Технологическая карта урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Технологическая карта урока

Дата:26.10.2016 Класс:____5_________________________________________________________________________________________________
Предмет: русский язык
Учитель: Швецова Л. Г._______________________________________________________________________
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока: усвоения новых знаний_________________
Цель урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении
Планируемый результат обучения, *в том числе и формирование УУД:
Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания(тире) в соответствии с изученным правилом
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.
*Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
*Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят небольшие монологические высказывания; осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
* Регулятивные УУД: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; принимают и сохраняют учебную задачу; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; оценивают свою работу
*Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения; совершенствовать имеющиеся; имеют мотивацию к учебной деятельности.
Ресурсы: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др.; презентация по теме урока; компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.


Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока.
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД

1.Мобилизующий этап
(помочь осознать учащимся практическую значимость материала по изучаемой теме и ценность совместной деятельности)
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.
Знакомит с разными знаками препинания, предлагает догадаться, каким современным знакам они соответствуют, подводит к знакомству со знаком препинания - тире (приложение №1 или слайд презентации).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(обеспечить развитие у учащихся
умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения)
Предлагает посмотреть на записанные предложения, обращает внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в предложениях, предлагает сформулировать тему (приложение №2 или слайд презентации), цели и задачи урока по опорной схеме, записанной на доске.
Выполняя предложенные учителем задания, определяет тему урока. Пользуясь опорной схемой, формулируют самостоятельно цели и задачи урока, создают установку на их реализацию.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, формулируют ответы

3.Актуализация знаний.
(содействовать развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечение развития умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей)
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выдвигает проблему.
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Работают с записями на доске или в презентации, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, составляют схему
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


4.Первичное усвоение новых знаний
(научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала)
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, предлагает познакомиться с записанными предложениями на доске или в презентации, подводит к формулировке вывода о постановке тире (приложение №3 или слайд презентации). Предлагает построить схему или алгоритм нового правила, выбрать наиболее удачный, сравнить с правилом, данным в учебнике.
Выполняют задания, комментируя и поясняя свои действия, формулируют новое правило на основе анализа предложенного учителем материала. Обсуждают варианты схем, выбирают лучший вариант. Знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

5. Первичная проверка понимания
(научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания,
сформировать умение строить логическое рассуждение)

Предлагает выполнить письменную работу №1 самостоятельно сформулировав задание (приложение №4 слайды презентации). Корректирует задания в случае необходимости. Проверяет задание.



Предлагает выполнить письменную работу №2 (приложение №5 или слайды презентации). Предлагает сверить с оригиналом.
Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вспоминают пословицы, высказывают свои мысли, записывают в тетради. Работают над орфограммами. Сверяют с правильными ответами.



Составляют текст. Выполняют упражнение.
Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы.
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Первичное закрепление
(научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении упражнений первичного закрепления, правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке)
Предлагает работу в группах по карточкам (приложение № 6).
Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7. Информация о домашнем задании
Предлагает дифференцированное домашнее задание (приложение №7 или слайд презентации).
Записывают домашнее задание
Личностные: самоопределяются
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
(научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке)

Проводит заключительную беседу по вопросам; заслушивает монологические высказывания.
.
Заканчивают фразы, формулирую свои мысли. Работают со смайлами.
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу




























Приложения

Приложение №1
Впервые знаки препинания названы и систематизированы М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». До наших дней неизменными дошли точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Названия некоторых знаков препинания изменились.
Попробуйте догадаться, как эти знаки называются сейчас: «две точки» (двоеточие), «удивительный знак» (восклицательный знак), «вместительный знак» (скобки), «единительный» (знак переноса).
Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов.


Приложение №2
Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Москва – столица Российской Федерации.

Лена – главная река Сибири.




Приложение №3
1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)
2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое
3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».






Приложение №4

Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

Чтение Учение Книга Хлеб


друг и советчик лучшее учение всему голова свет, неученье -тьма.

К словам верхнего ряда подобрать подходящие по смыслу словосочетания из нижнего ряда.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
Подобрать еще пословицы по данной схеме.

Приложение №5

1.Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки
препинания.
2.Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Расскажите о постановке
тире, правописании слов с пропущенными буквами.

1. Распустил он свои сильные корни под з..млей, пробился через травы и начал на лугу расти. 2. Терн кустарник хитрый, к..рнями размножается. 3. Расчистил землю вокруг, окружил себя подру..ками. 4. Так и отвоевал терн землю для леса и луга. 5. Б..ре..ки белолицые кр..савицы. 6. Осинки милые ш..птуньи.




Приложение №6

Работа в группах по карточкам:
1 группа
Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

Старогольское – наше село. Оно красиво и любимо.




2 группа
Задание: Выделите грамматическую основу, какими частями речи она выражена?

Москва – столица России.
Москва гостеприимна и дружелюбна.
3 группа
Задание: Слово: Петербург.
Составить два предложения с предложенным подлежащим, в одном из которых обязательно должно быть тире.

Приложение №7
Выучить правило на стр. 79.
Выполнить упр. №171, №172
подобрать 5-6 пословиц или предложений, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И. п.
написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.


Приложение №8
Дополните предложения:
Мне понравилось на уроке
Сегодня я понял
Тире между подлежащим и сказуемым ставится ...

Заголовок 2 Заголовок 315