Статья на темуИспользование методических приёмов на уроках русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сорокинская средняя общеобразовательнакя школа»
Выступление на тему:
«Использование методических приемов на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями олимпиадных заданий
(обмен опытом работы по подготовке учащихся к олимпиадам школьников)»
Выступление подготовила
учитель русского языка и литературы
Поданева Т.И.
Сорокино,2016 г.
Использование методических приемов на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями олимпиадных заданий
(обмен опытом работы по подготовке учащихся к олимпиадам школьников)
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьёзные цели и стремились к их достижению. В данном случае этому способствует работа с талантливыми детьми в рамках олимпиадного движения.
О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального уровня?
Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, районе, области. В настоящее время победа учащегося на олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.
Большой вклад в становление и развитие олимпиадного движения в России, в разработку методик организации и вопросов проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги как П.С. Александров, М.И. Башмаков, И.М. Гельфанд, Г.И. Глейзер, Б.В. Гнеденко, Б.Н. Делоне, Г.В. Дорофеев, Г.И. Зубелевич , А.Н. Колмогоров, Н.Н. Константинов, Г.Г. Левитас , Л.А. Люстерник, A.M. Маркушевич , И.С. Петраков, В.Н. Русанов , В.А.Соболев. Значительно продвинулось развитие конкурсов, олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. Так, широкую известность в школах России через Интернет получили многие Международные конкурсы-игры.
Олимпиада (греч. olympias ) – соревнование, смотр, конкурс. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объёме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников.
Цель олимпиады - выявление интересов, развития и одарённости учащихся, определение наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых часть школьников не смогла справиться с заданиями и пропустила их. Олимпиада выявляет лучшего, но каждый может попробовать свои силы, совершенствовать умения, развивать логическое мышление, расширять кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой личности. Задания, которые предлагаются на олимпиадах по русскому языку, бывают трёх видов:
-вопросы , требующие письменного ответа ;
-тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа;
-творческие задания.
Некоторые олимпиады используют только одну форму заданий (например, олимпиада «Русский медвежонок» проводится только в виде теста), большинство же комбинирует разные типы заданий.
Основные критерии успешного результата.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
1. Отбор учащихся.
Классически детей отбирают после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на муниципальный тур.
2. Полное прохождение программного материала .
Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.
3. Последующее углубление материала происходит в любых формах и по любым источникам. Но источники сами по себе не есть гарантия успеха. Главное - объём знаний, а не то, из каких книг эти знания взялись.
Система работы по подготовке наиболее заинтересованных учащихся к предметным олимпиадам предусматривает различные формы работы, предполагающие различные виды деятельности как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности:
- дифференцированную индивидуальную работа (творческие задания, задания исследовательского характера, рефераты, доклады, сообщения, презентации);
- групповую (дискуссии об исторических процессах в языке, совместные исследовательские проекты);
- занятия-консультации;
- массовую работу (встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).
В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов.
Прежде чем говорить о методических приемах, необходимо знать, что же понимается под этим "словосочетанием". В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение:
Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия.
При этом они говорят, что совокупность методических приемов “рождает” метод, а комплексное использование методов “придает жизнь" организационным формам.
Морозова С.А. предлагает достаточно простое определение методического приема - это действия, направленные на решение конкретной задачи.
Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания действительности и приобретения навыков в области той или иной науки.
Таким образом, использование различных методов обучения совершенствует определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие "методические приемы". Дидакт М.И. Махмутов называет их "составной частью метода", с чем в принципе согласны все авторы вышеперечисленных определений: В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко называют совокупность методических приемов методом; Морозова С.А. употребляет словосочетание "составная часть метода" в своей работе, а Е.А. Певцова называет методический прием частным средством.
Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся. Методические приемы - это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами - это тот инструмент, с помощью которого преподаватель решает стоящие перед ним задачи. С помощью средств обучения возможно ускорение процесса усвоения учебного материала.Так же система методических приемов организации учебной деятельности является компонентом учебного занятия по предмету. При этом обращают внимание на рациональность и эффективность использования времени на уроках. Специалисты считают, что усвоение информации осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту ученики способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью - 90%, а с двадцать третьей по тридцать четвертую усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель выстраивает собственную систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал, заканчивая четкими итоговыми выводами (так, используется психологический прием, объясняющий, что “концовка остается надолго в памяти человека”).
Учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.
При выборе методических приемов необходимо учитывать:
1. Как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период усвоения сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у учеников на уровне подсознания заложена информация о приближающемся выходном дне.
2. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения.
3. Эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности.
4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.
5. Степень эстетического воздействия занятия на учеников.
Таким образом, самым распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания действительности и приобретения навыков в области лингвистики. Методический прием можно также определить как составную часть метода.
Для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами.
При выборе методических приемов необходимо учитывать ряд требований (эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток и т.д.).
Организациия самостоятельной работы учащихся.
Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходится параллельно выполнять свою основную работу,т.е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. Поэтому одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само- и взаимоконтроля.
Решение тренинговых задач.
Решение материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходить к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать сослаться на литературные источники.
(Из личного опыта ) Школьная олимпиада по русскому языку – одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Время проведения школьной олимпиады определяется в соответствии со сроками муниципальной олимпиады. Обычно это октябрь-ноябрь. Соблюдая древний олимпийский принцип: «главное не победа, а участие», в школе проводим один тур. Создаются равные шансы для всех учеников и достигаются основные цели олимпиады по русскому языку:
расширение кругозора учащихся;
развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
отбор и подготовка участников к муниципальному этапу олимпиады.
Хочу сказать, что в нашей школе созданы такие педагогические условия, которые позволяют раскрыться творческим способностям детей. Для этого существуют разные формы работы: это и урок – хороший, творчески организованный,  и внеклассная работа, и факультативы, индивидуальные консультации, научное общество «Эврика».
В работе с олимпиадным движением меня сразу поддержала коллега, Раиса Ивановна. Мы с ней так и работаем, все успехи и неуспехи мы делим пополам. В таком сложном деле как в поговорке: один в поле не воин. Нужна система.
А любого можно подготовить к олимпиаде?
Всё-таки, если нет интереса у самого ребёнка, толка от занятий не будет.
   Каковы секреты педагогического мастерства для такой работы?
Конечно, здесь нужно увлекать. Одна ученица мне однажды сказала: «Как Вы здорово меня обманули, Татьяна Ивановна! Сначала увлекли, а не сказали, что потом так трудно будет». То есть в 7–8 классах ей еще нравились дополнительные занятия, но когда в выпускных классах началась более сложная программа, уже стало труднее.
С другой моей ученицей тоже было интересно. Она очень одарённая девочка, отличница, и ей нравилась литература. Но она боялась заниматься дополнительно, думала, что по остальным предметам она не будет успевать. Но я её убедила, сказала, что это будет не в ущерб другим предметам.
  То есть можно научить учиться так, что не пострадает успеваемость по всем предметам?
Да, можно научить ребёнка, если есть природные данные. Если есть логика, память цепкая, хваткая и желание. Вот эти три компонента. Всё это нужно для того, чтобы ребёнок мог и усваивать на занятиях большой объем знаний и заниматься самостоятельно.  
Я часто повторяю: «Можно знания дать, но ведь нужно ещё и взять их». Многие дети сидят, словно птенцы с раскрытыми клювиками, но тут важно не ожидание знаний от учителя, а возможность самостоятельной работы. А можно распознать в классе ученика – будущего победителя олимпиады?
- Конечно, это видно даже на простом уроке, по тому, кто и как отвечает. У меня сейчас есть мальчик, вот он до того хорош. Он на каждом уроке готов, у него есть необходимая логика, но хочет поступать в технический вуз, поэтому дополнительная нагрузка по моим предметам ему не нужна.  
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.
1.Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип -активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде   для  каждого   учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от   незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения.
Для участников олимпиады подготовила
Памятку
для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.
Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
6. Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально. Например, моя ученица и неоднократный призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, участница различных конкурсов Флигинских Алеся всегда была нацелена на победу. Принцип «Главное не победа, а участие» для неё не существовал.
Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация данных принципов и правил -  это успешное выступление  учеников школы на муниципальных и региональных олимпиадах.
И ещё. Очень многое зависит от активности учителя. Нужно быть мобильным. Ведь одно дело провел уроки, проверил работы и ушел. А подготовить к олимпиаде, помочь ученику достичь успеха – это личная победа учителя, это победа над собой. Не все получается сразу. Здесь нужно желание, упорство, терпение и труд. Это и есть формула успеха. Мне всегда самой было интересно, я «горела» этим. Нравилось осознавать, что мы добились таких успехов, преодолели трудности.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
« Новая школа-это новый учитель, открытый ко всему новому, понимающий детей, хорошо знающий свой предмет, готовый помочь детям найти себя в будущем…Чуткие, внимательные к интересам школьников учителя - ключевая особенность школы будущего.» В этой школе нам работать! И тогда каждый учитель будет с гордостью произносить слова: «Посмотрите, какие замечательные у меня ученики!»
Подводя итог, хочется сказать и о проблемах, которые могут возникнуть при дальнейшей работе. Что же все-таки может помешать достичь более высоких результатов?
- Отсутствие четких критериев определения одаренных детей;
- Недостаточность материалов по проблеме диагностики и развития одаренности: принято считать, что диагностика одаренности – дело психологов, а обучение, воспитание и развитие – обязанность педагогов. Поэтому диагностика существует автономно от педагогической практики. - Необходимы методики диагностики для преподавателей на предмет выявления у детей признаков одаренности.
Использованная литература
1.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128с
2.Орг А. О. Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005 .
3.Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы. – Вып . 2 /авт.-сост. Л. В. Черепанова, Н. Я. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М.Казбек-Казиева . – М.: Айрис-пресс, 2006. – (Школьные олимпиады)
5. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып . 2 / [А. М. Камчатнов , С. И. Львова, О. М. Александрова и др.; под ред. А. М.Камчатнова ]. – М.: Просвещение, 2012 .
6. http :// ooc-school.ru
7. http:// www.erudyt.ru
8. http:// www.svetozar.ru
9. http ://www.philol.msu.ru/~ pk/lomonosovrus.html

Приложение

Памятка
для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.
Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
Приближается долгожданный день – День знаний! В преддверии этого дня мне хочется поздравить всех Вас, дорогие мои коллеги, с наступающим праздником, пожелать Вам творческих успехов! Благополучия Вам и Вашим близким! Счастья! Исполнения задумок! Я хочу, чтобы Вы были всегда полны энергией, всегда были рады встречать новый день! Чтобы Вы никогда не унывали, всегда стремились к лучшему! Я призываю Вас не забывать о том, что мы призваны нести в души наших учеников Свет, Добро, высокие цели. Мне хочется, чтобы в этом году стало меньше «педагогически запущенных» учеников, учеников, уклоняющихся от учебы в школе, учеников, плохо относящихся к учителям. Решение этих задач в наших с Вами силах – школьный учитель обладает огромной властью, и мы должны умело ей пользоваться, направлять умы наших учеников в «правильное русло», единственно верное. Мы должны своим примером учить их добру, ответственности, справедливости и великодушию. Мы должны это делать, и мы обязательно это сделаем. Наши ученики добьются высот, и мы всегда будем ими гордиться!
Желаю здоровья на весь учебный год, полёта творческих мыслей и осуществления всего запланированного!