Статья Использование методических приемов в формировании орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка


«Использование методических приёмов в формировании орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка».
На сегодняшний день, одной из главных целей современной российской школы является формирование грамотного и образованного выпускника. Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным.
Одна из главных причин допускаемых ошибок - неумение выделять орфограммы - не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Следовательно, можно сделать вывод, что повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости.
Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г. Граник) и потому не применяют известные им правила.
Считаю, что умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших обучающихся и повысить практическую значимость изучения правил.
Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной. При этом так же очевидно, что начинать столь важную работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи.
Таким образом, проблема формирования орфографического навыка у младших школьников на основе современных подходов к обучению является актуальной.
Ведущая педагогическая идея формирования орфографического навыка заключается в том, что необходимо создать условия для интерпретации методических приемов изучения орфографии.
Умение обнаружить орфограмму в слове и проверить её написание, связано с понятием «орфографическая зоркость». Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка – один из приёмов повышения грамотности обучающихся.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителю формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
- на самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
- познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
- систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Орфографическая зоркость вырабатывается постепенно, в процессе решения различных орфографических задач. Для их решения выделяется несколько этапов:
умение видеть орфограмму в слове;
определение вида орфограмм: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
определение способа решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
определение алгоритма, ступеней решения и их последовательность;
решение задачи, т.е. выполнение последовательных действий по алгоритму;
написание слов в соответствии с решением задачи и осуществление в более обобщённом виде всех этапов.
Только в правильном сочетании методических приемов заложен успех формирования орфографической зоркости младших школьников, Правильно подобранные методические приемы дают возможность для самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся.
Оосновополагающим является разработка направлений деятельности, поиск занимательных форм и методов, отбор дидактического материала, форм контроля, оценки умений и навыков учащихся по орфографии, разработка последовательности упражнений для развития орфографической зоркости, попытка создать свою систему приемов по развитию орфографической зоркости с целью формирования навыка грамотного письма.
Достижение данной цели предполагало реализацию следующих задач.
- знакомство детей с понятием «орфограмма» и оказание им помощи в осознании сущности орфографических трудностей русского письма. Введение в практику письменной речи младших школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Обучение ребенка действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».
- развитие умения школьников работать с орфографическим словарем, формирования правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
- обеспечение запоминания орфографического облика слов разных тематических групп, т.е. развитие орфографической памяти учеников.
Достижение планируемых результатов предполагает реализацию следующих условий:
- использование современных подходов к обучению орфографии в начальной школе;
- соблюдение технологических принципов алгоритмизированного обучения русскому языку;
- использование различных приёмов на разных этапах урока;
- создание благоприятного психологического климата на уроках, способствующего лучшему усвоению материала, созданию ситуации успеха.
Важное место в организации и содержании образования занимает положение о том, что у младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно:
- ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
- применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
- проверять, написанное; осуществлять орфографический самоконтроль.
При организации педагогической деятельности по формированию орфографической зоркости у младших школьников на основе современных подходов к обучению учитывались характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые автор применяет на уроках русского языка:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
- определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи;
- решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
- написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Опираюсь на методические приемы к обучению орфографии, а именно:
- моделирование;
- использование словарей, как способ решения орфографической задачи;
- формирование орфографического самоконтроля.
Процесс формирования орфографической зоркости строится с учетом факторов, способствующих формированию грамотного письма - зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных.
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает как один из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу автор проводит систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы. В работе с родителями предлагает рекомендации по обучению орфографии младших школьников.
Важное место в обучении орфографии отводится использованию различных памяток – алгоритмов действий (таблицы памяти, памятки-опоры)
Как видим, формы работы по формированию орфографического навыка, представленные в опыте различны:
- списывание с разнообразными заданиями;
- диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;
- диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;
- диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;
- разнообразные творческие работы, цель которых - развитие связной речи и расширение запаса слов;
- свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.
Важным моментом в работе по формированию орфографической зоркости у младших школьников автор считает знакомство с авторитетным источником, который подсказывает написание слов – с орфографическим словарем, освоение способа поиска слов в словаре.
Пользованию орфографическим словарем, считает автор, следует специально учить. Освоение словаря хорошо сочетается с мотивацией применения «окошек» для сознательного «ухода» от ошибок, с продолжением осмысления того, в чем состоят орфографические трудности, и помощью детям в постепенном запоминании правильного облика так называемых «словарных» слов.
Одним из средств обучения школьников является дидактическая игра. Автор широко применяет дидактические игры, ребусы, кроссворды, загадки на своих уроках, включая их в различные этапы урока (Приложение 5, 6).
Таким образом, орфографические навыки развиваются постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Наибольший эффект для выработки орфографических навыков дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.