Статья на тему КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА


КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
Одним из приоритетов государственной политики является развитие образования, от которого в решающей степени зависят темпы экономического, социального и культурного прогресса, а также уровень конкурентоспособности нации в предстоящие годы. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия -2050: новый политический курс состоявшегося государства» подвел итоги развития системы образования и представил новые задачи.
В целях выполнения поставленных задач принимаются действенные меры, направленные на реформирование системы образования, их адаптацию к современным требованиям.
Это установление контроля за качеством обучения на национальном уровне, изменение в целом системы повышения квалификации учителей, внедрение электронного обучения, подушевого финансирования, распространение опыта Назарбаев Интеллектуальные школы в систему работы общеобразовательных школ, внедрение независимой сертификации выпускников колледжей и вузов, внедрение дуальной системы подготовки кадров.
В 2013-2014 учебном году общеобразовательные учебные заведения начнут работать по новому Государственному общеобязательному стандарту начального, основного среднего и общего среднего образования. Данный стандарт Министерством образования и науки РК определен как переходный на систему 12- летнего обучения.
В этой связи с целью формирования полиязычия подрастающего поколения вводится английский язык с 1 класса, а информатика – с 5 класса, что обусловлено требованием формирования информационной компетентности выпускников общеобразовательных школ, колледжей, вузов.
В целях реализации поручений Президента страны, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» в новом учебном году рекомендуется введение курсов по выбору «Краеведение» (7 класс), «Алаштану» (9 класс), «Абайтану» (9-11 классы).
Модернизация образования немыслима без активной роли учителя. Создан Национальный центр повышения квалификации учителей с интегрированными центрами в регионах, Центр педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. В них школьные учителя проходят в течение 3-х месяцев подготовку по новым программам с учетом мирового опыта (базового, основного и продвинутого уровня).Основной целью 3-х месячных курсов является создание «критической массы» учителей, способных изменить свое традиционное педагогическое мышление и пропагандировать новый подход к преподаванию учебных дисциплин среди других учителей. Проект рассчитан на 5 лет. Одна из характерных примет нашего времени - учитель новой формации.
Цифровой доклад «Качественное образование и воспитание – приоритет
государственной политики Казахстана» - подготовлен для широкого круга
общественности нашей страны.
В докладе освящены основные достижения системы образования республики. Это труд каждого педагога, его неоценимый вклад в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
Цифровой доклад предназначен для обсуждения на августовских совещаниях
и конференциях педагогов, родительских собраниях в организациях образования,
на лекциях в вузах и занятиях в колледжах страны.
Цифровой доклад состоит из 7-и глав, в ней дается информация о стратегии, основных мерах и результатах в сфере образовательной политики. В книге использована официальная информация и образовательная статистика Министерства образования и науки Республики Казахстан и его подведомственных организаций.
Основная часть информации в книге сопровождается графикой, диаграммами
и таблицами. Для более детальной картины, предоставляется инфографика в разрезе регионов.
В последней главе представлена информация о позиции Казахстана по сфере образования в мировых рейтингах. Данная глава дает возможность в динамике сравнить достижения Казахстана на фоне ведущих стран, и увидеть, в каком направлении движется система образования в целом, и какие ставит передсобой цели.
1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
За три года отмечается рост финансирования всей системы образования более чем в 1, 7 раза.
3. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
Одним из стратегических вопросов интеграции в мировое образовательное
пространство является переход на 12-летнюю модель обучения. В течение
последних двух лет проведены заключительные мероприятия по переходу
на 12-летнее образование. Проект стартует в 2015-2016 учебном году. В рамках
подготовки к внедрению системы 12-летней модели проводится работа
по мониторингу качества реализации учебного процесса в экспериментальныхклассах, обеспечению учебниками, учебно-методическими комплексами.
Одним из главных направлений Госпрограммы развития образования
до 2020 года является реализация проекта внедрения электронного обучения – «e-learning» .
На первом этапе проекта (2011–2015 годы) запланировано подключение
к системе 50% организаций образования, на втором этапе (2016–2020 годы) - 90%организаций образования.
На сегодняшний день количество учащихся на 1 компьютер составляет 13 к 1,а к 2020 году достигнет 1 к 1.
Доступ к широкополосному интернету на сегодняшний день по республике
составляет 50%. Проект является одним из компонентов электронного Правительства и имеет статус Национальной информационной системы.
Е-learning позволяет ученикам, учителям и родителям в любое время, из любого
места просматривать оценки, школьные журналы, электронные учебники, домашние задания и общаться между собой. Это выравнивает возможности образования жителей города и села.
Проект является ключевым в создании Информационного общества, автоматизации электронных государственных услуг и решении проблем компьютерной грамотности населения. Данная система использует лучшие мировые практики электронного обучения Южной Кореи, Сингапура, Малайзии и Скандинавского региона.
Рабочие места преподавателей оснащены современной компьютерной
техникой, интерактивным оборудованием (интерактивными и мультимедийнымипроекторами). В каждой организации образования организованы по два
компьютерных класса для учащихся: стационарный и мобильный, а также рабочие
места в библиотеке.
Созданы Центры обработки данных (ЦОД) Министерства на базе АО «Казахтелеком» для функционирования системы электронного обучения. Международный опыт показывает, что внедрение электронного обучения позволяет увеличивать успеваемость учащихся от 15% до 20%.
Все стратегические ориентиры обозначены в Государственной программе развития образования, которая ставит цель - повысить конкурентоспособность населения, развить человечески капитал путем обеспечения доступности и качественного образования для устойчивого роста экономики. В результате реализации всех этих инициатив, Казахстан получит как экономические, так и социальные выгоды в форме социального капитала – общество с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией.
Пусть новый учебный будет наполнен творческими поисками, профессиональными успехами, высокими результатами в учебной деятельности наших воспитанников!Здоровья, благополучия и счастья!