Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме Тире между подлежащим и сказуемым в рамках реализации ФГОС


Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 5 классе
по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Тема Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока, его место в системе уроков Урок усвоения новых знаний, 1-ый урок по теме.
Цели
Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с тире между подлежащим и сказуемым.
Основное содержание темы Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Различные способы выражения подлежащего и сказуемого.
Термины и понятия Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, числительное, глагол.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Познавательные:
Умеют создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
научились давать определение понятиям;
формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;
строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводят наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.
Регулятивные:
выполняют учебное задание в соответствии с целью;
соотносят учебные действия с известным алгоритмом;
самостоятельно формулируют проблему (тему) и цели урока; ставят цели и устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.
Коммуникативные:
формулируют высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;
согласовывают позиции с партнером в группе и находят общее решение;
высказывают и обосновывают свою точку зрения;
- слушают и слышат других, принимают иную точку зрения, готовы корректировать свою точку зрения;
Личностные:
проявляют интерес к изучению русского языка:
воспринимают речь учителя и одноклассников;
выражают положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
применяют правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка. Предметные:
опознавать и характеризовать признаки предложения;
использовать признаки предложения при решении практических задач;
различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает;
разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;
выделять грамматические основы простого предложения.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Литература. Расширение кругозора.
Информационный материал
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы;
Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой;
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»;
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка;
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
Формы контроля
самоконтроль
самоконтроль по образцу
взаимоконтроль
парный контроль по образцу
Технологическая карта урока
Этапы урока Форма работы // слайды Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный этап фронтальная
слайд «сундук»
Приветствие.
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Русский язык необычайно богат. Все его сокровища принадлежат нам с вами. А мы сами можем пополнить эту сокровищницу? Каким образом? (через изучение нового материала). И тогда мы станем еще богаче.
Поэтому берём наши рабочие листы, записываем число и начинаем урок. Выбирает эффективный способ концентрации внимания.
Мотивирует обучающихся на активную деятельность.
Организует обучающихся на начало работы. Настраиваются на плодотворную работу.
Оформляют начало работы. Л:положительная мотивация к учению, познавательной деятельности.
Р: работают по инструкции
К: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера
Актуализация знаний групповая Работа в группах.
Задания написаны у вас в карточках. Озвучьте их.
Приступайте к выполнению. Мальчики тоже выполняют задания, только они немного отличаются.
(задания:
1.запишите предложения из карточки в рабочий лист;
2. подчеркните грамматическую основу в каждом предложении;
3. укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое) организует работу в группах; дает индивидуальные задания детям с ОВЗ
(облегченный вариант с подробной инструкцией)
мальчики помогают (ОВЗ) прикрепляют слова магнитами
выписывает на доске ключевые слова во время озвучивания задания изучают задания, озвучивают их, приступают к выполнению.
П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
К: работают в группах, помогают выполнить задание детям с ОВЗ, принимают позицию партнера, сверяют с собственным мнением
Целеполага
ниефронтальная
слайд тема урока Вопрос 1: Что общего в этих предложениях?
Вопрос 2: Вы уже поняли, о чем пойдет речь?
Задание3:
сформулируйте тему самостоятельно.
- А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате изучения темы?
Цель вам помогут определить слова на доске:
Где …….? Когда …….?
Дети сообщают цель:
Понять,
- Где ставится тире в предложении?
-Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?
Вопрос 4: По какому плану мы будем это выяснять?
план:
рассмотрим примеры предложений с тире;
определим, чем выражены главные члены;
сделаем вывод о причинах постановки тире в данных предложениях.
Составим алгоритм постановки тире между –и =.
Т.е. мы составили для себя маршрут. Вот по нему сейчас и отправимся. Организует диалог.
Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока.
По выводам обучающихся записывает тему урока на доске, используя общепринятые символы: Тире между -- и =
пишет план на доске
(ключевые слова) Анализируют языковой материал, делают вывод, формулируют тему урока, записывают ее в тетради.
составляют план П: извлекают необходимую информацию, систематизируют ее.
Р: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
К: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
Решение учебных задач фронтальная
групповая Итак, возвращаемся к нашим предложениям рабочих листах. Наблюдаем!
Назовите грамматическую основу каждого предложения. Выпишите ее схематично рядом с предложением. К доске по одному представителю от группы
Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
По плану мы должны сделать вывод. Озвучьте его.
Решаем затруднение, ребята. Что мы увидели? (две схемы практически одинаковые). Ну так ведь не должно быть. Зачем бы я давала вам два одинаковых предложения! Предлагаю еще раз посмотреть эти предложения и выяснить проблему.
Что выяснили? Какие слова есть в некоторых предложениях? Назовите их.

Дополните схему на доске
Теперь снова делаем вывод. Тире ставится в следующих случаях… (проговариваем по информации на доске)
Переходим к составлению алгоритма( используется методика незаконченных предложений)
Запиши предложение.
Найди грамматическую основу.
Определи способ выражения подлежащего и сказуемого.
Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены
а) именами существительными;
б) числительными
в) в предложении есть слова это, вот, значит. организует работу по пунктам плана
вызывает к доске детей, те пишут схемы, надписывают части речи над главными членами.
мотивирует на формулирование вывода.
привлекает к исследованию
обращается к каждой группе ребят, выясняет, какие слова стоят перед тире. Дополняет схему словами это, вот, значит.
активизирует мыслительную деятельность, организует формулирование вывода.
записывает ключевые слова алгоритма называют грам.основу, выписывают схемы.
надписывают в схемах, чем выражены главные члены (какими частями речи).
делают вывод о постановке тире в предложениях. Испытывают затруднение, так как две схемы практически совпадают.
анализируют предложения еще раз, обнаруживают наличие слов-подсказок (вот, это, значит)
формулируют вывод об условиях постановки тире, ориентируясь на схемы на доске.
записывают алгоритм П: извлекают необходимую информацию в ходе наблюдения, систематизируют знания в логической последовательности
Р: осознают недостаточность своих знаний, планируют последовательные действия в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, осуществляют работу по плану.
Первичное закрепление
Алгоритм готов. Вы знаете, что на самом деле в русском языке очень долгое время не было тире. Появилось оно в русском языке благодаря знаменитому писателю и историку Николаю Михайловичу Кармазину. А правила употребления этого знака установились не сразу. И даже само название поначалу было «молчанка», «черта», «мыслеотделительный». Подробнее можете узнать сами.
Таким образом, тире-это пауза. А нужны ли нам паузы в жизни? В каких случаях? Что они нам дают? Делаете ли вы паузы? Для чего? Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире»; мотивирует на размышления, связанные с жизненными ситуациями. слушают, воспринимают информацию, размышляют, сопоставляют свои поступки с выводами, вступают в диалог; высказывают своё мнение. Л: осознают необходимость самооценки своих действий, поступков, стремятся к преодолению трудностей.
П: извлекают необходимую информацию из прослушанного, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
индивидуальная Задание: прочитайте предложения, соблюдая паузы. организует прочтение предложений с соблюдением логической паузы читают предложения Р: принимают и сохраняют учебную задачу, работают по инструкции
дифференциация
слайд дифференцированное задание:
спишите предложения по выбору (кому какое нравится), поставить тире.
предлагает выполнить дифференцированные задания в группах, организует мыслительную деятельность выбирают и записывают предложения, анализируют их, сверяются с памяткой, расставляют знаки препинания П: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.
Р: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
-В чем заключается важность этого материала для вас? Где нам это может пригодиться?
(Главное - пригодится на экзаменах в 9 классе. Возможность писать грамотно диктанты; важно быть грамотным человеком).Действительно, в экзаменационных материалах есть задания, касающиеся и этой темы в том числе. Смотрите сами. демонстрирует вариант ОГЭ анализируют, делают вывод, связанный с реальной жизнью.
Л: осознают важность полученных знаний для будущего, проявляют способность к самооценке своих действий.
П: извлекают полезную информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.
К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.Рефлексия фронтальная, индивидуальная Давайте разберем, какие предложения вы выбрали для записи?
индивидуальный вопрос: почему именно это
предложение?
(предполагаемый ответ: потому что знакомый вариант, более простой). А другой (например, с глаголами), труднее.
вопрос: так над чем нужно поработать , чтобы хорошо разбираться в этой теме? Что нужно делать? создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке
получает обратную связь
анализирует ответы обучающихся. Дают оценку собственной деятельности по её результатам.
Осуществляют обратную связь. Р: контролируют учебные действия, осознают необходимость повышения уровня знаний.
К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.Самооценка индивидуальная
групповая Оцените свою деятельность сегодня. Кому было трудно - пройдите к красному колокольчику.
кто немного затруднялся- пройдите к оранжевому колокольчику.
кто запутался- ваш колокольчик – желтенький.
давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Вот так все вместе мы справимся с любой задачей. объединяет ребят в общий круг для повышения мотивации к дальнейшей деятельности.
, объединяются в круг. Л: осознают свое место в урочной деятельности, проявляют способность к самооценке.
Р: выполняют инструкцию учителя, осознают значимость полученных знаний и навыков
И напоследок последняя творческая задача: где искать сюрприз? (в колокольчиках). Откройте их и возьмите то, что там находится (конфеты). повышение мотивации к будущей деятельности К: объединяются в группу, принимая позицию и выводы друг друга.