Методический материал. Преподавание ОБЖ и организация воспитательной работы на основе личностно ориентированного подхода



Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №51»


Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории, ветеран труда
ДЕГТЯРЁВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ,

Астрахань - 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1.О преподавании ОБЖ и организации воспитательной работы на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
2.Технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.
О преподавании ОБЖ и организации воспитательной работы на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Во времена командно-административной системы в учебно-воспитательном процессе /в учебных заведениях/ на первый план выдвигалось обучение школьника, затем, если так можно выразиться, одностороннее воспитание, в основе которого лежат принципы классового подхода и философия запретов на все и вся /это нельзя, это категорически нельзя, это капиталистическое, буржуазное, а значит "плохое"/, неприемлемое для нас/, а о должном развитии личности речь вообще нешла. Самое главное в образовании - это необходимо было "напичкать" ученика содержанием, как сосуд наполнить водой доверху, а дальше как хочешь. А пичкали его нужным и ненужным, лишь бы побольше. И все-то он /бедный ученик/ должен знать ни более и ни менее как на хорошо и отлично - отсюда непосильная задача: все должны быть со средним образованием /хочешь ты этого или нет, можешь ты это или нет, никто тебя об этом не спрашивал/.
И сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как сберечь человеческое в человеке? Как в нынешней неправедной жизни спасти наших детей? Ответ пока такой - это может сделать новая школа, основу учебно-воспитательного процесса которой составляет личностно- ориентированный подход /ЛОП/ к учащимся
ЛОП предлагает прежде всего развитие личности. И не общее развитие, а развитие творческого потенциала, и не спецотобранных детей, а всех; ибо верим, что каждый ребенок одарен и талантлив по-своему. Развивая, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, "страшась" заглушить способности.
ЛОП предполагает равенство, партнерство ученика и учителя, их взаимопонимание, творческое взаимодействие, влияние друг на друга и взаимное обогащение. Такой подход означает творческую, сознательную, систематическую /без принуждения/ работу ученика, а учитель лишь направляет эту работу в нужное русло. Тогда намеченная цель достигается, безусловно и с хорошими результатами, учитель как-бы должен приспосабливать УВ процесс к выявленным возможностям обучающихся имаксимальной реализации их на практике т.е, переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности, наиболее четко выражена в формуле:
«Помоги мне это сделать самому».
Следовательно, ЛОП основывается на деятельностном и личностном подходах, применении современных психолого-педагогических и физиолого-педагогических теорий обучения, воспитания иразвития личности.
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Необходимо также знать, что вся работа с учеником определяется его природой. Педмастерство в том и состоит, чтобы уметь настраиваться на внутренний мир ученика, понимать его уникальность, помогать ему развиваться. У каждого ученика должен быть свой путь в школе - сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием.
Вывод:
Главной целью современной школы является воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о человеке и природе, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Главные задачи современной школы:
-научить мыслить /развитие интеллекта/;
-воспитание чувств /формирование нравственных отношений/;
- здоровье /физическая закалка/.
Для реализации вышепоставленных целей и задач требуются:
- новое содержание образования;
- новая программа воспитания;
- новая технология обучения, развития и воспитания /ЛОП вУВ процессе/;
-новые требования к планированию УВпроцесса учителям, администрации
ОУ, управлению ОУ;
-новые способы контроля в обучении учащихся.
Коротко остановимся на этих вопросах.
Новое содержание образования
Широкое изучение на всех ступенях обучения национальной истории, культуры, искусства в органическом единстве с мировой историей, культурой.
Цикла, физического воспитания /в Япония 70% часов учебного плана отводится гуманитарным наукам/.
3. Внедрение ряда интегрированных курсов с целью избегания учебной перегрузки обучающихся.
4.Учет интересов обучающихся и их индивидуальных особенностей, ориентация содержания на развитие способностей, их научногомировоззрения и творческого мышления.
Усиление действенности усвоенных учениками знаний, их практической направленности.
Обеспечение вариантности учебных планов и программ.
Ориентация на обучение по индивидуальным учебным планам и программам, с выходом в перспективе на авторские учебные планы и программы.
Особое внимание - содержанию образования начальной школы как основе развития личности. В основе- обучение по программе развивающего обучения /система Занкова/. С .1-го класса планируетсяизучение иностранного языка, уроки этики и культуры речи, уроки природы, шашечно-шахматные знания.
Приближение детей к искусству. За дополнительную плату - обучение в балетных классах, музыкальных и художественных студиях,фольклорном ансамбле.
10.В основной школе /5-9 кл./ в основном сохраняются традиционные предметы, возможны и интегрированные курсы, обучающимся предоставляется выбор факультативных и дополнительных /индивидуальныхи групповых/ занятий.
11. Широко развивать техническое ихудожественное творчество, разнообразить внеклассную и внешкольную деятельность. Во все классы вводить уроки этики.
12. В средней школе предоставлять ученикам возможность выбора обучения в основном по двум профилям: гуманитарный и инженерный. Увеличивать число спецкурсов по выбору и факультативов, больше часов отводить на профильное обучение и дополнительные занятия. Спецкурсы ведут преподаватели институтов, университетов.
13. По желанию обучающихся /за плату/ могут быть открыты дополнительные оригинальные курсы с приглашением специалистов: « Великие книги человечества", история культуры, эстетика, логика, хореография, косметика.
14.Содержание трудового и профессионального обучения старшеклассников определяет школа с учетом их интересов. В классах гуманитарного профиля - обучение машинописи и стенографии, журналистике. В классах инженерного профиля - работа с ЭВТ.
15. Часы школьного компонента используются для работы со слабыми детьми и со всеми учениками, выполняющими индивидуальные творческие задания по школьной программе "Творчество".
16. Планируются спецзанятия по развитию умственных способностей, вниманию, воображению, тренингу памяти; спецкурс по половому воспитанию, курс будущей матери с 7 класса.
Новое содержание образования учитывает наступление эры информативной цивилизации, когда хозяином положения становится тот, кто умеет превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
Новая программа воспитания
Новая программа воспитания -это педагогическая система, состоящая из двух
частей:
живая гуманистическая этика;
совокупность воспитательных идей.
Необходимо исходить из самой природы воспитания как взаимодействия
взрослых и детей, старших и младшихпо реализации совместных планов,
по поиску жизненных ценностей.Наша задача - задача школывыработать
способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, т.е. совместную
этику взрослых идетей. Этика определяетдух, стиль учебного заведения.
Основной постулаттакой этики, ее главное древо - благоговение перед
Человеком и жизнью. Высшее наслаждение, ни с чем не сравнимая радость –
уважать и любить людей, делать им добро. Школа - самое удобное место для
единения людей, а этика лучшее средство ее. Захватывающе интересно самим
создать красивые правила поведения, от выполнения которых в школе
прибавляется тепла и света, а дети становятся доброжелательными и
улыбчивыми, самим создать такие отношения, которые объединяли бы
учеников, а не разобщали.
Компонентами такой этики являются:
любовь, забота о каждом ученике как о личности, независимо от его успеваемости,физических и других недостатков. Принимать ученика таким, каков он есть, и чем слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем;
вера в одаренность детей;
доверие /надо предоставить детям шанс быть лучше, показывать сияние их вершин, дать почувствовать, что они могут многого добиться, не бояться риска, доверять им/;
чувство школы, школа - дом родной.
И это делают три фактора:
дружба с ровесниками и учителями;
исполнение личностных желаний;
собственная значимость;
добротворчество /ни дня без доброго дела/.
Совокупность воспитательных идей
1. Идея развития и самосовершенствования.
Для реализации ее в ОУ создаются спецусловия, психологическое тестирование, совместно разрабатывается план самосовершенствования. В индивидуальный план самосовершенствования входят:
умственное воспитание /развитие памяти, мышления, внимания, воображения, фантазии, коммуникативных способностей/;
- воспитание силы воли;
- воспитание нравственных чувств;
- овладение научной организацией труда;
-занятие ФК, гигиена тела и организма;-изучение одного из видов искусства;-какие книги прочесть;
-от чего отказаться /от лени, курения и др. пороков/;
- кому помогать.
Классный руководитель совместно с психологом составляют заложенную в компьютер карту индивидуального развития ученика, проводят с помощью тестов психодиагностику личности, помогают разработать индивидуальный план самосовершенствования, найти смысл и значительную цель жизни, выработать жизненные ценности, определить идеал, создать такие условия, при которых каждому подростку захочется в трудный, но удивительный мир познания себя и делания себя.
2. Идея жизненных фаз и традиций.
а) Учимся общению.
Традиции: праздник 1-го звонка, День учителя, День вежливости.
б) Учился мыслить.
Традиции: День сказок, Фантазеров, Праздник книги,
в)Учимся творчеству.
Традиции: Праздник защитников Родины, мами бабушек, День старшеклассников,
Всемирный день влюбленных-14.02., Фольклорный праздник.
г)Учимся подводить итоги.
Традиции: День талантов, спортивный праздник, 1-е апреля.
3.Идея очеловечения отношений.
Цель; научить любить и уважать человека, жить среди людей и для людей.
4.Идея деятельностного подхода.
Цель: воспитать нравственное чувство к труду, к учебной и практической созидательной деятельности. Основа воспитания - деятельность.
5.Идея природосообразности.
Цель: воспитывать ребенка, опираясь на природу.
6.Идея эстетизации личности и среды.
Цель: воспитывать чувство прекрасного, умение жить по законам красоты, правильно понимать и создавать прекрасное в жизни.
7. Идея «Чувство гнезда».
Цель: воспитать чувство заботы и гордости за то место, где родился и живет человек.
2.Технологииличностно-ориентированногоподхода в учебно-воспитательном процессе.
Вариант№1
Новая технология обучения, развития и воспитания требуют
переориентации учителя из информатора в специалиста, дающего способы понимания картины мира, способы познания себя и окружающих, требует перейти от репродуктивного обучения к деятельностному.
Предпочтение отдается активным диалоговым формам организацииУВ процесса по сравнению с объяснительно-иллюстративными.При этом акцент делается на развитие у детей творческого думанья, на принятие нестандартного решения, на умение самостоятельнорешать жизненные задачи. Сущностью обучения становятся мысли и чувства, которые ученик открывает в себе и в других во времядиалога. Стоит отметить, что пользуются повышенным спросом тезнания, которые имеют для открывателя практический смысл, ониже оказываются и более прочными.
Новые технологии предоставляют учащимся возможность выбора /тем произведений, проблем, решений, ДЗ/, что наилучшим образом стимулирует детское жизнетворчество и избавляет от столь ненавистной детьми "обязаловки".
Принципиально новая форма обучения школьников - коллективная, т.е. работа учеников сменного состава, когда каждый из них является одновременно обучаемым и обучающим. Такая двойная роль ученика полностью меняет представление о нем и о школе: Не только тебя учат, но и ты учишь; не только за себя отвечаешь, но и ты отвечаешь задругих.
Неумирающий закон "Один за всех и все за одного" обретает новую
плоть как средство воспитания.
Новый подход к оценке знаний учащихся- отказываться от выставления плохих оценок в старших классах. Если ученик не готов отвечать, ему ставится ноль, и он переходит в разряд задолжников.Если в течение года задолженность не устранена, то ученик не аттестовывается по предмету.
Начальная школа берет на вооружение систему развития обученияЗанковаи также меняет систему оценок знаний учащихся.
Урок по-прежнему остается самой почтенной среди различных форм УВ процесса, но урок должен быть:
деятельностным;
творческим;
блистающим содержанием;
проблемностью;
новизной;
разнообразием.
Нестандартные уроки, которые полюбились детям, учителям, родителям, это:
урок - сказка;
урок - фантазия;
урок - зачет;
урок - семинар;
урок - спектакль;
интегрированные уроки;
пресс-конференция;
деловая игра;
ролевая игра;
аукцион знании.

Во внеклассной деятельности - методика коллективного творчества, различные формы учебно-познавательной деятельности:
- клубы по интересам;
-КВН;
дидактический театр;
познавательные игры;
- философский стол;-турнир рыцарей;
литературная гостиная;- диспут;
суд над невежеством;
- интервью;
репортажи о праздниках и соревнованиях и др.
-работа с научной литературой, мемуарами, письмами, дневниками выдающихся людей.
Технология ЛО учебно-воспитательного процесса в японских гимназиях
Вариант №2
Японские гимназии - ведущие в мире. У них невероятно высокая эффективность обучения. Японский гимназист в 12 лет знает то, что американский - в 15 лет. За счет чего такой успех:
Объем учебной нагрузки меньше, чем у нас; ребята в школах раскрепощены, учатся в атмосфере удовольствия, много лет у них существует выбор предметов.
Методика и технология учебного процесса и отбор опорных знании позволяют вести обучение не всему, а самому главному.
Высокие требования к преподавателю и его способностям, уровня развития и образования. У них даже в детсадах все воспитатели с университетским образованием, а у нас в ПТУ среди мастеров-только 18 %.
Интегрированный принцип преподавания дисциплин. Но самое главное вдругом- в большинстве школ Японии 70 % часов учебного плана отводится гуманитарным дисциплинам, т.е. речь идет о формировании человека с определёнными нравственными устоями. А когда человек состоится, не будет проблем ни в отношениях с людьми, ни на производстве. Как видим, речь идет о другой парадигме формирования личности.
Технологии личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса в школах-гимназиях.
Вариант №3
Методы обучения
1.Важнейшей отличительной особенностью современного подхода к определению методов обучения является кардинальное изменение позиции учителя и ученика в учебном процессе. Со стороны учителя это находит выражение в замене монологических методов предъявленияучебной информации на диалоговые формы обучения с учеником. Со стороны ученика это выражается в повышении уровня самостоятельности в обучении и предоставлении ему возможности выбора содержания, форм и методов обучения. Ученик как-бы переходит на новый качественный уровень в овладении учебной информацией и переходит с позиции ученика отвечающего на позиции ученикаспрашивающего.
2.В настоящее время в мировой практике широко используются методы так называемого обратного обучения или обучения, исходящего изобратной связи, когда процесс обучения строится, на основе запросов ученика. В этом случае ученик учится тому, чему он хочет научиться.
3.Использование в учебном процессе ролевых игр, методов
«включения в ситуацию», методов "проигрывания ситуации", как правило, повышает интерес к учебным занятиям, формирует ответственность за принятое решение и создает устойчивый интерес к избранным предметам /специальности/.
Формы организации обучения в гимназии
Все виды вузовских форм организации учебно-воспитательного процесса.
Организация учебных занятий в вузовских, аудиториях», театрах, музеях, спортплощадках. Такая форма организации занятий повышает контактность, разносторонность взглядов, интерес ученика.
Повышает уровень самосознания учащихся, их самостоятельность в выборе решений - это диспуты, тематические диалоги, оппонированные выступления, участие в деловых играх, выступления с докладами, сообщениями.
Изучение учебного материала сорганическим сочетанием фронтальных, коллективных, индивидуальных занятий.
Домашние задания со средних классов на всю учебную тему, начальные классы - ежедневные.
Новый принцип контроля в обучении, при котором проверяютсяне средние знания у среднего ученика, а приращения в развитии ученика на каждой стадии учебного процесса.
Важно не просто выяснить, что именно усвоил ученик в процессе обучения, а что это усвоение ему дало, насколько он стал от этого лучше, что изменилось в его отношении к учебному предмету, к людям, к окружающей среде.
Планирование учебно-воспитательного процесса.
Планировать его так, чтобы ученикам оставалось время на самостоятельную работу, поисковую, познавательную, исследовательскую деятельность.
У каждого школьника должно быть время для размышления.
Работа с отстающими детьми предполагает, что оставлять их на повторный год бессмысленно и глупо, как показываетжизнь. Намного разумнее отстающих переводить в следующий класс и работать с ними по облегченной программе или программе предыдущих лет обучения. Учитель сам корректирует такую программу и выставляет положительные оценки. Опыт показывает, что больше одной текущей двойки в журнал ставить не стоит. Вторая двойка - это уже проблема учителя, а неученика. У каждого учителя должна быть группа сильных учеников-консультантов. С ними он работает до и после уроков, а те - с отстающими.
Школьный методкабинет
Разрабатывает методику перехода от отметочной оценки знаний - к Рейтинговой системе.
Собирает /разрабатывает/ пакет корректирующих развивающих заданий и занятий, с помощью которых учитель формирует умение: учиться,думать, преодолевать психические и дидактические барьеры.
Составляет картотеку решений проблемных педагогических ситуаций, тем, дел, и в перспективе выпустить сборник.
Проводит с учителями ежемесячно "Час находок"
Требования к учителю.
Нынешнее время жестоко к учителю. Не каждый сможет выстоять. Успех ждет того, кто несет в себе заряд добра, оптимизма, терпение, ктовыносил и выстрадал свою позицию, свой взгляд, свой стиль в педагогике.
Поэтому учителю крайне важноиметь индивидуальный /авторский/ учебный план,программу, свою заветную мечту,идею,нести собственное открытие мира,свой опыт познания, а не быть пересказчиком учебника.
Современный учитель - философски образованный человек, с высокой общей культурой и профессиональной компетентностью, знающий новыепедагогические технологии, ведущий нестандартные уроки.
Сегодня учителю необходимо владеть:
организаторскими навыками и наукой о человеке;
понимать особенности развития детей разного возраста, их внутренний мир, мотивы поведения;
опираться на диагностику личности воспитанника, знание типологии ребенка, уметь диагностировать и корректировать работу, особенно в начальной школе;
непрерывно самосовершенствоваться/постоянно действующийсеминар по психологии, должен вести исследовательскую работу, иметь свою тему, вести постоянный поток, проводить анализ своей работы/;
серьезно заниматься педагогической техникой / мимика лица, голос, жестикуляция, умение управлять своим психическим состоянием/.
Управление школой.
Она суверенна, самоуправляема, имеет свой Устав.
Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных планов и программ.
Школа предусматривает переход от администраторской к экономической форме управления. Выход из системы подчинения в систему сотрудничества, перевод управления на аналитико- диагностическую основу, отказ от жесткой регламентации всех сторон школьной жизни и утверждает коллегиальностьруководства. Персональную ответственность за результаты учебно-воспитательного процесса несет учитель и руководство школы.
Руководство школы создает условия, при которых учителю невыгодно плохо работать и не заботиться о повышении своего мастерства.
Каждый учитель проводит внеклассную работу, ведет группу учащихся по интересам.
Вот такие учебные заведения надо создавать, чтобы в полном объеме реализовать ЛОП в УВ процессе. Однако на практике таких школ в России единицы. В существующих школах ЛОП реализовать очень трудно по многим причинам/ можно лишь пока частично/ назовем их: слабо разработана проблема развития творческого потенциала учащихся в науке и не решается практически в школе; не разработана технология развития детей: 20 % учителей требуют лишь воспроизведения заученного материала, не готовят детей к развитию НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ; не создана еще воспитательная система, гарантирующая развитие духовного и нравственного совершенства личности. Это тем более важно, что системной школы самосовершенствования еще нет, нет и такого учебника.