Технологическая карта урока по теме Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)


Урок русского языка 5 класс
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Цель деятельности учителя Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и начальной формой глагола, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении
Тип урока Урок изучения нового
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
УМК Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Технологическая карта урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 1) Этап мотивации.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку (приложение №1) Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем
месте, демонстрируют готовность к уроку Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей
2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выдвигает проблему. Подводит к теме урока (на основе просмотра мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока)
(приложение №2) Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, составляют схему Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
3)Этап локализации индивидуальных затруднений.
Предлагает выполнить письменную работа с последующей взаимопроверкой (приложение №3)
Физкультминутка Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют элементарные физические упражнения Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
4) Этап построения проекта
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр. , объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
5) Этап реализации построенного проекта.
Предлагает выполнить письменную работу в группах (приложение №4) Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Предлагает выполнить творческую работа в группах - игра «Корректор» (приложение №5) Анализируют знаки препинания, записывают предложения, отвечают на вопросы Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
7)Этап самостоятельной работы В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися (Приложение 6) Выполняют упражнения Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Проводит заключительную беседу по вопросам; заслушивает монологические высказывания, дает домашнее задание (приложение №7,8) Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Также частенько и этак, и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? С правилом постановки какого знака препинания вы еще не знакомы?
– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов
Приложение №2
– Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.
Вариант 1.
За поворотом дороги показалось море.
Оно сверкало лучами солнца.
Залив был великолепен.
Вариант 2.
Ландыш свеж и душист.
Его аромат наполняет комнату.
Весна – прекрасная пора.
– При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.)
– Обратите внимание на предложения. Задайте вопросы к сказуемому.
Лес – наше богатство.
Лес – защита земли от засух и суховеев.
– Объясните смысл этих предложений. Объясните постановку тире.
– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
СУЩ. И.П. СУЩ.И.П.
____________ ___________________________
___________________________
Что? Кто? Что это такое? Кто это такой?
Начальная форма глагола Начальная форма глагола


Приложение№3
Списать микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Графически обозначить особенности интонации второго предложения.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!
Приложение №4
– Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
1-я группа.
Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
2 – я группа.
Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.
3-я группа.
На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
4-я группа
Май красивый по-праздничному радостный месяц года
Приложение №5
Упражнение “Корректор”
- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букетаПриложение №6
– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.
– Время – хлеб, – считает тракторист.
– Километры, – вторит машинист.
– Время – сталь, – отрубит сталевар.
– Жар в котле, – дополнит кочегар.
– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.
Приложение №7
Домашняя работа
А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.
Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.
Приложение №8
Заполните карту самооценки. Используйте следующие обозначения:
всё понял, задание выполнил правильно, без ошибок;

+

не совсем понял, допустил ошибки;
v
Ничего не понял, не справился с заданием.

-

Схема урока русского языка в 5 классе по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Мобилизирующий этап.
Настроить детей на урок, проверить готовность школьных принадлежностей. Учитель зачитывает стихотворение (Приложение1), подводит к теме урока. Постановка целей урока.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
На экране (Приложение 2), нужно найти грамматическую основу и рассказать о подлежащем и сказуемом. Записывают в тетрадь, подчеркивают ГО карандашом. Учащиеся выдвигают проблему: «Почему в последнем предложении между подлежащим и сказуемым стоит тире?». Составление опорной схемы в тетради для правил .Этап локализации индивидуальных затруднений.
Выполняют задания в парах (Приложение 3). Взаимопроверка.
Этап построения проекта.
Работают в группах, обсуждают материал учебника $ 34, составляют памятку по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», защищают проекты, слушают ответы одноклассников.
5.Этап реализации построенного проекта.
В группе выполняю задании (Приложение 4). Озвучивают свои результаты.
6.Этап обобщения .Выполнение у доски (Приложение 5 ). Один ученик записывает, выделяет ГО, объясняет постановку тире. Учитель задает вопросы остальным учащимся, когда в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире.
7. Этап самостоятельной работы
На карточках напечатано задание (Приложение 6). Учащиеся самостоятельно выполняют его. Самопроверка.
8. Домашнее задание. Рефлексия
(Приложение 7,8)
Вопросы для рефлексии:
Что нового узнали на уроке?
Какая информация была уже известна?
Что осталось непонятным?
Что можно сделать для того, чтобы преодолеть трудности в понимании данной темы?