«Компьютер как средство повышения эффективности преподавания истории и обществознания в средней школе»


МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13»
Вахитовского района г. Казани
«Компьютер как средство повышения эффективности преподавания истории и обществознания в средней школе»
Автор работы:
Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Башкирова Лилия Михайловна
Казань-2017
Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержания образования вообще, и историческое образования в частности, знакомиться с творческими лабораториями великих людей, мировым уровнем, науки, техники, культуры и общественного сознания.
В связи с вышесказанным интерес учителей истории и обществознания к компьютерному обучению закономерен и понятен. Скептицизм в отношении компьютеризации преподавания гуманитарных дисциплин был разрушен появлением в 1997 году первого компьютерного (мультимедиа) учебника «История России XX век (авторы-Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, Л.Г.Косултна).
Конечно, идеальным вариантом работы с учебником являются занятия в компьютерном классе. Данный учебник подходит для организации самостоятельной работы. Будучи одновременно и собственно учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и видеофильмом, он позволяет обеспечит учебными материалами и заданиями каждого учащегося, а также дает возможность учителю организовать сплошной контроль результатов самостоятельной деятельности учащихся.
Поскольку компьютеры работают автономно, то учитель имеет возможность использовать время на уроке для индивидуальной работы с отдельными учащимися. Возможен и свободный выбор учащимися объем учебной информации: изучение не только основного учебного материала, а также и дополнительной информации с тем, чтобы расширить представление по какому либо историческому сюжету. Это могут быть различные документы, персоналии, фрагменты кинофильмов, отрывки из музыкальных произведений. Таким образом, учащиеся могут подготовить презентации. Были подготовлены презентации по следующим темам: «Борьба русского народа с немецкими и шведскими рыцарями», «Куликовская битва», «Русь и Золотая Орда», «Политический портрет М.С. Горбачева», «Европа городов»,
Учащиеся представляют свои презентации на этапе проверки знаний, или на этапе изложения нового материала (опережающее задание), или на этапе закрепления. Особенно большой эффект достигается, если есть возможность спроектировать презентацию на большой экран, т.к. в этом случае материал надолго остается в памяти учащихся.
В старших классах распространенной формой обучения является школьная лекция, когда учитель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал. Если же урок-лекцию построить с применением мульти-медиа технологий, то она будет иметь важное преимущество-интерактивность. Интерактивность дает возможность учащимся вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясными для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала. Обеспечивается восприятие учащимся информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудио-информации, видео-информации, анимации.
Сочетание комментариев учителя с видео-информацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого учителем материала, и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение учащимся и повышает качество излагаемой учителем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Учитель эффективнее использует учебное время урока-лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментах учебного материала.
Заранее готовясь к урокам, учитель разрабатывает необходимое количество слайдов, дополняя видео-информацию на них аудио сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации учителя. Он должен обладать необходимым уровнем знаний компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. Таким образом, участие в процессе обучения одновременно учителя и компьютера, на мой взгляд, значительно улучшает качество образования, активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к истории, позволяет достичь большой глубины понимния учебного материала.