Конспект урока по русскому языку в 8 классе Тире между подлежащим и сказуемым


Урок № 32. Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель урока: 1) углубить знания учащихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;
2) отрабатывать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым;
3) уметь составлять предложения, в которых необходимо тире.
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИО знаке препинания тире
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённымзнаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков:дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французскогоtiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Чтение и анализ грамматической сказки «Непостоянная связка»
Непостоянная связка
Жила – была связка быть, охотно связывала подлежащее и сказуемое
в прошедшем и будущем времени, но, как только случалось настоящее время, связка всегда заявляла:
- В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.
- Хорошо, - согласилось подлежащее, - но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределенной формой глагола.
- Согласно, - кивало сказуемое, - но я тоже ставлю свои условия: требования подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте тире перед сравнительными союзами и частицей «не», если сказуемое – существительное.
На этих условиях вместо связки и стало работать тире.
2. Графическое объяснение пунктуации.
(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)
- Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.
l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.
2) 3емля велика и прекрасна.
3) Ее глаза как яркие звезды.
4) Жить - Родине служить.
5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин).
3. Составление алгоритма рассуждения:
1) найти основу;
2) определить часть речи каждого члена предложения;
3) поставить вопрос к сказуемому;
4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.
4. Объяснительный диктант.
1) Наши души - зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать - цену жизни узнать.
3) Воздух как роза.
4) Этот день словно праздник.
5) Север - это, болото без дна и края.
6) Дважды два - четыре.
7) Дело художника - рождать радость.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Сущ. И.п. — сущ. И.п. Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).
Числ. И.п. — числ. И.п. Девятью сорок — триста шестьдесят.
Сущ. И.п. — числ. И.п. 
Числ. И.п. — сущ. И.п. Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).
Сущ. И.п. — н. ф. глаг. 
Н. ф. глаг. — сущ. И.п. Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).
Н. ф. глаг.  — н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).
_____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев).
_____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).
_____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).
Слайд № 7-8
Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:
Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте... (Чехов).
Сущ. И.п. не сущ. И.п.
Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).
Сущ. вводн. слово,  союзы тоже, также,  лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин).  Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Сущ. прилаг. Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).
Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).
Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
Распределительный диктант.
Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.
Наша задача – хорошо учиться.
Ум без книги как птица без крыльев.
Старость не радость.
Человек вот правда жизни.
Люди как реки.
Великое дело новость.
Пятью пять двадцать пять.
Погода несносная дорога скверная.
Татьяна не дитя.
Говорить не думая – стрелять не целясь.
Он порча, он чума, он язва здешних мест.
Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
Сердце не камень.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.
Труд как блестящая сталь.
2. + О решенном говорить – только путать.
3. + Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.
4. - Бедность не порок.
5. - Июнь лишь начало лета.
6. - Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
7. + Сердце наше – вечная тайна для нас самих.
8. + Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
9. + Искусство – это мышление в образах.
10. + Память - одно из важнейших свойств бытия.
Когда ставится тире
гл. н.ф. гл. неопр.формы
существ.гл. неопр. формы
существ.существ. в имен. падеже
существ.числительн.в имен. падеже
числит.числительн. в имен. падеже
При помощи слов – это, значит, вот, это значит
Сказуемое выражено фразеологическим оборотом
Вывод
СЛАЙД 7
Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их, когда тире не ставится
Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
Между подлежащим и сказуемым стоит
Вводное слово,
Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
Наречие
Частица (не, лишь)
В предложениях разговорного стиля
При обратном порядке следования главных членов предложения
Авторское тире
Вывод
8. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима» - радостно говорят люди.