Статья по обобщению опыта на тему Дидактические материалы как средство повышения эффективности урока технологии


Дидактические материалы как средство повышения эффективности урока
технологии в 5-м классе
Буторина Елена Валериевна, учитель технологии МБОУ СШ №50 г. Архангельск
Содержание
ИПМ 1 Теоретическая интерпретация опыта.
ИПМ 2 Система использования дидактических материалов на уроках технологии.
ИПМ 3 Информационные материалы: опорный конспект.
ИПМ 4 Дидактические материалы для самоконтроля: контрольные вопросы.
ИПМ 5 Информационные материалы: презентация к уроку.
ИПМ 6 Инструкционно - технологическая карта: практическая работа.
ИПМ 7 Дидактический материал для контроля: карточки задания
Библиография
Приложение 1. Опорный конспект к уроку «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»; элементы машиноведения «Принцип работы ручного привода»
Приложение 2. Контрольные вопросы по теме «Основные рабочие органы машины»
Приложение 3. Соединение деталей сметочными стежками
Приложение 4. Инструкционная карта для выполнения практической работы «Построение основы чертежа фартука»; технологическая карта для выполнения практической работы «Шов в подгибку с открытым срезом»
Приложение 5. Карточки задания к уроку «Машинные швы»
ИПМ 1. Теоретическая интерпретация опыта
Деятельность учащихся на уроках технологии существенно отличается по своему содержанию, средствам и результатам от других предметов. Именно при изучении технологии учащиеся должны получить исходные представления и умения, необходимые для анализа и творческого решения возникшей проблемы преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления изделий. А так же знания и умения в области художественно-прикладного творчества. Уроки технологии дают учащимся возможность выполнять практические задания, имеющие прикладное значение. То есть все, что мы создаем на уроках, должно быть полезно для общества, и каждый предмет, который мы изготавливаем, должен иметь социальную значимость.
Преподавание технологии в современной школе – непростая задача. Современный урок- это урок, на котором учитель использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребенка.
Критериями эффективности урока является максимально возможный результат в процессе обучения при имеющейся материальной базе, квалификации учителя, уровне подготовленности учащегося. Эффективность урока - это важнейшая составляющая педагогического процесса.
Эффективность урока обусловлена:
- уровнем квалификации учителя, его методической грамотности.
- материальной базой,
- плотностью урока (продуманность каждого этапа урока, полноценное использование материальной базы),
- системностью (взаимосвязь целей и задач конкретного урока с потребностями педагогического процесса в целом),
- обеспечением мотивации, заинтересованности учащихся в освоении материала,
- создание положительной эмоционально-психологической обстановки на уроке,
- стимулирование мыслительной активности учащихся (использование резервов памяти;
формирование способности вычленять главное, облегчение выполнения отдельных заданий и т.д.).
В процессе обучения технологии в 5-м классе возникают проблемы:
- слабая материально-техническая база (отсутствует необходимое количество электрических машин, компьютерной техники, раздаточного материала),
- излишняя теоризация разделов программы (по учебному плану большая часть времени урока должна отводиться на практическую работу),
- неумением учащихся планировать учебное время (практическая работа выполняется на уроке за определенный отрезок времени),
- нет серьезного отношения к предмету.
Поэтому для повышения эффективности урока технологии большое значение отводится наглядным методам обучения, для реализации которых используются дидактические материалы.
Дидактические материалы – это особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности учащихся, экономии учебного времени.
Сущность опыта. В основу моего педагогического опыта положена система разработок дидактических материалов, направленных на создание условий для повышения эффективности урока.
Вклад автора. Для уроков технологии в 5-м классе мною созданы дидактические материалы (технологические карты, карточки - задания, карточки – контроля, презентации, опорные конспекты) к каждому разделу программы.
Цель: Создание условий для повышения эффективности урока посредством использования дидактического материала.
Задачи:
- научить использовать дидактический материал для успешного изучения программы.
- развивать общеучебные умения и навыки,
- формировать потребность в самообразовании,
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы,
- развивать интерес к изучению предмета.
Научность: Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который получил свое обоснование еще в «Великой дидактике» Я.А.Каменского. Он писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Наглядные методы обучения поддерживали и развивали все крупные педагоги. Л В.Занков в своих исследованиях раскрыл возможные формы сочетания слова и наглядности в учебном процессе. К.Д.Ушинский также придавал огромное значение наглядному методу обучения, он призывал сочетать применение наглядности с развитием речи, мышления, а образную речь относил к своеобразной наглядности. Приемы и методы работы основываются на материалах научных исследований и разработок инструкционных и ориентировочных дидактических материалов: И.А.Сластелина, Н.Д.Угриновича, Л.Л.Босовой.
Результат:
- сокращаются затраты времени на обучение,
- развиваются общеучебные умения и навыки,
- развивается самостоятельность учащихся,
- развивается потребность в самообразовании,
- повышается интерес к предмету.
Возможность применения. Опыт может быть использован при организации работы в 5-х классах общеобразовательных учреждений.
Педагогическое кредо: «Разработай, создай»
ИПМ 2. Система использования дидактических материалов на уроках технологии

ИПМ 3. Информационные материалы: опорный конспект
Опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию. Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, таблицы, знаков, символов, обозначений и т.д. материал урока делится на блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект.
Цель: Способствовать лучшему усвоению материала урока.
Результат:
- лучшее усвоение материала,
- систематизация полученных знаний,
- своевременный контроль усвоения материала,
- рост познавательной активности.
ИПМ 4. Дидактический материал для самоконтроля: контрольные вопросы
Контрольные вопросы прилагаются к опорным конспектам. После изучения темы учащиеся отвечают на вопросы для самоконтроля, чтобы оценить степень понимания рассмотренной темы, скорректировать свои знания. Контрольные вопросы могут быть представлены в виде «диктантов», кроссвордов и т.д.
Цель: Самоконтроль усвоения учебного материала.
Результат:
- развитие самоконтроля,
- своевременная коррекция пробелов в обучении,
- ориентация на практическую деятельность,
- рост познавательной активности.
ИПМ 5. Информационный материал: презентация к уроку
Презентация – это текстовый документ состоящий из слайдов, которые можно демонстрировать на экране компьютера, на общем экране или интерактивной доске, как иллюстрацию к речи докладчика.
На уроках технологии в 5-х классах при объяснении нового материала и показе трудовых приемов не все учащиеся могут рассмотреть демонстрацию подробно. Часто учитель не может повторить операцию, так как демонстрационный образец уже преобразован. А слайды презентации позволяют показать правильность выполнения приемов (как держать инструмент, правильное положение рук, правильное выполнение трудовых приемов и т.д.) с разных ракурсов и неоднократно. Электронные дидактические материалы помогают более эффективно реализовать принцип наглядности, который является одним из ключевых в обучении.
Цель: Развивать познавательную, поисковую деятельность учащихся.
Результат:
- повышение интереса учащихся к теме, к предмету в целом,
- повышает мотивацию учащихся к познавательной деятельности,
- развивает кругозор.
ИПМ 6. Инструкционно – технологические карты: практическая работа
Практическая работа представляет собой подробный алгоритм выполняемой работы. На уроках технологии практической работе уделяется особое внимание, так как по окончанию работы учащиеся должны получить объект труда. Практическая работа выполняется по инструкционным и технологическим картам, в которых указывается последовательность выполнения операций по техническим условиям. Для выполнения практической работы отводится строго определенное время.
Цель: Проверить практические умения учащихся за определенное время.
Результат:
- проверка практических умений учащихся,
- формируется умение правильно организовать свой труд, самоконтроль,
- своевременное выявление затруднений и их коррекция,
- растет творческая удовлетворенность своей деятельностью.
ИПМ 7. Дидактический материал для контроля: карточки-задания
Карточки-задания являются инструментом для измерения степени обученности учащихся. Работать по карточкам можно индивидуально, в паре, группой при проверке знаний учащихся по определенной теме или по всему содержанию материала. Для этого использую различные виды карточек-задания. Например: составить технологическую цепочку выполнения шва. Учащиеся по предложенным схемам шва должны составить технологическую последовательность выполнения шва, назвать шов, к какой группе швов принадлежит, назвать термины и технические условия на выполнения. Обязательно устанавливается время на выполнение задания (5 мин.)
Цель: Оценить уровень освоения учебного материала.
Результат:
- быстрая проверка уровня подготовки учащихся,
- позволяет выявить правильность и глубину усвоения материала.
Библиография
1.Абдухакимов С.А. Рекомендации по разработке основных видов методической продукции, сопровождающих реализацию образовательных программ дополнительного образования /С.А.Абдухакимова//Администратор образования (ОвД).-2012.-№7.-с.84-93.
2. Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» /Ю.К.Бабанский// - М.: Просвещение. – 1985.
3. Бондаренко И.И. раздаточный материал как средство активизации познавательной деятельности. /И.И.Бондаренко// Химия в школе.-2011.-№8.-С.31-33.
4. Нечаев М.П. Технологичекая карта учителя как форма структуирования учебного материала/М.П.Нечаев//Приложение к журналу «Методист», «Мастер – класс».- 2009.- №3.- С.9.
5. Педагогика: учеб.пособие / под ред. В.А.Сластелина.- Москва: Школа-пресс, 1997.-512 с.
6. Артюгин Т.Ю. Современные образовательные технологии /Т.Ю.Артюгин//- Архангельск.- 2009.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К.Селевко//- Москва.- 1998.
8. Глазырина Е.А. Развитие познавательной активности школьников /Е.А.Глазырина//- Шк. и пр-во.- 2008.- №8.- С.50-52.
9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- 2-е изд. Стер.-М.: Издательский центр «Академия».- 2004.-480с.
10. Как описать педагогический опыт: метод. рекомендации /Н.В.Наумова//- Архангельск: АО ИППК РО, 2002.- 13 с.
Приложение 1.
Опорный конспект к уроку:
«Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»
Свойства тканей
Гигиенические
Механические
Технологические
Гигроскопичность
Осыпаемость
Теплозащитность
Воздухопроницаемость
Прочность
Сминаемость
Драпируемость
Скольжение
Усадка
Пылеемкость

«Элементы машиноведения» Принцип работы ручного привода:
Рукоятка
Большое зубчатое колесо
Малое зубчатое колесо
Поводок
Маховое
колесо
Главный
вал
Игла

Приложение 2

Контрольные вопросы по теме «Основные рабочие органы машины»
Прижимает ткань к игольной пластине и зубчатой рейке … (ответ лапка)
Служит для прокола ткани и проведения через нее верхней нитки …(ответ игла)
Служит для перемещения ткани на длину стежка … (ответ зубчатая рейка)
Осуществляет переплетение верхней и нижней нитей … (шпульный колпачек)
Подает нитку игле, шпульному колпачку, затягивает стежок …(нитепритягиватель)
Приложение 3
Соединение деталей сметочными стежками





Приложение 4
Инструкционная карта для выполнения практической работы по теме
«Построение основы чертежа фартука»

Технологическая карта для выполнения практической работы по теме
«Шов в подгибку с открытым срезом»
-99060179705
Приложение5
Карточки – задания к уроку «Машинные швы»