Повышение эффективности учебного процесса за счет использования программно-педагогических средств


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc232927733 \h 3
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ PAGEREF _Toc232927734 \h 5
1.1. Классификация программных средств учебного назначения PAGEREF _Toc232927735 \h 5
1.2. Программно-педагогические средства в обучении английскому
языку PAGEREF _Toc232927736 \h 8
1.3.Требования к компьютерным средствам учебного назначения PAGEREF _Toc232927737 \h 13
1.4. Компьютерные средства обучения на уроках английского языка PAGEREF _Toc232927738 \h 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ25

ВВЕДЕНИЕВ мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании программно-педагогических средств как неотъемлемого компонента складывающейся системы образования.
Компьютерная технология обучения представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Введение компьютерной техники во все сферы деятельности привело к установлению новых критериев для подготовки высокопрофессиональных специалистов, в результате чего устоявшиеся методики и средства обучения постепенно вытесняются более прогрессивными методами с применением высоких технологий, которых достигла современная наука. Возможная область применения компьютерных средств учебного назначения чрезвычайно широка: это и использование компьютерных обучающих программ при самообразовании, при дистанционном обучении, особенно для людей со специальными потребностями в образовании, а также традиционном учебном процессе.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы использования программно-педагогических средств в обучении английскому языку и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях школы.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предмет исследования: применение программно-педагогических средств для повышения эффективности обучения английскому языку.
Цель работы: на основе анализа современных подходов к разработке и использованию программно-педагогических средств в школе создать программное средство учебного назначения для применения на уроках английского языка.
Задачи работы:
Рассмотреть современные подходы к созданию и использованию программно-педагогических средств в учебном процессе.
Изучить влияние ППС на мотивацию обучения.
Разработать программно-педагогическое средство по теме «Cinema» для учащихся старших классов.
Разработать рекомендации по использованию данного ППС на уроках английского языка.
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ1.1. Классификация программных средств учебного назначенияВ настоящее время происходит внедрение новых информационных технологий (ИТ) во все сферы жизнедеятельности человека. Благодаря высоким техническим возможностям персонального компьютера, их использование стало необходимым условием для повышения уровня профессиональной деятельности.
Эффективное включение информационных технологий в процесс обучения позволяет значительно повысить уровень усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании различных предметов в средней школе. Для этого используются специализированные программные средства – программно-педагогические средства (ППС).
Программно-педагогические средства – это прикладные программы, предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. [2] ППС предоставляют учебную информацию и направляют обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого при наличии обратной связи. Использование ППС позволяют: [12]
расширить возможности изложение нового учебного материала;
усилить мотивацию учения;
устранить ситуацию неуспеха в обучении;
выполнять компьютерные лабораторные работы;
проводить проверку полученных знаний и навыков;
формировать у обучаемых рефлексию своей деятельности;
качественно изменить контроль над деятельностью обучаемых.
В основе компьютерного обучения лежит программированное обучение с использованием технических устройств, в первую очередь компьютеров с соответствующим ПО. Роль программного обеспечения чрезвычайно велика, поэтому непременным профессиональным качеством учителя и преподавателя является умение разрабатывать специальные программно-педагогические средства (ППС), моделировать их использование в учебном процессе, организовывать деятельность обучаемых по достижению целей обучения с помощью соответствующих технологий, осуществлять контроль и оценку результатов обучения.
Применение информационных технологий (ИТ) дает возможность преподавателю заниматься исследовательской деятельностью, самому совершать научные открытия; позволяет сократить время на добывание знаний, накопление, хранение, обработку и передачу информации; обеспечивает возможность работать в удобном темпе, в удобное время, в подходящем настроении.
Компьютерные программы учебного назначения обычно классифицируются по следующим характеристикам: [12]
функциональному назначению;
способу программирования;
способности адаптироваться к уровню знаний обучаемых.
По функциональному назначению программно-педагогические средства (ППС) обучения можно разделить на три вида:
информационно-иллюстративные;
развивающие и обучающие программы;
контролирующие программы.
Рассмотрим возможности их использования более подробно. Информационно-иллюстративные ППС заменяют обычные наглядные пособия (плакаты, карты, иллюстрации), традиционные аудиовизуальные средства обучения (диаскопы, слайд-проекторы, видеотехнику). А возможности вышеперечисленных средств выводят образование на новый уровень продуктивных технологий обучения.
Информационно-иллюстративные ППС можно использовать в учебном процессе при наличии в учебной аудитории комплектов «1 компьютер плюс телевизор с большим экраном» или «1 компьютер плюс мультипроектор».
К информационно-иллюстративным ППС можно отнести программные продукты, разработанные ведущими фирмами (например, энциклопедия «Кирилла и Мефодия», «Первая 1000 слов» по английскому языку и др.), а также программные слайд-презентации, создаваемые педагогами по своим дисциплинам.
Развивающие ППС предполагают индивидуальную или бригадную форму работы учащихся за компьютером. При наличии в классе (не всегда есть возможность пользоваться компьютерным классом) 2-х или 3-х компьютеров следует разделить учеников на группы, между которыми можно организовать соревнование.
К обучающим ППС относятся программные продукты, которые предполагают исследовательскую работу школьников за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков. Программами исследовательского характера чаще всего являются лабораторные работы, в ходе которых учащиеся должны выполнить определенные инструкции по проведению компьютерного эксперимента, после чего сделать выводы (например, исследование газовых законов, ядерной реакции и других процессов, с которыми реально они ознакомиться не могут). Такие программы позволяют реализовать деятельностный подход по естественно-научным дисциплинам. Работа с такими программными средствами допускает как бригадную, так и индивидуальную работу учащихся за компьютером.
Программы-тренажеры предназначены для выработки навыков в конкретной области (например, программы «Роботландия» для младшего звена по развитию алгоритмического мышления, программы-кроссворды по русскому и английскому языкам, программы по изучению синтаксиса русского языка, клавиатурный тренажер, «1С-репетитор»). Такие программы предполагают личностно-оиентированное обучение, то есть индивидуальную работу учеников за компьютером, поэтому при небольшом количестве компьютеров в кабинете возможно использование таких ППС для работы нескольких учашихся в течение одной пары. За время изучения определенного раздела учебного курса (несколько занятий) все ученики смогут опробовать эту форму обучения. Другой вариант использования таких ППС - работа за компьютерами в кружке или на факультативных занятиях.
Контролирующие ППС сегодняшнего дня - это чаще всего программы тестирования уровня обученности по различным дисциплинам. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого ученика, поэтому при недостаточном количестве компьютеров в аудитории или на кафедре эти ППС можно использовать как один из вариантов опроса, а при наличии полнокомплектного компьютерного класса проводить мониторинг уровня обученности по различным образовательным программам.
1.2. Программно-педагогические средства в обучении английскому языкуСистема образования, по мнению многих исследователей, не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, она во все времена откликалась на социальный заказ. Именно в силу этого политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы и вузы, превратить стихийный процесс, каким он по преимуществу был в течение целого ряда лет, в управляемый и контролируемый, привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции для российских школьников и студентов.
Компьютер в учебном процессе – это не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Программные средства будут брать на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности, стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и т.п.
Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В,, Полилова Т.А., Цветкова Л. А. и т. д..
Так О.И. Руденко-Моргун в своей статье «Компьютерные технологии как новая форма обучения» [29] пишет, что мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту.
Компьютерные обучающие программы в обучении английскому языку, считает Э.Л. Носенко, [23] стали использоваться с 80-х гг. XX в.. Автоматизированные обучающие системы (АОС) относятся к так называемым комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютера, работающих в диалоговом режиме, функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера.
«О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В. Фадеев. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.
Как известно, пригодность программно-педагогических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям: [21]
во-первых, они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,
во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;
в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка,
в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,
в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.
Применение программно-педагогических средств на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Программно-педагогические средства обеспечивают и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании ППС для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, такой контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Ещё одно достоинство программно-педагогических средств – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают программно-педагогические средства и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать их как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём они являются самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.
Однако, сказав о достоинствах программно-педагогических средств, Носенко Э. Л. , Ломов Б.Т. отмечают и некоторые недостатки. [23] Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это замечание имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.
Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.
Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции, посвященной психологическим проблемам создания и использования компьютера Б.Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.
1.3. Требования к компьютерным средствам учебного назначенияКомпьютерное обучение под управлением учебной программы должно обеспечивать автоматизацию всех функций обучающего на всех этапах.
Разработка интеллектуальной обучающей программы требует слишком больших затрат времени и денежных средств. От качества выполнения функций компьютером зависит эффективность всего процесса обучения. Обычный учебник был и еще долгое время останется основным “орудием” ученика и студента. Любой текст значительно удобнее изучать в напечатанном виде, чем на экране компьютера. Поэтому при создании электронного учебника следует четко поставить перед собой цель, какое именно качество приобретет данная обучающая программа по сравнению с традиционными и целесообразна ли разработка электронного учебника, если уже есть обычный?
Основная цель, которая встает при разработке компьютерной обучающей программы – развитие творческих способностей обучаемого путем создания благоприятной среды, исследуя которую обучаемый приобретает нужные знания, а практическая задача – тренинг в решении задач определенного класса.
Обучающая программа должна соответствовать следующим педагогическим целям: [3]
1. Демонстрация учебного материала, который может быть представлен в виде лекционного материала, видео и аудио роликов, с применением гипертекстовой системы обучения;
2. Тренинг в определенной области обучения, который дает возможность закрепить полученный при изучении материал;
3. Тестирование и диагностика, которые дают возможность представить, в какой степени обучаемый усвоил материал и контролирует весь процесс обучения;
При решении проблем автоматизации обучения, так же как и при решении других проблем (автоматизация проектирования, автоматизация переводов текстов с иностранных языков и т.п.), наряду с продолжением исследований по созданию полностью автоматизированных систем интенсивно разрабатывается конкурентно способные человеко-машинные системы, где в обучаемой деятельности используются автоматизированные системы, управляемые преподавателями.
При разработки обучающей программы очень важно использовать весь арсенал технологических средств, предоставляемых современными информационными технологиями. Программное средство учебного назначения особенно эффективно в тех случаях, когда оно: [11]
1. Обеспечивает практически мгновенную обратную связь т.е. является интерактивным;
2. Помогает быстро найти необходимую информацию, поиск, который в обычном учебнике затруднен;
3. Существенно экономит время при многократном обращении к гипертекстовым объяснениям;
4. Не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д – именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий;
5. Позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;
6. Может обновить необходимую информацию, например, с помощью Интернет;
К настоящему времени уже хорошо известны компьютерные дидактические программы следующих типов:
1. Контролирующие программы – предъявление заданий в учебной среде (возможно игровой), в которой обучаемый должен достигнуть заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;
2. Обучающие программы – предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы
3. Моделирующие программы – предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся), например, программы для построения рисунков на экране компьютера;
4. Программы тренажеры – тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они должны обеспечивать получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
5. Дидактические игры – выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы, используя игровой процесс.
6. Гипертекстовые системы – в основном представляют собой мультимедийные справочники, в которых хорошо реализована система навигации и поиска информации;
Современные программные средства учебного назначения должны обладать следующими основными свойствами: [21]
1. Соответствовать образовательным стандартам;
2. Поддерживать компьютеризированную методику обучения;
3. Быть реализовано на основе современных инструментальных средств;
4. Иметь документацию для пользователя;
5. Должно быть определено место и способ применения компьютерной обучающей программы в учебном процессе.
В процессе разработки обучающей программы возникают следующие проблемы:
Адаптация к уровню знаний и индивидуальным характеристикам обучаемых;
Повышение активности обучаемых на занятиях;
Разработка оптимальных тестов для контроля знаний по всему материалу модуля.
Все тексты готовятся с использованием современных программных средств, с учетом особенностей оформления текста: выделение заголовков, подзаголовков, определений, ключевых слов, перечислений, кроме этого вставка графического материала, который может содержать рисунки, графики, поясняющие ссылки, а также в соответствии с принципами цветового визуального восприятия информации и наглядности подачи материала.
Графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения, что способствует лучшему и быстрому усвоению материала, без дополнительных усилий. Поэтому архитектура программного средства учебного назначения должна включать графическое обеспечение.
Эффективным является использование иллюстраций вместе с подсказками при рассмотрении сложных чертежей или фотографий. Весьма эффективна вставка видеосюжетов, демонстрирующих порядок создания программного кода и компиляцию программы. Из мировой практики известно, что серьезные компании в качестве сопроводительного документа прилагают не только печатную продукцию, но и видеокассету, на которой представлены основные этапы установки, запуска и обслуживания изделия.
Достоинство видео клипов состоит еще в том, что они позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе, а также использовать выборочную съемку.
Аудио-комментарий обязателен для дополнительной сигнализации о результатах выполнения определенных действий (“правильно”, “неправильно”), особенно при работе с большим количеством контролирующих компонентов. Есть определенные предметные области, где аудио сопровождение является основным содержательным элементом: музыка, распознавание птиц по их пению, изучение сердечных шумов в медицине, формированию навыков аудирования и говорения в обучении английскому языку и т.п.
Основные требования, которые предъявляются при разработки мультимедийных учебников – это использование мультимедийных средств, виртуальной реальности, трехмерного изображения, не для создания модных эффектов, а лишь в случае, когда это оправданно самим представленным материалом и помогает понять исследуемый объект.
Альбом рисунков, помогающий в изучении конкретной дисциплины, целесообразно выполнять в виде самостоятельного компонента.
Объясняется это не только тем, что для создания тестовой и графической информации применяются разные средства. Графическую информацию можно использовать в учебном процессе не только как фрагмент гипертекста.
К примеру, известна американская методика преподавания на основе конкретных ситуаций принципам ведения бизнеса. Ситуация в виде серии рисунков или фильма из альбома рисунков обучающей программы может быть спроецирована с помощью специального проектора на стенной экран и использоваться как оригинальное средство обучения.
В учебниках для старших классов и вузов, обязательным элементом должна быть мощная поисковая система, позволяющая проводить поиск слов, как в заголовках, так и непосредственно в тесте. В этом случае хорошо иметь заранее созданный индекс или несколько различных индексов для всего издания. Ведение поиска должно сопровождаться ответствующими знаками, а найденные слова выделяться.
1.4. Компьютерные средства обучения на уроках английского языкаВ современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Информационно-коммуникационные технологии становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе компьютерных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Компьютерные программы обеспечивают:
большую информационную емкость;
интенсификацию самостоятельной работы учащихся;
создание коммуникативной ситуации, личностно- значимой для каждого учащегося;
учет возрастных особенностей учащихся;
повышение познавательной активности учащихся, а также усиление мотивации.
В настоящее время широко используются мультимедийные технологии.
Использование таких средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. Необходимо отметить некоторые мультимедийные курсы, предназначенные для использования на уроках английского языка.
Новый компонент курса “New Opportunities Russian Edition” - “Test Master CD-Rom” (издательство Pearson Education Limited. Longman) разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет большие возможности учителям в составлении тестов для контроля знаний и навыков. Также интересен и увлекателен CD-Rom с дополнительными заданиями для учащихся. Это важное и объемное дополнение к учебному комплекту. Данный диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся. [30]
Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс “Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.
Интерактивный курс “Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman). В настоящее время данный курс представлен тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебное пособие построено следующим образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать данную программу не только на уроке в группе, но и дома для самостоятельной работы учащихся. Данная программа также предоставляет возможность распечатывания упражнений, что может быть важным для учителя. [30]
Интерактивный курс “Way Ahead” (издательство Macmillan). Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы. Оригинальные задания в этих программах помогают учащимся лучше усвоить учебный материал.
Интерактивный курс “Английский. Путь к совершенству” (издательство “Медиахаус”) состоит из 6 дисков 3-х уровней. В содержание курса включены видеофрагменты, аудиоинформация, диалоги, учебник по грамматике с тестами, “озвученный” словарь, игры.
М.А.Гацкевич. Английский язык для школьников. English Grammar for pupils. Серия “Океан знаний” (разработчик: MagnaMedia Developer, издатель: MagnaMedia Publisher). Курс состоит из нескольких уровней. Основные задачи: изучение и закрепление основ грамматики, развитие навыков устной речи по данным темам. Широко представлены грамматические и лексические темы. Достоинствами курса являются словарь, озвученный носителем языка, большое количество упражнений на грамматику, аудирование, перевод. Необходимо отметить возможность отработки произношения. При пользовании программой обязательна регистрация пользователя для дальнейшего ведения журнала оценок. При выполнении упражнений осуществляется автоматическая проверка всех заданий, а также есть возможность распечатывания упражнений. Благодаря большому количеству упражнений происходит детальная отработка каждой темы. Для пользования данной программой необходимо иметь определенные навыки работы на компьютере.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Компьютерные программы часто включаются в процесс обучения иностранному языку. Учащимся предоставлена возможность работать с такими компьютерными программами: [27]
1. “English - разговорный английский”.
2. “English grammar for pupils”.
3. “Алик изучает английский”.
4. “Professor Higgins” (“Профессор Хиггинс”).
5. “Правильный английский без скучных правил”.
6. “English 95 устных тем по английскому языку “.
Например, при работе с компьютерной программы "English-разговорный английский" изучение английского языка проходит в виде путешествия по США с виртуальным учителем. Он анализирует, исправляет, оценивает работу учащихся, что способствует развитию самостоятельности, познавательному интересу учащихся. Темы по лексике соответствуют учебной программе, что является большой помощью педагогу. Данную программу можно использовать в 5-11 классах общеобразовательной школы.
При изучении грамматических структур полезно использовать программу «English grammar for pupils», «Professor Higgins». «Professor Higgins» содержит курсы фонетики и английской грамматики. Курс фонетики содержит 180 упражнений и охватывает весь фонетический строй английской речи. Программа позволяет: многократно прослушивать и просматривать фонограммы эталонного Кембриджского произношения звуков, слов, предложений; записывать собственное произношение и сравнивать его на слух и визуально на экране компьютера с эталонным; писать диктанты.
Курс английской грамматики дается на примерах из разговорного языка. В курсе 130 уроков, каждый из которых состоит из теоретической и практической частей. В работе с данной программой можно добиться успеха в решении и освоении тех видов работ, которые вызывают наибольшую сложность при изучении английского языка.
В начальных классах использую программы «Алик изучает английский», «Правильный английский без скучных правил».
Для изучения алфавита полезно использовать «Алик изучает английский». В ней отрабатывается произношение звуков, слов; игры на запоминание алфавита, алфавитных слов. Дети с большим удовольствием работают с этой программой.
«Правильный английский без скучных правил» программа, которая также направлена на развитие коммуникативных навыков. Она состоит из двух дисков. В первом содержатся игровые упражнения на составление диалогов, даются схемы-опоры, дети должны составить диалог, опираясь на фразы людей, а также караоке. Ребята могут исполнять песни под музыку. Во второй диск входят мультфильмы. Мультфильмы можно использовать при обучении учащихся работе с текстом, диалогом, отработке произношения различных видов предложений.
«English 95 устных тем по английскому языку» предназначен для подготовки к экзаменам. Он содержит тематический словарь основных экзаменационных тем и помогает научиться излагать эти темы учащимся. Мои ученики пользовались текстами этой программы, благодаря чему были хорошие результаты на экзаменах.
В заключении необходимо отметить, что внедрение в учебный процесс использование программно-педагогических средств не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрхангельский А.Я. Delphi 6 / А.Я. Архангельский.- М.: Бином, 2003.- 525 с.
Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.
Бовтенко М. Компьютерные средства обучения языку: современные возможности // М. Бовтенко. - СПб.: Информатизация образования, 2000. - №6.- с.25-37.
Буцынская Т.А., Орлов П.А. Основные направления применения современных компьютерных информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения // Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности" – январь 2008, № 1 – http://ipb.mos.ru/ttb.
Власов Е.А. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения / Е.А. Власов. - М.: Русский язык, 2004. - 77 с.
Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. - М.: Информатика, 1995. - 220 с.
Горбачёва Л.Н. и др. ИКТ для учителей английского языка: мультимедийные уроки, методика проектной работы, сетевые проекты / Л.Н. Горбачёва, А.Б. Гревцова, Е.А. Пилипчук, Е.В. Гольдт, А.В. Захарова.- Красноярск: Гротеск, 2005. - 244с.
Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие / Е.В. Данильчук - Волгоград: Перемена, 2002.-184 с.
Дроздова Т.Ю. Everyday English / Т.Ю. Дроздова. - СПб.: Химера, 2000. – 215 с.
Дроздова Т.Ю. English Grammar / Т.Ю. Дроздова. - СПб.: Химера, 2000. – 360 с.
Егерев С.В. Компьютеры в образовании: пределы возможного. Адрес в Интернет: http://www.ido.ruКрасильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения / В.А. Красильникова. - М.: РАО ИИН, 2002. – 242 с.
Краснова Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова, М.И. Беляев, А.В. Соловов. - М.: МГИУ, 2002. - 304 с.
Кречетников К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2002. - № 4.
Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.
Кузовлев В.П. и др. English 10-11 / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В, Дуванова, Е.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2002. - 335 с.
Кузовлев В.П. и др. Книга для учителей к учебнику English 10-11 / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В, Дуванова, Е.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2002. - 95 с.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. – М.: Просвещение, 2002. – 296 с.
Машбиц Е. И. Методические рекомендации и проектирование обучающих программ / Е.И. Машбиц. –Киев: Госпрофобр, 2000. – 111 с.
Мильруд Р. Методика преподавания английского языка / Р. Мильрут. – М.: Дрофа, 2005. – 253 с.
Москалёва И.С. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка / И.С. Москалёва, С.К. Голубева // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - с. 83-87.
Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова // Иностранные языки в школе. - 2005.- № 8. - с.102-103.
Носенко Э. Л. Применение ИТ в образовании / Э.Л. Носенко - М.: Академия, 2001. - 246 с.
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени / Л.П. Петрова // Иностранные языки в школе .- 2005. - № 5. - с. 57-60.
Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С.В. Панюкова – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 165 с.
Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея / Е.И. Пассов. – М.: Глосса-Пресс, 2006. – 240 с.
Полат Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе.- 2005. - № 2. - с. 26-33.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по английскому языку. Базовый уровень. – Министерство образования и науки РФ, 2004. http://window.edu.ru/window/library
Руденко-Моргун О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного / Под общ. ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. М., 2002. с. 390.
Сайт издательского дома «Первое сентября» www.1september.ruСмирнова Е.Ю. Тематическое и поурочное планирование по английскому языку / Е.Ю. Смирнова, А.В. Смирнов. – М.: Экзамен, 2004. - 45 с.
Учительский портал www.uchportal.ruФаронов В.В. Delphi 6 / В.В. Фаронов. - М.: Просвещение, 2003.- 470с.