Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения


 
Из опыта работы на тему: «Проектная деятельность учащихся
как средство повышения эффективности обучения»
В современном обществе приветствуется имидж успешного человека. Во-первых, это человек, ведущий здоровый образ жизни, без вредных привычек, презентабельно выглядящий и, конечно компетентный во многих сферах жизни. Задача современной школы вырастить из малыша-первоклассника такую успешную личность. Личность, обладающую ключевыми компетентностями:
- коммуникативной;
- информационной;
- социальной;
- предметной.
На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность.
Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Хилпатриком.
В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д.
Опираясь на эти работы, для себя я определила: что такое учебный проект.
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
К важным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитиетворческихспособностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формированиечувстваответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Технология проектной деятельности
Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.
I.  Проблемно-целевой этап:
На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.
II. Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.
III. Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.
IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.
V. Этап презентации - публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.
Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации.
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений  и навыков из общего списка, предложенного ниже. К нимотносятся:
Рефлексивныеумения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умениевыдвигатьгипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыкиоценочнойсамостоятельности.
Умения и навыки  работы в сотрудничестве:
уменияколлективногопланированияумениявзаимодействовать с любымпартнеромумения взаимопомощи в группе  в решении общих задач;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерскиеумения и навыки:
умениепроектироватьпроцесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативныеумения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умениевестидискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умениенаходитькомпромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационныеумения и навыки:
навыкимонологическойречиумение уверенно держать себя во время выступления;
артистическиеумения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная технология способствуют не только формированию заявленных компетенций, но и решению ряда проблем, с которыми я столкнулась на своих уроках:
недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
низкий уровень мотивации обучения.
Необходимо было выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь  мне пришла проектная технология.
Также метод проектов очень часто я использую и на элективных курсах. На сегодняшний день у меня один элективный курс «Компьютерная графика».
 
 
Примеры проектов
Исследовательский проект.
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Темы исследований могут быть различными, это и  отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.  
Информационные проекты.
Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, его анализе, обобщении и распространении информации. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
1.  Тема : «Газета»
Учебный предмет: любой образовательный предмет.
Продолжительность: учебный год
Участник: учащиеся 8-11 классов.
Цель: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Продукт: Выпуск очередного № газеты.
Публичная презентация: Выпуск лучших проектов, как приложение к школьной газете «Ровесник».
Ход проекта: распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;
определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;
отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;
Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.
на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;
Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют проекты на ПК. 
Творческие проекты
Творческие проекты, пожалуй, самые интересные для детей. Поскольку здесь они могут продемонстрировать весь свой креатив,  фантазию.
1. Тема: «Это интересно»
Учебный предмет: любая образовательная область
Продолжительность: четверть
Участник: учащиеся 9 класса
Цель: Создание мультимедийной презентации
Продукт: компьютерная презентация «Это интересно»
Публичная презентация: классный час
Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся выбирают тему, подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.
2. Тема: «Мир вокруг меня»
Учебный предмет:в рамках электива «Компьютерная графика»
Продолжительность: внеклассная работа
Цель: Создание рисунка, обработка фотографии
Продукт: рисунок, созданный в любом графическом редакторе, обработанная фотография
Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся выбирают графический редактор, тему. Оформляют, распечатывают готовые работы.
Социальные проекты
Особенно большое значение имеют социально-значимые проекты. Они содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы не только его участников, но и ближайшего социума.
1. Тема: «Реконструкция школьного корта»
Учебный предмет: основы проектирования
Продолжительность:один год
Участник: учащиеся 10-11 классы
Цель:Повышение социальной активности молодежи посредством создания открытой спортивной площадки.
Продукт:реконструкция старой площадки и проведение районного спортивного праздника.
Публичная презентация: соревнования между учащимися и жителями села.
Ход проекта:Для выполнения проекта учащиеся подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.
2. Тема: «Районная спартакиада «Спорт – это жизнь!»»
Учебный предмет: основы проектирования
Продолжительность:один год
Участник: учащиеся 10-11 классы
Цель:провести районную Спартакиаду между учащимися школ района
Продукт:районная спартакиада «Спорт – это жизнь!»
Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.
Результативность.
Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:
проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
Можно отметить повышение качества обучения  по  классамГод 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Успеваемость 100% 100% 100% 100% 100%
Качество 73% 74% 78% 80% 83%
ВыводСобственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Учитель проектной деятельности Кондрашина Татьяна Александровна