Доклад Самообразование — как один из аспектов личностно — профессионального роста учителя

Доклад «Самообразование - как один аспектов личностно-профессионального роста учителя».
Призванием становится интерес, помноженный на труд. В. Сухомлинский
Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование - как один аспектов личностно-профессионального роста учителя. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» и как «самосозидание». Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.
Каковы же функции самообразования? М. Князева выделяет несколько таких функций:
экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;
компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.
Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие (Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. - М.: «Академия», 2000).
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
        Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение;
интерес к делу.
      Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Что для этого необходимо делать?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
      Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
1. индивидуальная
2. групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.);
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
Чтение конкретных педагогических периодических изданий
Чтение методической, педагогической и предметной литературы
Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
Организация кружковой и внеклассной деятельности
             Изучение информационно-компьютерных технологий, работа в сети Интернет, в том числе размещение своих материалов;
Работа над темой самообразования. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
Продуктивность процесса самообразования: Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений.
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Используемая литература:
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

4. Электронный педагогический словарь.