Методическая разработка по русскому языку на тему: Тире между подлежащим и сказуемым


Тире между подлежащим и сказуемым
8 классЦель:
1. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения и о случаях постановки тире
между подлежащим и сказуемым.
2. Углубить знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
3. Совершенствовать умения учащихся находить главные члены предложения и способы их
выражения.
4. Отработать навык пунктуационной грамотности учащихся.
5. Развивать лингвистическую компетенцию и логическое мышление учащихся.
Оборудование:
Опорные таблицы и опорные схемы.
ХОД УРОКА
Два основных достояния человеческой природы - это ум и рассуждения.
Плутарх
Словарь:
Предикативность
Инверсия
Фразеологизм
Достояние
Рассуждение
1. Объявление темы и цели урока
2. Мотивация учебной деятельности школьников
Чтение эпиграфа, работа с ним
3. Актуализация опорных знаний учащихся
Записать эпиграф. Доказать, что это предложение.
Какой связью связаны слова в предложении? Приведите примеры из эпиграфа.
Новое: Но существует третий вид связи слов в предложении – предикативный (работа с лексическим значением слова). Чертим схему:
Связь слов в предложении
сочинительная подчинительная предикативная
(однородные члены) (словосочетания) (главные члены)
Подчеркните в предложении Плутарха подлежащее и сказуемое. Назовите вид сказуемого.
Чтобы вспомнить знания о главных членах предложения, выполним блиц – опрос с последующей самопроверкой.
Слово учителя. Пунктуационный знак – тире. Часто мы встречаемся с ним в письменной речи. Что известно об истории появления тире и каковы его функции в речи?
Сообщение ученика о тире.
Почему поставили тире между подлежащим и сказуемым в предложении – эпиграфе?
Работа с таблицей – опорой №1. Повторение знаний. Беседа по таблице.
Рассмотрите таблицу№1 и ответьте на вопросы: -Когда ставим тире между подлежащим и сказуемым ?
-Когда не ставим тире между подлежащим и сказуемым? Выполните тест № 1, 2. Ответ – предложение запишите в тетрадь.
Тест №1
В каком предложении не надо ставить тире?
1.Сады сажать жизнь украшать.
2.Книга есть кубический кусок совести.
3.Наслаждение общением главный признак дружбы.
4.Безумство храбрых вот мудрость жизни.
Тест №2
В каком предложении нужно поставить тире?
1.Страх велик, но терпенье ещё сильнее.
2.Мцыри несомненно романтический герой.
3.Одуванчик будто живое золото.
4.Без дела жить небо коптить.
Алгоритм рассуждения о постановке тире даёт таблица №2.
Какие слова, стоящие перед сказуемым могут представлять опасность и почему?
Что они могут присоединять в предложении, кроме сказуемого? Работа с таблицей №3.
Выполнить задание №1 (см. приложение) Проверка фронтальная.
Слово значит в предложении выполняет разные функции. Какие? От этого зависит выбор знака препинания в предложении.
Работа со схемами 1,2,3 на доске (см. приложение).
Задание: запишите примеры предложений со словом значит по схемам №1,2,3. Проверка фронтальная.
4. Изучение нового материала
Работа со схемами на доске №4 (а, б, в). Итак, мы выяснили, что тире обязательно между подлежащим и сказуемым при наличии слов это, вот, значит, даже если при этом имеется глагольная связка есть. Задание: запишите по схеме №4 одно предложение, объясняя, что такое предикативность.
- Для какого стиля характерно употребление сочетания и есть?
- Какой оттенок значения привносит это сочетание? Он-то и поддерживается знаком тире.
Работа со схемой №5 на доске. – Что такое фразеологизм? Объяснение учителя с опорой на схему.
Задание: Устно расставьте знаки препинания в предложениях. Объясните значение фразеологизмов.
Запишите два предложения на выбор, в котором ставим и не ставим тире между подлежащим и
Сказуемым. Подчеркните главные члены.
1. Мой брат мастер на все руки. 3. Великое дело путёвка в жизнь.
2. Грош цена теории твоей. 4. Два сапога пара.
- Что такое инверсия? Объяснение учителя с опорой на схему №6 на доске. Работа с предложениями:
1. Прекрасный человек Иван Иванович.
2. Пример тому он.
Задание: Поставьте тире в одном из предложений. Объясните его постановку, выделив главные члены
предложения.
Работа со схемой№7 на доске. – О чём рассказывает схема№7? Чем предложение осложнено?
- Как необходимо ставить знаки препинания в таких предложениях?
Творческое задание. Продолжите предложения, чтобы они соответствовали схеме№7.
1. Дорога, идущая через лес,…..
2. Слово, сказанное вовремя,….
3. Городской парк,…..
5. Подведение итогов .
6. Задание на дом. Знать случаи, когда ставим и когда не ставим тире между подлежащим и сказуемым. Уметь приводить примеры.