Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе Тема: РАДУГА И ПРАЗДНИК КРАСОК.


Тема: радуга и праздник красок.
Цели деятельности педагога Формировать представление об изучаемом предмете; познакомить с учебником, материалами и инструментами; определить границы знания и «незнания» у первоклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к миру изобразительного искусства
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные умения: получат возможность научиться работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, выполнять рисунок акварельными красками; узнают материалы и инструменты, необходимые на уроках ИЗО, суть понятия «изобразительное искусство», последовательность расположения цветов в спектре.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, пользоваться учебником, рабочей тетрадью; коммуникативные – сформируют умения слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы http://crazymama.ru/zagadki.php?a=2&id_zagadki=512&id_cat1=12
http://www.babyblog.ru/user/SvetikL/223204
http://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html
http://www.tvoyrebenok.ru/zagadki-1-september.shtml
http://ejka.ru/blog/zagadki/319.htmlhttp// dum. ru/file/5216786
http://animashkj.ru/
Оборудование Краски акварельные, гуашь, глина , пластилин, пастельные мелки, цветная бумага, альбом, палитра, кисти, карандаши
Наглядно-
демонстрационный
материал Мультимедийный ряд: репродукции картин И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева, П. Пикассо и др.; предметы декоративно-прикладного творчества, скульптуры; рисунки учащихся.
Музыкальный ряд: фортепианная пьеса «Прогулка» – пролог к музыкальному циклу «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, живопись, скульптура, художник, бумага, картон, холст, краски акварельные, гуашь, карандаш, живописец, писать картину, цветовой кругХод урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсаль-ные учебные действия
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого материала Вступительное слово.
Вы за лето отдохнули,Подросли, набрались сил.– Дети, вы готовы к школе? –Наш учитель нас спросил. Слайд 1. А. Марюхин– Сегодня у вас первый урок изобразительного искусства. знаете ли вы, чем будем заниматься на этих уроках? я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, окружающем мире.
Мы без знаний жить не сможем,Очень нам нужны они.Станем мы полезны людям,Мы – хозяева Земли! слайд 2. А. Марюхин– мы не сможем жить без красоты… Человек, сколько он себя помнит, всегда старался окружить себя красивыми предметами. Даже живя в пещере, он разрисовывал ее стены изображениями животных и людей. Каменный скребок был первым инструментом первобытного художника. Прошло много лет, и художники стали не только украшать свои жилища, посуду, но и создавать особые произведения (картины, скульптуры и др.). Всё это мы сейчас относим к изобразительному искусству. что же такое изобразительное искусство? Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. размещают учебные и художественые материалы на рабочем месте, демонстри-руют учителю готовность к уроку Фронталь-ная работа Коммуника-тивные: работают в парах (обменивают-ся мнениями, учатся пониматьпозицию партнера, в том числе и отличную от своей).
Личностные:понимают значение знаний длячеловека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к произведени-ям изобра-зительного искусства; получают эстетическое наслаждение от восприятия живописных полотен
II. Изуче-
ние нового материала Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Что такое
изобразительное ис-
кусство?» Просмотр мультимедийной презентации «Произведения изобразительного искусства», слушание фортепианной пьесы. «Прогулка»
Знакомство с учебными пособиями по предмету.
Электронная
физкультминутка
Беседапо вопросам. Ознакомление с мате-риалами
и инструментами.
Разгадывание загадок – Что относится к изобразительному искусству?
– Где мы можем встретить произведения искусства?
– Какие произведения искусства мы можем видеть в музеях?
– Можно ли увидеть произведения искусства на улицах городов?
– Где в нашем городе, районе есть скульптуры? – Хорошая живопись, хорошая картина приобретают музыкальность. Поэтому нашу экскурсию сопровождает пьеса «Прогулка» Модеста Петровича Мусоргского, которую он написал для цикла «Картинки с выставки». давайте совершим экскурсию по музею, где хранятся произведения искусства. Я буду вашим экскурсоводом.
В понятие «изобразительное искусство» входит живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
К декоративно-прикладному искусству относят мебель, посуду, оружие и многое другое.
Живописью называют произведения, созданные красками. Краски, как и звуки, могут быть и радостными, и печальными. Каки писатель, художник рассказывает нам о жизни, изображает действие, пишет картины природы. Он кладет один мазок, потом другой, и получается красивейший пейзаж или портрет.
– Умеете ли вы «читать» картины художников? Можете ли вы отличить скульптуру от барельефа? Гуашь от акварели? Нет?
– Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? – А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними. – многого вы еще не знаете. Но это не беда. есть хорошие помощники, которые вам о многом расскажут, многому научат. Это учебник и рабочая тетрадь. как красочен учебник! Сколько в нем ил-люстраций! Рассмотрите учебник и рабочую тетрадь. (Показывает учебные пособия, объясняет, как ими пользоваться.)
– Какие материалы и инструменты потребуются нам на уроках изобразительного искусства?
– знаете ли вы, из чего делается бумага?
– чем акварельные краски отличаются от гуаши? Можете ли вы показать, в какой коробочке лежат акварельные краски?
– что можно сделать из пластилина или глины?
– Зачем нам нужен ластик?
– Что такое «палитра»?
презентация

дополняет ответы, предлагает разгадать загадки о материалах и инструментах.
Не похож на человечка,Но имеет он сердечко,И работе круглый годОн сердечко отдает.Пишет он, когда диктуют, Пишет он, когда диктуют,Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечеркомОн раскрасит мне альбом. (карандаш.)
Свою косичку без опаскиОна обмакивает в краски.Потом окрашенной косичкойВ альбоме водит по страничке. (кисточка).
Если ей работу дашь –Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Жмутся в узеньком домишке Разноцветные
Разноцветные детишки.Только выпустишь на волю –Где была пустота,Там, глядишь, – красота!
(Карандаши цветные.)
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.Я сегодня властелин – У меня есть… (пластилин).
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука!Пригодится здесь… (линейка).
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.А поможет вам, ребята,Разноцветная… (бумага).
– приглашаю вас на выставку, где представлены работы учащихся, выполненные из этих материалов Отвечают на вопросы учителя.
Смотрят презентацию, слушают музыку; вос-
принимают на слух ин-
формацию,
осваивают искус-
ствоведческие термины.
Обдумывают ответы на вопросы
и осоз-нают, что знаний у них недостаточ-но для полных ответов.
Слушают, рассматри-вают учебные пособия.
Выполняют элементар-ные физические упражне-ния.
Отвечают на вопросы, рассматри-вают выставку
материалов и инструментах; рассматривают работы, выполненные учащимися из представленных художественных материалов. Называют, какие материалы и ин-
струмен ты были использованы Фронталь-ная работа Познавательные:
общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказы-ваний одноклассников; систематизируют собственные знания о материалах и инструментах; могут сравнивать выразительные средства, с помощью которых создаются разные виды произведений.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; ориентируются в учебникеи рабочей тетради; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознаю правило контроляи успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с цельюполучения необхо-димой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников коммуникации.
Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значимость предмета «Изобразительное искусство»;т осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
III. творчес-
кая практическая деятельность Организация рабочего места.
Беседа «Что мы будем рисовать?».
Рисование красками Объясняет правила организации рабочего места.
– Перед вами на столе лежат краски разных цветов. Скажите, какие цвета вызывают у вас радостное настроение?
Этими яркими красками мы выполним первый рисунок. Что же на нем будет изображено? Отгадайте.
Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)
– сколько в радуге цветов и в какой последовательности они располагаются? (Показывает картину Б. Кустодиева «Волга. Радуга», рисунок радуги.) Радуга – это огромный мост, перекинутый через лист. Для того чтобы легче было запомнить последовательность цветов в радуге, придумано такое предложение: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первая буква каждого слова обозначает цвет: к – красный, о – оранжевый и т. д. Если все эти цвета расположить по кругу, то мы получим цветовой круг. В этом круге есть три цвета, которые называются основными. Назовите их. Смешивая эти цвета, мы можем получить все цвета спектра. (Обращает внимание учеников на рисунок в учебнике, с. 9.)
демонстрирует последовательность выполнения рисунка, его расположение в центре листа бумаги, приемы работы кистью, красками.
– последовательность работы над рисунком:
1) взять кисточку в руку так, как вы держите ручку или карандаш;
2) опустить кисточку в банку с водой, стараясь не разбрызгивать, затем обмакнуть кисть в краску и опустить на бумагу;
3) бумаги касаться надо плавно, сильно на кисть не нажимать;
4) рисунок располагать в центре листа, стараясь не мельчить;
5) нарисовав дугу одним цветом, необходимо кисть помыть в воде, затем набрать другой цвет. Нельзя немытой, грязной кистью пробовать все краски подряд, так как тогда все краски станут одинакового цвета (какого?);
6) по окончании работы кисть надо промыть и просушить.
контролирует правильность приемов работы с красками, кистью Работа с учебником.
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над рисунком
Рисуют радугу красками Фронтальная,
индивидуальная работа Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цель; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.
Личностные: имеют желание рисовать; понимают значимость правильной организации рабочего места и соблюдения правил поведения
IV. Итоги урока.
Рефлексия- Выставка работ учащихся. Слушание стихотворения о радуге и цвете. Обобщение полученныхна уроке сведений, оценивание результатовработы.
Заключительнаябеседа по вопросам Стихи о радуге и цвете
Очень редкое явление, Всех приводит в изумление. Над землей небесный мост, После дождика подрос. Волшебство семи цветов, Разноцветных семь подков
Изогнулись над планетой,
И … короновали лето...
Отвести глаз не могу, Я смотрю на ... (радугу).
Что за чудо-коромысло После дождика повисло?
Очень яркое, цветное
А красивое какое! Разноцветная дуга Солнечная... (радугаРазноцветная дуга Солнечная... (радуга).– Что нового узнали на уроке?
– Какими красками выполняли рисунок?
– Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам рисовать? Какое настроение у вас сейчас?
– Первый ваш рисунок готов. Как вы его назовете? Кто придумает более поэтичное название?
– как бы вы ни назвали свои рисунки, они будут радовать нас яркими красками, дарить хорошее настроение.
В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки! По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
К. ИбряевРассматривают выполненные рисунки, одновременно слушая стихотво-рение оценивают их. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.
Форму-лируют ответ: «Разноцветная радуга»или «Волшебный мост
Фронталь-
ная работа Познавательные:
устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операцион-
ных, аналитических
умений, то есть интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают своюработу, сравнивая с образцом (рисунком педагога);осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.
Личностные:
понимают значение
знаний для человека; приобретаютмотивацию процессов становления художественно творческих навыков; проявляют интерес