ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Использования инновационных технологии в преподавании обществоведческих дисциплин (метод проектов)»


Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I-II ступеней № 20 г. Енакиево»
ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Использования инновационных технологии в преподавании обществоведческих дисциплин (метод проектов)»
учителя истории и обществознания, географии
Скакуна Владимира Петровича
Енакиево
2016
«Использования инновационных технологии в преподавании обществоведческих дисциплин (метод проектов)»
Обобщенная схема (модель) реализации педагогических идей в системе обучения. Работа, связанная с технологиями исследовательской деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности – одна из самых эффективных форм по изучению обществознания, истории Родного края. Данная форма в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает более-менее самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. По сути, исследовательская деятельность способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как‍‍‍ личности.  Технология исследовательской деятельности предполагает значительное участие детей в процессе выполнения работы. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Задача же учителя заключается в организации, корректировке деятельности юных исследователей. Использование проектно-исследовательских технологий возможно в течение всего урока, или на каком-то отдельном этапе. Проведение исследование вполне эффективно при изучении нового материала. Совместно с учениками намечаются цели и задачи, вырабатывается необходимый алгоритм работы. В дальнейшем эти наработки используются самими учащимися более широко на разных этапах урока. 
Практическое значение опыта заключается в активизации учащихся, связанных с повышением качества подготовки выпускников школы, формированием их активной жизненной позиции в современных условиях, постоянного ускорения научно-технического и социального прогресса. Именно это требует поиска новых подходов к содержанию, форм и методов обучения. От этого зависит эффективное усвоение знаний и способов деятельности, при которых учебный материал превращается в предмет активных действий мышления каждого ученика.
Формулировка ведущей идеи опыта. Основная идея опыта - применение метода проектов, которые способствуют развитию у школьников:
- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции в учении;
- развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- реализация принципа связи обучения с жизнью.
Формулировка гипотезы педагогического исследования (предполагаемые пути достижения результата, обоснование ценности опыта). Метод проектов может способствовать повышению эффективности усвоение знаний, развитию творческих способностей и формированию активной жизненной позиции учащихся.
Постановка целей и задач опыта.
- определить влияния метод проектов на формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации;
- оценить роль метод проектов в учебном процессе.
Раскрытия сущности опыта (краткое изложение информации относительно исследования проблемы).
Сущность опыта – развития личности ребёнка используя метод проектов.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди других методов обучения. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Проекты могут быть как персональные, так и групповые.
Преимущество персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
- у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
- учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта  от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
 Преимущества групповых проектов:
-  у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера,     и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
Рефлексивные умения:
умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
Поисковые (исследовательские) умения:          
 умение самостоятельно генерировать идеи;
 умение самостоятельно найти недостающую информацию;
 умение находить несколько вариантов решения проблемы;
 умение выдвигать гипотезы;
 умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения работать сотрудничая:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
 навыки анализа собственной деятельности
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие вступать в диалог,
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
 навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения.
В своей работе я чаще использую межпредметные информационные проекты ( история - география - правоведения - гражданственность). Учащиеся, получив задание на уроке истории, могут его выполнять и оформлять во внеурочное время, а затем представлять свой проект на уроке   в соответствии с программой изучения предмета.  
Для учеников:
- возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы;
- отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале;  
- выполнить проектное задание в учебное время.
Для учителя:
- учащиеся на уроках не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи;
- возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех.
Успешному выполнению работы учащихся способствует создание паспорта проекта, а так же изучение критериев выполнения и защиты работы.
Паспорт проектной работы:
1. Название проекта
2. Руководитель проекта
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
6. Состав проектной группы.
7. Тип проекта (реферативный, исследовательский, творческий и т.д.).
8. Цель проекта.
9. Задачи проекта (3-4 важные развивающие задачи).
10. Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса).
11. Необходимое оборудование.
12. Аннотация проекта.
13. Предполагаемый продукт.
14. Этапы работы над проектом.
15. Форма представления продукта.
Критерии выполнения работы.
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, предлагаемых решений.
4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Критерии защиты работы.
1. Качество доклада: полнота представления работы, подходов, результатов.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания
аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Наиболее удачными считаю: буклет, листовка, публикация, презентация, видеоклип, газета.
Результативность внедрения опыта. Более подробно мне бы хотелось остановиться на внеурочном аспекте проектно-исследовательской деятельности. Моя работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Для успешности реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать учащихся.
Также важно, составления плана проекта, например элементы плана проекта по истории Отечества для учащихся (таблица 1). Который в дальнейшем является путеводителем проекта.
Таблица 1 – Элементы плана проекта: трёхсотлетие династии Романовых
Предметный раздел История Отечества.
Предметы, задействованные в проекте История Отечества.
Класс(ы) 8 и 9 классы.
Краткое описание проекта (2-3 предложения) Составление генеалогического дерева династии Романовых с указанием главных достижений монархов в их годы правления. Красным цветом обозначить правителей, умерших насильственной смертью.
  Базовая информация
Цели и задачи проекта Активизация познавательной деятельности учащихся к истории Отечества.
Алгоритм проведения проекта (этапы, деятельность учеников и пр.) Формирование проектной группы; выбор научного руководителя; формирование темы проектной работы, поиск информации, изучение литературы по исследуемой проблеме; анализ достоверности источников информации и полученных данных; защита проекта; подведение итогов.
На какое количество учебных часов рассчитан проект 6 часов.
Ожидаемый результат Генеалогическое дерева династии Романовых нарисованное на листе формата А1.
Критерии оценивания результатов работы Аргументированность выбора темы, обоснование необходимости и значимость выполненной работы, качество оформление рисунка.
На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели.
Здесь моя основная задача – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также, осуществление ненавязчивого контроля за деятельностью учащихся.
Завершающими являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя. 
Собственно, сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Использования проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди других методов обучения. Мои ученики работали над  следующими проектами:
Исследовательский проект: «Исследования развития каменноугольной промышленности Донецкого региона»
Проект направлен на изучение вопросов, связанных с развитием каменноугольной промышленности Донецкого региона.
Материалы данного проекта  могут  быть использованы  на уроках истории, географии и экологии.
Цель проекта:
сформировать  у учащихся знания о промышлености Родного края .Задачи проекта:
- научить школьников характеризовать развития тяжёлой промышлености.
- Объясните причинно-следственные связи между: торфом, бурым углём и каменным углём.
- учить работать с различными источниками информации: учебной и  дополнительной литературой по предмету, интернетом.
- научить систематизировать учебный материал с использованием различных средств (построение таблиц, диаграмм).
Результаты работы представлены в форме презентации
Творческий проект: «Личность Петра I»
Проект направлен на изучение личности первого императора России. Он осуществлялся учениками средней школы.
Цель  работы:
сформировать у учащихся знания о выдающемся деятеле, мудром реформаторе Петре I, несмотря на то, что некоторые историки трактовали его как отрицательную личность.
Задачи:
- Еще в 1905г. Д. Мережковский в статье «Грядущий храм» поднял вопрос «Что такое Петр: чудо или чудовище?» Раскрыть данную проблему.
Результаты работы представлены в форме презентации
  
   
Информационный проект: «Нюрнберг: перед судом истории»
Результаты работы представлены в форме реферата.
Учебно-телекоммуникационный проект: «Выдающиеся исторические личности мира»
Результаты работы представлены в форме книга афоризмов.
Практико-ориентированный проект: «Денежные единицы стран Европы и Донецкого региона с XVII ст. до наших дней»
Результаты работы представлены в форме нумизматического словаря.
В заключение хочется сказать, что участие в проектно-исследовательской работе даёт учащимся значительно больше, чем положительные оценки, награды и дипломы. Обучающиеся развивают свои творческие способности, учатся принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, достигают успеха и как следствие уверенности в себе, своих силах и способностях. Овладение методикой исследовательского познания, в основе которой лежат методы научного исследования, решает задачу саморазвития и самореализации индивидуума в течение всей жизни.
Работа по формированию исследовательских способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. Организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей, и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо уделять должное внимание исследовательской деятельности в образовательном процессе. 
Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к предметам, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.
Иллюстративное описание обобщенной модели реализации исследуемой технологии (метод проекта):


Заключение
Сегодня приоритет отдается творческому педагогу, который самостоятельно выбирает конкретное содержание урока, формы работы учащихся на занятии, технику ведения урока. В школы необходимо внедрять инновационные технологии, которые пригодятся в будущем. Особое внимание уделяется требованиям к современному ученику, а именно, он должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие занятия, на основе которых ребенок научится изобретать, самостоятельно добывать знания из различных источников информации, решать нестандартные задания, применять полученные знания на практике.
Еще одна немаловажная задача школы должна быть направлена на усиление воспитательного потенциала, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе следующие: отказ от однообразия в организации процессов обучения; отказ от единых требований к успеваемости учащихся; отказ от одинаковых для всех детей темпов усвоения учебного материала; отказ от единых требований при оценивании знаний учащихся.
Наработанный опыт за период педагогической деятельности позволяет мне плодотворно участвовать в воспитании и обучении подрастающего поколения. Развитие общества не позволяет останавливаться на достигнутом и побуждает меня к дальнейшему самосовершенствованию.
Внедрение в процесс воспитания и обучения новых педагогических технологий, современных подходов позволяет мне воспитывать ребенка думающего, обладающего гибким умом, активностью,  умеющего креативно мыслить, не останавливаться на достигнутом.
В заключении хочется отметить следующее:  1) работать с проектами не только можно, но и нужно, так как данная работа расширяет кругозор учащихся, помогать им овладеть новой информацией, повысить свою компетентность;
2) важно, чтобы между учителем и учащимся были партнерские, а не назидательные отношения, педагог должен направлять работу учащегося, создать ситуацию успеха;  3) и, наконец, учитель сам должен совершенствовать своё мастерство, быть на полшага впереди своих учеников.