Программа внеурочной деятельности «Словари XXI века» Факультатив по русскому языку для 6 класса «Лексика и фразеология»


Программа внеурочной деятельности
«Словари XXI века»
Факультатив по русскому языку для 6 класса
«Лексика и фразеология»
Выполнила:
Минайлова Галина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ СОШ №10 г. Михайловки.

Пояснительная записка
Лексика наиболее интересный для детей раздел русского языка. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями предметов.
Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Цель факультатива:
-пробудить интерес учащихся к изучению лексики и фразеологии;
- расширить знания учащихся о языке, формировать их эстетический вкус;
- воспитать любовь к родному языку;
- повысить культуру речи обучающихся, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей;
-отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;
-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.
Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на 6 класс. На программу отводится 34 часа.
6 класс, 34 часа
Основные разделы программы
№ Название раздела Общее
количество часов Часы
аудиторных
занятий
1 Лексические понятия 4 4
1.1 Слово – центральная единица языка. 1 1
1.2 Слово – единица словарного состава. 1 1
1.3 Лексика – словарный состав языка. 1 1
1.4 Лексическое значение самостоятельных слов 1 1
2 Словарь как хранилище лексики 8 2.1 Словарная статья 1 1
2.2 Родовидовые группы слов 1 1
2.3 Лексическая форма слова как такая его форма, в которой слово даётся в словаре. 1 1
2.4 Однозначная многозначная лексика. 1 1
2.5 Прямое и переносное значение слова. 1 1
2.6 Обозначение переносного значения в словарях. 1 1
2.7 Художественная речь 1 1
2.8 Образность как главный признак художественной речи 1 1
3 Устаревшие слова 1 1
4 Неологизмы 1 1
5 Профессионализмы 1 1
6 Сокровища живой народной речи 1 1
7 Синонимы 4 4
7.1 Для чего служат синонимы 1 1
7.2 Синонимы в толковых словарях 1 1
7.3 Составление синонимических рядов 1 1
7.4 Анализ словарной статьи словаря синонимов 1 1
8 Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация) 1 1
9 Антонимы 3 3
9.1 Словарь и словарные статьи антонимов 1 1
9.2 Типы антонимов 1 1
9.3 Анализ словарной строки словаря антонимов 1 1
10 Изложение «Ленивка и Прилежанка» 1 1
11 Паронимы 2 2
11.1 Словарь паронимов 1 1
11.2 Редактирование текста со словами - паронимами 1 1
12 Омонимы 2 2
12.1 Многозначные слова и слова анонимы 1 1
12.2 Буклет «Создай комический эффект» 1 1
13 Лексический разбор слова 1 1
14 Фразеологизмы 4 4
14.1 Особенности употребления 1 1
14.2 Крылатые слова 1 1
14.3 Пословицы и поговорки 1 1
14.4 Словарь фразеологизмов 1 1
Примерное содержание разделов
Лексические понятия. Формирование у школьника понятия о лексике как словарном составе языка и слове как двусторонней единице, представленной единством содержания (грамматического и лексического значений) и формы.
Словарь как хранилище лексики. Словари как источник сведений о слове. Содержание и структура словарной статьи. Лингвистические словари и энциклопедические словари.
Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
Неологизмы. Словарь иностранных терминов.
Профессионализмы. Экскурсия на хлебозавод и маслосыркомбинат.
Сокровища живой народной речи. Диалекты. Местные говоры.
Синонимы. Синонимы как близкие по значению слова, имеющие в толковых словарях совпадающие или близкие толкования. Обязательное для синонимов отношение к одной части речи. Синонимы служат: для уточнения, для выражения отношения говорящего к высказываемому, для замены. Определение состава синонимического ряда на основе общего значения части речи. Разграничение словообразовательных и синонимических связей. Пополнение словаря учащегося отвлечённой лексикой.
Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация). Групповая работа.
Антонимы. Составление антонимической пары – подбор антонима. Подбор синонимов каждому слову из пары антонимов. Анализ словарных статей словаря антонимов.
Изложение «Ленивка и Прилежанка». Усвоение системных связей слов как лексических единиц, совершенствование речевых умений школьников.
Паронимы. Анализ характеристик формы слов – паронимов. Анализ словарных статей толкового словаря и составление их на основе выделения словообразовательного значения. Выявление связей между характеристиками формы и значения. Подбор необходимого паронима.
Омонимы. Лексические омонимы как полностью совпавшие по форме слова, которые никак не связаны своими значениями. Словарные статьи слов – омонимов в сравнении со словарными статьями многозначных слов.
Лексический разбор слова. Схема лексического разбора: обнаружение предмета анализа; часть речи и грамматическое значение слова; словообразовательное значение; лексическое значение; лексическая форма.
Фразеологизмы. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка, их использование.
Предполагаемый результат реализации программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение навыков конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе и словарях.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества): развитие ценностных отношений школьников к родному слову и Отечеству, родной культуре.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений.
Рекомендуемая литература
Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1971 год.
Одинцов В. В. Лингвистичекие парадоксы. – М., 1988год.
Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976 год.
Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984 год
Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.
– Ч.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. – М., 1987 год.
Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. – М.; Л., 1966 год.