Конспект интегрированного открытого урока по теме: «Влияние физической нагрузки на развитие детского организма» (физкультура + окружающий мир) (с использованием ИКТ — технологий).


Конспект интегрированного открытого урока по теме: «Влияние физической нагрузки на развитие детского организма» (физкультура + окружающий мир) (с использованием ИКТ - технологий).
На уроках окружающего мира дети изучали раздел «Организм человека», на уроках физической культуры – раздел «Гимнастика с основами акробатики».
Учитель физической культуры и учитель начальных классов:
Терентьева Т.В. и Надькина Л.Г.
Предмет: физическая культура и окружающий мир.
Класс: 4 «А» класс.
Дата проведения: 23.11.2012г.
Место проведения: спортивный зал.
Цель: формирование представлений об изменениях в организме человека после физической нагрузки и её значимости в общем развитии.
Задачи:
Образовательные задачи (предметные результаты):
совершенствовать двигательные умения и навыки в акробатических упражнениях,
закрепление простых способов их выполнения.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
обобщить знания о работе кровеносной системы организма в состоянии покоя и после физической нагрузки; развивать силу, гибкость, выносливость, координацию движений; способствовать развитию информационной компетентности.
Воспитательные задачи (личностные результаты):
формировать коммуникативную компетентность, самоорганизацию и оценочную самостоятельность учащихся.
Тип урока – обобщение (закрепление).
Метод проведения: игровой.
Метод обучения: словесный, наглядный, фронтальный, игровой, соревновательный.
Оборудование и основные источники информации:
мультимедийный проектор;
компьютер;
ЦОР – сердце, кровеносная система;
компьютерная презентация;
экран;
секундомер;
таблица - координатная плоскость;
сигнальные карточки для выполнения заданий;
гантели (вес 500 г) по 2 штуки каждому ученику;
карточки с заданиями – 3 штуки;
гимнастическая скамейка – 1 штука;
набивные мячи (вес 1 кг) – 2 штуки;
гимнастические маты – 2 штуки;
скакалки – 6 – 8 штук;
шапочка-ободок для игры.
Время проведения: 40 мин.
Содержание урока:
Содержание Организационно-методическое
указания
Целеполагание. (1 мин.)
(проводит учитель физической культуры)
Тема урока: Влияние физической нагрузки на детский организм.
- Попробуйте определить для себя, с какими задачами мы должны справиться на уроке? Молодцы!
- Но сначала нужно вспомнить, что вы узнали о работе своего организма на уроке окружающего мира.
Построение в одну шеренгу.
Дежурный сдаёт рапорт учителю. Учащиеся приветствуют учителя.
Сегодня на уроке мы проследим, как влияет физическая нагрузка на наш организм. Какие происходят изменения. (ответы детей)
Дети садятся на скамейки.
Актуализация знаний (8 мин).
(Учитель начальных классов задаёт вопросы, обобщает ответы учащихся и сопровождает показом слайдов) (слайд 1.)
- На уроке окружающего мира мы
познакомились с понятием «организм».
- Что же такое организм? (слайд 2.)
- Какие системы в организме человека
вы знаете? (слайд 3.)
(ответы детей сопровождаются ЦОР)
Какая система является опорой для всего организма? (слайд 4.)
А какая состоит из головного, спинного мозга и нервов? (слайд 5.)
Система от рта до кишечника? (слайд 6.)
Осуществляет процесс выделения вредных веществ из организма.
В органах этой системы происходит процесс газообмена.
Органы данной системы позволяют снабжать кислородом и питательными веществами каждую клеточку организма. Показ слайдов:
- Какая схема работы кровеносной
системы изображена на слайде? (слайд 7.)
- Какой орган является двигателем
крови в организме? (слайд 8.)
- Можем ли мы увидеть работу сердца? (слайд 9.)
- А как мы понимаем, что оно работает? (слайд 10.)
- Всегда ли сердце пульсирует с одинаковой частотой? (слайд 11.)
Заключительный - с пожеланием здоровья.
(слайд 12.)
Подтвердим или опровергнем ваши предположения в ходе практического исследования на уроке физической культуры.
(Учитель физкультуры). Ребята, чтобы проследить изменения в организме на каждом этапе урока мы будем с вами контролировать частоту биения сердца. А результат будем отмечать в таблице
(строить график). За 10 секунд вам надо посчитать количество ударов вашего сердца в состоянии покоя. Средний результат отмечает в таблице.
УУД: умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы, умения слушать и слышать других.
Ответы учащихся:
Организм – это объединённая система, в которой согласованно функционируют все органы и системы.
Опорно-двигательная система.
Нервная система.
Пищеварительная система.
Выделительная система.
Дыхательная система.
Кровеносная система.
Большой и малый круги кровообращения.
Сердце.
Нет.
Мы можем чувствовать пульсирующие движения крови по кровеносным сосудам - положить ладонь на грудь слева или большим пальцем прижать запястье левой руки.
(Высказывают предположения).
Дети подсчитывают число пульсирующих ударов, ориентируясь по секундомеру в презентации (видео).
1.Подготовительная часть урока физической культуры. (6- 7 мин)
Построение для проведения разминки.
Учитель подаёт команды, даёт рекомендации по формированию правильной осанки во время ходьбы, напоминает о технике безопасности во время бега, использует сигнальную карточку (красный цвет – прыжки на месте, синий цвет – ходьба в полном приседе, руки в стороны)
Ходьба по кругу, ходьба перекатом с пятки на носок, боковой; галоп правым, левым плечом вперед; бег с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени назад. Ходьба с поворотами туловища вправо, влево.
Бег по кругу с выполнением заданий по сигналу: прыжки на месте, ходьба в полном приседе, руки в стороны.
Ходьба, по ходу взять гантели. Перестроение в 3 колонны.
Основная часть (до 20 мин)
Общеразвивающие упражнения-5мин.
Даёт индивидуальные рекомендации по правильному выполнению упражнений.
По окончанию ОРУ учитель начальных классов, обобщает замечания учащихся по поводу проведения разминки.
Проводит замер пульса учащихся за 10 секунд и средний результат отмечает в таблице.
2. Основные виды движений. - 12мин.
Продолжаем работу по совершенствованию двигательных умений и навыков в акробатических упражнениях и простых способов их выполнения. Работать будем в трёх группах. Каждая группа должна пройти три этапа. В каждой группе
выберем ответственного, который познакомит вас с содержанием задания, обозначенного на условной карточке, будет следить за качеством выполнения упражнений каждым учеником своей группы и соблюдением техники безопасности. При необходимости – оказывать страховку.
Направляет деятельность учащихся, проводит индивидуальную работу, даёт методические указания к правильному выполнению заданий, следит за особенностями изменений состояния, регулирует нагрузку.
По окончанию выполнения заданий учитель предлагает снова сосчитать свой пульс за 10сек. и средний результат отмечает в таблице.
Дополняет анализ ответственных, отмечает положительные изменения и красоту в выполнении движений, обращает внимание на связь с жизненными ситуациями, ставит оценки за работу на уроке.
3.Подвижная игра «Берегись» (3мин)
Уточняет правила игры, напоминает о правилах безопасного поведения во время игры, начинает и останавливает игру по сигналу. Подводит итог игры, определяя, в какой группе больше осаленных детей, оценивает действия водящего, словесно поощряет игроков. Напоминает о самостоятельном восстановлении дыхания.
А сейчас предлагаю сделать последний замер нашего пульса. Отмечает результат в таблице.
И для того, чтобы сделать вывод, какие изменения произошли в вашем организме, надо вновь вернуться на урок окружающего мира.
Разминку проводит дежурный ученик: даёт название общеразвивающих упражнений, осуществляет показ, ведёт счёт.
УУД: умения последовательно выполнять задания учителя. Выполняют повтор упражнений за учителем. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Используют речевые средства для выполнения задания.
О.Р.У. «Силачи»
с гантелями (500гр.)
1. «Гантели в стороны, вверх»
И.П.- ноги на ширине плеч, руки с гантелями на плечах:
1- гантели в стороны, ноги в коленях полусогнуты. 2- 4 - И.П. 3- Гантели вверх, подтянуться на носки.
2. «Наклоны в стороны»
И.П.- то же.
1-3-Наклон вправо, влево, гантели вверх над головой. 2-4- И.П.
3. «Приседание с поворотами»
И.П.- о. с.
1- приседание, гантели вперёд, 2- поворот вправо (влево),3- поворот вперёд, 4 – и. п.
4. «Наклоны вперёд со сменой рук.» И.П.- ноги врозь по шире, руки с гантелями внизу.
1- наклон вперёд, левой рукой достать носок правой ноги, правая рука на плечо.
2.- и. п.; 3.- правой рукой достать носок левой ноги; левая рука на плечо.
5. «Махи в стороны». И.П.- ноги на ширине стопы, руки
с гантелями скрещены внизу. 1- мах правой ногой вправо, гантели в стороны. 2- и. п. 3 – мах левой ногой влево. 4 –и. п.
6. «Дощечка» И.П. – стоя на коленях, руки с гантелями на поясе. 1-2-3- наклон туловища назад, руки с гантелями вперёд; 4-и.п.
7. «Подъём туловища» И.П. – сидя на полу, ноги прямые
вместе, руки с гантелями в упоре сзади.
1 – 3 – подъём туловища с опором на руки с гантелями. 2 -4 – и. п.
8. «Прыжки со сменой рук и ног»
И.П.- Ноги вместе, руки с гантелями внизу. 1 – 4 – правая (левая) нога вперёд, назад;
руки с гантелями вверх, вниз.
Анализ проведение разминки и оценивание.
Сбор инвентаря в корзину – игра «Чья колонна быстрее » (передача гантелей из рук в руки, начиная с первого)
Подсчитывают самостоятельно пульс за 10 сек и запоминают количество ударов, выводят средний результат.
Выбирают ответственного в каждой группе и расходятся по указанным местам деятельности.
УУД. Отвечают на поставленные вопросы, играют в игру. Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности.
Знакомятся с заданиями на карточках и уточняют способы их выполнения, готовят спортивное оборудование, необходимое для данного вида движения.
Условные карточки
(см. Приложение 1.)
По окончанию выполнения заданий строятся по группам для подведения итогов,
Считают пульс.
Ответственные
кратко анализируют деятельность своей группы.
УУД: Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Осуществляют самоконтроль и самооценку. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. Отвечают на вопросы, играют в игру, обсуждают предложенные вопросы.
Вспоминают условия игры, выбирают водящего по стрелочке, распределяются на группы: девочки - мальчики. Группы играют по очереди.
После игры выполняют 2 -3
упражнения на восстановление дыхания.
3. Заключительная часть (5 мин).
Рефлексия. (4-5 мин.)
- Итак, настало время подтвердить или опровергнуть предположения, высказанные вами в начале урока.
Посмотрите на таблицу, где отмечены результаты работы сердца.
- Что произошло? Что изменилось?
- Нужны ли физические нагрузки для сердца?
- А для организма в целом?
- Сумели ли мы достичь цели урока: проследить влияние физической нагрузки на свой организм?
- Какие правила здоровья можете
озвучить?
- Какой вывод для себя можете сделать?
Дома, кому интересно, попробуйте построить график своего пульса, например до и после прыжков на скакалке. На следующем уроке физической культуры можно снова сделать замеры и сравнить их с замерами на данном уроке.
Всем спасибо за работу. Урок окончен. Делают вывод об изменениях в организме.
УУД. Планируют свои действия. Осуществление комплексного анализа своей деятельности.
Сердечную мышцу, как и любую другую, можно и нужно тренировать. Чем больше нагрузка, тем чаще бьётся пульс, улучшается кровообращение, лучше работает мозг.
Дети называют основные правила здоровья.
(Ответы детей)
Построение в одну шеренгу.
Организованный выход из зала.
Зам директора по УВР__________________ С. М. Кайданович.
Приложение.
Карточки с заданиями:
Карточка.
Упражнения на развитие силы:
(Рекомендация: обратите внимание на дозирование нагрузки) - Подтягивание на низкой перекладине из упора лёжа.
( дев. до 10раз; мал. до 13раз)
– Поднимание набивного мяча, зажатого стопами ног, руки в упоре на полу.
(дев.- 5раз; мал.- 7раз)
- По выбору: приседание с гантелями по 500гр.
/ вис на гимнастической стенке на прямых руках/.
Карточка: Упражнения на развитие прыгучести и быстроты:
(Рекомендация: контролируйте своё состояние и дыхание, чередуйте прыжки с отдыхом) Прыжки на скакалке по выбору:
– прыжки на двух ногах в быстром темпе,
- прыжки парами и в тройках, - запрыгивание под вращающуюся скакалку.
Карточка. Упражнения на развитие гибкости:
(Рекомендация: выполняйте последовательно, спокойно, со страховкой).
Комбинация из трёх акробатических движений:
– двойной кувырок вперёд в группировке, перекат на спине с выходом в стойку на лопатках, упражнение своё по желанию.
Приложение 2.
- О. Р.У.
Приложение 3.
-Видео - секундомер
Приложения 4. ЦОР
- Сердце и кровеносная система.
Описание презентации:
1 слайд – титульный лист с темой.
2 слайд – Определение. Организм – это объединённая система, в которой согласованно функционируют все органы и системы.
3 слайд – Дети должны перечислить все системы в организме человека.
4 слайд – Определение. Опорно-двигательную систему называют костно-мышечной, поскольку скелет и мышцы работают согласовано. Они определяют форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.
5 слайд – Определение. Нервная система - является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром.
6 слайд – Определение. Совокупность всех органов, принимающих участие в переваривании пищи, называется пищеварительная система.
7 слайд – Определение. (Большие и малые круги кровообращения) - Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови.
8 слайд – Определение. Сердце - это центральный насос нашего организма.
9 слайд – Ответы детей.
10 слайд – Дети сами должны рассказать про работу сердца.
11 слайд - Дети высказывают предположения.
12 слайд - Заключительный с пожеланием здоровья.