Статья Использование технологии критического мышления для профилактики клипового мышления на уроках истории и обществознания


Использование технологии критического мышления для профилактики клипового мышления на уроках истории и обществознания
Вавиленок Т.В., учитель истории и обществознания,
Степанова А.В., учитель истории и обществознания
Умение эффективно работать с большими объемами информации и их различными источниками в современных условиях становится одним из наиболее востребованных качеств личности. Существенный вклад в решение этих задач вносит школьное историческое образование. А задача обучения школьников работе с различными источниками информации становится одной из приоритетных. Эта задача нашла отчетливое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного образования, проекте ФГОС основного общего образования и комплексе нормативно-методических документов, составляющих сопровождение нового стандарта.
Разработчиками федерального государственного образовательного стандарта информационная компетентность характеризуется как  «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [1].
Если до недавнего времени под источниками информации подразумевались документы (в различной их классификации), публикации в СМИ и вещественные источники, то с изобретением Интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации – возникновение клипового мышления. Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка» [12]. Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и требуют новых.Основные минусы «клипового сознания»:
- восприятие человеком, обладающим клиповым мышлением (далее – КМ) информации фрагментарно и недолговременно, хорошо воспринимаются смысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объёма;
- человек, обладающий клиповым сознанием, быстро выстраивает «логические цепочки происходящих событий» (перечисление, хронологический ряд), при этом испытывает трудности с выстраиванием причинно-следственных связей, в системном анализе структурных элементов текста/образа/факта;
- носителями КМ становятся люди разных возрастов и видов деятельности, оно проникает во все сферы жизни общества [12].
Обозначенные признаки КМ вступают в противоречие с ожиданиями общества, семьи и школы. Родители современных школьников отмечают с тревогой: «Наши дети – поколение «большого пальца»». Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, Интернет. Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Очевидно, что в таких условиях особой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Кстати, аналогичный эффект наблюдается и у взрослых.
Для того чтобы препятствовать формированию у обучающихся мозаичной, фрагментированной картины мира, необходимо вырабатывать у них умение анализировать, устанавливать связи между явлениями, а это представляется возможным достичь только при обучении детей грамотной работе с различными источниками информации. Мы, как учителя истории и обществознания, для профилактики КМ используем на своих уроках различные педагогические технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, исследовательские и поисковые, ИКТ-технологии и другие. Особенно эффективна, на наш взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление включает производство суждений, решение проблем и принятие решений. Знанием и опытом не просто обладают, а применяют их на практике. Важно не только научить ребенка думать, но и критически оценивать полученную информацию. Мы стали заложниками мнений других людей, нам навязывают определенное отношение к настоящему, прошлому и будущему.
Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Технология РКМЧП появилась в 1995 г. Закончили разработку Стил , Стемпл, Уолтер.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др. [6]. Таким образом, технология РКМЧП способствует развитию ключевых компетентностей.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые стратегии и приемы этой универсальной педагогической технологии. Нам нравится использовать на уроках истории и обществознания визуальные организаторы, которые хорошо работают на любой стадии урока, помогают систематизировать, критически оценить информацию и проявлять творчество. Кроме всего прочего, визуальный организатор позволяет ученикам обдумывать со всех сторон возможные ответы и ориентироваться в ситуации при ответе на сложные вопросы.
Например, по теме «Деятельность в жизни человека» для 11 класса (курс обществознание) работу на уроке можно построить на основе уже готовой схемы-визуализатора [16].
Структура деятельности
46990-190500 375920-190500
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность Средства достижения результат Мотивы -2857524003000469901333500 Деятельность – это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которой получается нечто новое
122555254000 1131570254000
Признаки Основные виды
– Человек (или субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками.
– Операции целесообразной деятельности.
– Объекты, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций. – Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат.
– Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация).
– Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.
5187951924050051879519240500 62230019240500 57467519240500 67818019240500
материальнаядеятельность духовнаядеятельность управленческаядеятельность социальнаядеятельность
создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека
Или можно предложить детям после изучения материала составить кластер на эту же тему. Составление кластера хорошо работает на любой стадии урока: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии [5].
Например, в ходе урока по теме «Государство» в 9-м классе, учащиеся составляют кластер «Формы государств», на стадии осмысления.

Пожалуй, самая любимая детьми графическая схема - «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять так: верх - причины, низ - следствия и т.п.. Схема «Фишбоун» отлично работает как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвоения. Кроме того, с её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и следствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д.
953135822325Крепостное право
00Крепостное право
-4445770255Почему отменили?
00Почему отменили?
5063490661670Для дальнейшего развития России
00Для дальнейшего развития России
14249401518920……..
00……..
142494080645Отрезки, прирезки, мировой посредник, временнообязанные….
00Отрезки, прирезки, мировой посредник, временнообязанные….

На стадии рефлексии отлично себя зарекомендовало составление синквейнов. Этот приём одинаково хорош для любой возрастной категории. Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся [17].
Технология синквейна хорошо описана, поэтому мы остановимся лишь на нескольких примерах.
Николай IIМыслящий, наивный.Мечтает, планирует, но не осуществляет.Кровавый царь на шатком троне.Он самодержец.
КамчаткаДалёкая, рыбная,Создает, трудится, развивается.Она достойна счастья.Надеюсь.
ВиттеУмный, расчетливый.Планирует, разрабатывает, стремится.Он мечтает о процветающей России.Дипломат.
Также на любой стадии урока формированию мышления высокого уровня способствуют приёмы чтения по шагам. Учащиеся читают определенными фрагментами, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения задает вопросы, затем обсуждается второй фрагмент и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты подходящие по теме для сравнения. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Нам нравится применять приём «Инсерт»–чтение с пометками: «v»-уже знал , «+»-новое, « - »-думал иначе, «?»-не понял, есть вопросы. Приёмы просты, но крайне эффективны как для прочного усвоения знаний, так и для профилактики КМ. Кроме того, эти приемы способствуют осмыслению и четкому структурированию усваиваемой информации [3].
Нельзя обойти вниманием так любимые учителями истории маркировочные таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал», концептуальные и сводные таблицы.
Таблица ЗХУ по теме «Природа и люди Древней Греции»:
З – знаю Х – хочу знать У – узнал
Здесь жарко Чем занимаются люди Занятия – земледелие , ремесло, торговля
Растут оливки и виноград Легко ли там жить Каменистая почва, мало земли для выпаса крупного рогатого скота
Люди носят лёгкую одежду Чем питаются Едят оливки, хлеб, фрукты, мясо, морепродукты
Там есть тёплое море Почему было много богов Человек не знал законов природы, пытался объяснить все явления с помощью мифов
Почему не все жили хорошо Плодородной земли мало
Категории информации Источники информации
Природа Учебник
Люди Карта
Картина
Сравнительная таблица по теме «Афины и Спарта - два полюса жизни»
Афины Линии сравнения Спарта
Ремесло, торговля Занятия Военное дело
Народное собрание Орган власти Совет старейшин
Чужеземцы Рабы Соплеменники
Чтение, письмо, счёт,
рисование, музыка,
пение, гимнастика,
поэзия Чему учили Физические упражнения
лаконичность, пение
Красноречие Как говорили Лаконичность
Метод «шести шляп» является одним из элементов ТРКМЧП.
1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция;
2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики;
3-я шляпа – черная: критическая, негативная;
4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего);
5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая;
6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая [5].
Несмотря на то что в классическом виде существует метод шести шляп, опытным путём мы пришли к необходимости сократить число «шляп» до четырёх, так как в большинстве случаев достаточно с четырёх сторон, чтобы проанализировать предложенную информацию. Таким образом, ребята осознают, что информацию можно воспринимать, преподносить, интерпретировать и анализировать с разных позиций, что крайне важно в профилактике клипового мышления.
Любая деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, мы пришли к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМЧП активизирует познавательную деятельность учащихся. Они занимаются более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять. Как результат всего этого, создаётся мощная платформа для профилактики клипового мышления.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897.
Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения, Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, 2001.
Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. ˗ № 3.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб. Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? //История.˗2002.˗№ 29
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителей. - М., 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.˗ М., 1998.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. - 2005. - 12 дек.
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 2000.
Фельдман А. Клиповое мышление. [Электронный доступ] Режим доступа:URL:.http://www.ruskolan.xpomo.comnruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (дата обращения 25.11.2014 г.)