Конспект урока (технологическая карта) объяснения нового материала Тире между подлежащим и сказуемым


Урок «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель деятельности учителя Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.zavuch.infohttp://festival.1september.ru/subjects
http://www.intergu.ruhttp://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин И. Айвазовского и А. Куинджи
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Подлежащее, сказуемое
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формыорганизации взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-
ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово:
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия*.
– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков.
В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имею-щиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их
в новых ситуациях – Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.
Вариант 1.
За поворотом дороги показалось море.
Оно сверкало лучами солнца.
Залив был великолепен.
Вариант 2.
Ландыш свеж и душист.
Его аромат наполняет комнату.
Весна – прекрасная пора Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровож-дающей ход урока – При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.)
– Обратите внимание на предложения.
Лес – наше богатство.
Лес – защита земли от засух и суховеев.
Объясните смысл этих предложений и постановку тире.
– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.
Учащиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях:
а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже;
б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы Фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Листы обратнойсвязи
3. Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа, письменная работа Выборочно-распределительный диктант.
– Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.
Наша задача – хорошо учиться.
Точность и краткость – первые достоинства прозы. (П.)
Ум без книги как птица без крыльев. (Посл.)
Говорить не думая – стрелять не целясь.(Пауст.)
Он порча, он чума, он язва здешних мест. (Крылов.)
Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (Станисл.)
Жизнь прекрасна и удивительна! (Маяк.)
Сердце не камень. (Посл.)
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.(Посл.) – исключение из правила Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Индивидуальная Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их пре-одолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Устные ответы. Составление памятки
Физкультминутка Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье 4. Целеполаганиеи постро-ение проекта выхода из затруднения Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода.
Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире Работают с учебником: заучивают правила на с. 79, записывают предложения, объясняют постановку тире в упр. 169, 170, 171 Групповая Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Устные ответы
5. Прак-тическая деятельность Эвристическая беседа.
Письменная работа в группах – Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.
1-я группа.
Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.
2-я группа.
На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
Май красивый по-праздничному радостный месяц года Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы Групповая,
индивидуальная Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Устные ответы
6. Первичное закрепление с комментирова-
нием Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов при-
менения их
на практике.
Эстафета-игра в группах, анализ предложений Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку.
1-я группа
Все неудачники лгуны.
Старость не радость.
Человек вот правда жизни.
Люди как реки.
2-я группа
Татьяна не дитя.
Великое дело новость.
Пятью пять двадцать пять.
Погода несносная дорога скверная Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы Групповая Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Устные ответы
7. Включение в систему знаний и повторение Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы – Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:
Время – хлеб, – считает тракторист.
Километры, – вторит машинист.
Время – сталь,– отрубит сталевар.
Жар в котле, – дополнит кочегар.
Если песня оставляет след,
Время – строки, – говорит поэт.
Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными Слушают запись. Отвечают на вопросы Фронтальная Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Оценивание работы учащихся на уроке