательные)
3. С какой целью используются прилагательные в предложении. (делают ярким наш рассказ)
V. Итоги
Используя весенние зарисовки, придумайте краткие имена прилагательные. Расскажем чему мы научились.
1. Какие бывают формы имени прилагательного?
2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению?
3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях: 
4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и каким членом предложения может выступать краткое прилагательное?
VI. Рефлексия
- А сейчас сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные  краткие и полные в нашей речи
Дополняют, украшают, уточняютБез них скучно! И выполняют роль эпитетов (эпитет-это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима)
- Итак, наш урок подошёл к концу: поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.
- Спасибо за урок! Всего доброго!