Статья Развитие критического мышления учащихся в процессе изучения обществоведческих дисциплин


Развитие критического мышления учащихся в процессе
изучения обществоведческих дисциплин

Учитель истории Луговая Н.П.
Донецкая область , г.Енакиево ,
Коммунальное учреждение « Общеобразовательная школа I-III ступеней №1 г. Енакиево»
Фундаментальная цель современного образования состоит не просто в предоставлении информации учащимся, а в том, чтобы развивать критический способ мышления.
Развитие критического мышления становится актуальнейшим во времена интенсивных социальных перемен, когда невозможно без постоянного приспособления к новым политическим, экономическим и иным обстоятельствам, без эффективного решения проблем, многие из которых нельзя предвидеть. Только при формировании критического мышления мы можем достигнуть развития в соответствии с требованиями мирового информационного общества и продвигаться в направлении демократии.
Критическое мышление предполагает изучение явления с разных сторон, с учетом разных подходов, выявление противоречий, поиск рационального пути их преодоления за счет взвешенного анализа различных аргументов, их обоснований.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Особенности концептуальных подходов технологии критического мышления:
- учащийся умеет управлять информацией (ищет наилучший способ ее присвоения, находит в ней смысл, применяет в жизни);
- конструирование своего знания, которое рождается в обучении;
- предусматривается диалогический режим занятий, совместный поиск решения проблем, «партнерские» отношения между педагогом и обучаемым;
- объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Построение уроков, основой которых является базовый дидактический цикл, осуществляю по трем фазам: вызов, осмысление и рефлексия.
На каждой фазе определяется: деятельность учителя; деятельность учащихся, возможные приемы и методы; функции фазы.
На фазе «вызова» учащиеся знакомятся с рядом утверждений (одни – верные; другие – не верные). Учащиеся не могут ответить на вопросы, возникает проблемная ситуация, побуждающая их к стадии осмысления.повышается мотивация на дальнейшую работу, возникает интерес на протяжении всего урока. При изучении истории стран древнего мира (Египет, Ассирия, Вавилонское царство) вызывают интерес вопросы: по местоположению государства, по отношению с другими государствами («дружили с другими странами и создали дружественный союз»); судьба государства («известна или неизвестна»). Используем рисунки, схемы, таблицы.
На фазе «осмысления» заполняется таблица:
Знаю Узнал Хочу знать
В таблицу заносится информация («своими словами»), полученная в ходе чтения. Происходит систематизация старых и новых знаний.
На фазе «рефлексии» использую методы и приемы с информационными текстами. Они позволяют развивать у учащихся умение внимательного и вдумчивого чтения, анализа и систематизации информации текста, логического мышления.
Для фиксации уровня развития умений, качеств личности, сформированности критического мышления используются письменная рефлексия, задания на составление таблицы, «мозговой штурм», создание кроссворда.
В 10 классе после изучения темы «Тоталитаризм» предлагаю учащимся составить таблицу с проявлениями признаков тоталитарного государства на примере стран Германии, Италии, СССР.
В продуктивной деятельности учащихся важным является формирование умения постановки целей и задач в изучении темы (формулируют учащиеся):
1) увидеть причины, сущность, итоги;
2) сформулировать понятие;
3) увидеть роль в чем-либо (например, в укреплении власти).
Технология критического мышления позволяет получить образовательные результаты:
1) умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
2) работать с информационным потоком в разных областях знаний;
3) обобщать информацию;
4) оценивать информацию;
5) решать проблемы;
6) применять усвоенную информацию в новых ситуациях.
Технология развития критического мышления станет действенным способом воспитания демократического менталитета как учащихся, так и учителей.