Обобщение опыта «Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Выксунский металлургический колледж»

Обобщение опыта
«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся
на занятиях обществоведческих дисциплин
через использование элементов
технологии критического мышления»
-260985200025
-351790193675
Выкса
2014

Введение
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.
Дайана ХалпернСовременная концепция модернизации образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной составляющей. Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ведёт к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Всё это негативно влияет на учебный процесс в целом.
Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что они часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем дисциплинам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы.
Длительность работы над опытом
Работа над этой темой в течение 5 лет показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей студента.
Во-первых, наблюдения, проведенные среди студентов - первокурсников, показали, что многие не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. И как следствие – снижение интереса к предмету.
Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, обучающиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.
В-третьих, в большинстве случаев обучающиеся не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения.
Гипотеза
Я предположила, что если на уроках истории и обществознания организовать применение методики ТРКМ, то это позволит разрешить противоречия между значительным ростом информации и способностью студента усвоить, критически осмыслить эту информацию; между потребностью в критически и аналитически мыслящих обучающихся и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей развитие этих навыков на уроках истории и обществознания; между объяснительно - иллюстративным методом преподавания и деятельностным характером обучения.
Предметом данной работы являются методы и приемы организации деятельности учащихся на уроках обществоведческого цикла, способствующие эффективному усвоению изучаемого материала.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого обучающегося посредством развития навыков критического мышления на уроках истории и обществознания, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике преподавателя.
Новизна опыта заключается в интеграции технологий личностно-ориентированного образования и развития критического мышления, что позволяет реализовать следующие принципы: деятельности, развития, рефлексивности, субъектности. Технология ЛОО объявляет обучающегося субъектом образовательного процесса, а технология развития критического мышления обеспечивает преподавателя конкретными приемами и методами организации работы в группе, что способствует формированию субъектного опыта обучающихся. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: студенты должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем, а традиционное обучение отражает знаниецентристский подход, что предусматривает запоминание и воспроизведение материала, формирование умений применения усвоенного знания в аналогичных ситуацияхТеоретическая база опыта
Теоретической базой опыта по данной теме является дидактическая теория учебной деятельности (В.В.Давыдов). Автор реализует данную теорию через следующие современные образовательные технологии: - технологию личностно-ориентированного образования школьников (И.С.Якиманская, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков), - технология развития критического мышления посредством чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек) - методика интерактивного обучения (Е.В.Коротаева).
Цель опыта - обеспечение положительной динамики развития мыслительной деятельности обучающихся посредством использования системы приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
введение в педагогическую практику организации образовательного процесса, позволяющей ученику развивать готовность к приобретению знаний, умений и навыков работать самостоятельно;
использование разнообразных приёмов и методов обучения, направленных на развития аналитического, критического мышления;
способствование развитию индивидуальных особенностей обучающегося, через совершенствование форм обучения.
Описание практического опыта
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Поскольку в настоящее время система образования призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким иаутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа обучающегося с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучающегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе обучающийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как: умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для преподавателя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для педагога звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
ТРКМ богата приёмами для достижения необходимой цели. Перечислю наиболее часто мною используемые.
I стадия - Вызов.
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Студенты включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Обучающийся ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Система обучения в колледже предполагает двухчасовое занятие, и это очень удобно при проведении семинарских занятий, лекций. В этом случае, стараюсь использовать приём «Корзина идей». Занимая на уроке достаточно небольшое количество времени, тем не менее, он является эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу обучающихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все обучающиеся вместе знают об изучаемой теме. Далее обмен информацией проводится по следующей схеме:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно обучающимся по той или иной теме, проблеме.
2. Сначала каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой теме, проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1 минута).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Обучающиеся делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 2 минут. Это обсуждение даёт возможность выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются преподавателем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6.Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Кластер.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
II стадия осмысления.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».
Изучение обществоведческих дисциплин невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую приём ИНСЕРТ. Название складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения)  thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно обучающимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, студенты помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этот приём использую при работе с текстом исторического источника. На 1 курсе при изучении темы «Восточные славяне в VI-IX веках» из летописи «Повесть временных лет» мы узнаем о территории расселения и хозяйстве восточных славян. Используя условные значки можно проверить свои предположения («v»), осознать новые знания («+»), исправить неверные предположения («-»), пробудить дальнейший интерес к теме («?»). Преподаватель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы обучающихся. 
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ):
З (знаю) У (узнал) Х (хочу узнать)
     
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого обучающегося с текстом учебника и поставить отметку за работу на занятии. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.
Например, при изучении темы по обществознанию «Общество и природа» обучающимися была составлена следующая таблица:
Знаю Узнал Хочу узнать
природа развивается сама по себе;
природа имеет свои законы развития;
человек использует природу;
человек губит природу, истребляет животных; 1 природа – естественная среда обитания человека, он связан с природой;
2. в широком смысле, природа – это всё, что окружает человека.
3..природа – это биосфера.
4. ноосфера – это разумная деятельность человека в отношении природы. 1. подробнее о ноосфере;
2.об экологической морали;
3. возможна ли жизнь человека только в искусственно – созданной среде?
Система обучения в учреждении среднего профессионального образования предполагает различные формы занятий, но основной, является лекция. Особенность использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием «Лекция со «стопами»). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Использование технологии критического мышления предполагает высокую мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, использование вышеназванных приемов обеспечивает создание условий для развития у обучающихся аналитического мышления (происходит анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление), их информационной и коммуникативной культуры.
III стадия - рефлексия.
Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной, но и с мотивационной сферой, с самосознанием.
Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей.
На данной стадии происходит: максимально полная осознанность изученной информации; соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись ранее; выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения и анализ их с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи, проблемы; закрепление нового материала, отработка умений, формирование навыков и компетенций.
Очень важно, на мой взгляд, формировать целостное осмысление, обобщение полученной информации, а так же собственное отношения к изучаемому материалу. В этом случае, на третьем этапе, использую следующие приемы: синквейн, эссе,дискуссию.
Синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейн - форма свободного творчества, требующая от обучающегося умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
«Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в аудитории после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Дискуссия.
Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Группа делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах. В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.
Заключение
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству.
Использование методов и приемов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволило сделать следующие выводы:
1. Подобные формы работы позволяют создать на уроках обществоведческих дисциплин условия, благоприятные для развития мыслительной деятельности учащихся и личности в целом.
2. Важнейшим свойством технологии критического мышления в этом отношении является двусторонний характер, обеспечивающий условия для интерактивности. Появляется возможность диалога (интерактивность), что позволяет обеспечить реальное взаимодействие преподавателя и студента.
3. Организация самостоятельной работы во время выполнения заданий по чтению и письму на уроках истории и обществознания способствует формированию навыков самостоятельной работы, что определяет со стороны обучающегося умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседников, способность вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение товарищей.

Литература:
Беспалько В. Л. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989.- 192с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования./ Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- 416с.
Загашев И. Умение задавать вопросы//Перемена.-2001.-№4.-с.8-13.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. / С.И. Заир-Бек.- М.: Просвещение, 2004.- 173с.
Ноэль –Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении./ Т.Ф. Ноэль –Цигульская.- М.: Просвещение, 2000, -121с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.-256с.
Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус// Философия. – 2003. - №6.-с.97-110.
Халперн Д. Психология критического мышления./ Д. Халперн.- СПб.: Питер, 2002.- 503с.
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования//Директор школы.—2000.-№7.-с.17.
Интернет-ресурсы:
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы
http://vio.uchim.info/Vio_47/cd_site/articles/art_2_2.htm - некоторые приемы развития критического мышления в начальной школе
http://www.gimc.ru/content/BE - творческая группа критического мышления через чтение и письмо
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib -библиотека документов по РКМЧП
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/klaster.htm - прием "Кластер"
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php -технологии продуктивного чтения
http://www.ufa-edu.ru/uchitel2011/inpb/kinzyabaeva.doc - работа с текстом
www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.
www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/fiz_krit_m.doc -развитие критического мышления через чтение и письмо.
www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778755-концептуальные основы технологии развития критического мышления