Рефлексивный отчет о состоянии преподавания сертифицированного учителя начальных классов



«Тимирязев орта мектебі» КММ
КГУ «Тимирязевская средняя школа»
Рефлексивный отчет о состоянии преподавания.
Сертифицированный учитель начальных классов
третьего (базового) уровня Зима С.И.
В сентябре-ноябре 2013 года я прошла курсы третьего (базового) уровня в НЦПК «Өрлеу» города Костаная. До обучения на курсах третьего (базового) уровня я частично использовала элементы критического мышления.
После обучения мною на курсах повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня, я изменила свой подход к педагогической деятельности, постаралась на свою работу посмотреть со стороны, пересмотрела методы преподавания. На многие вещи стала смотреть по-другому. Я стала по-другому смотреть на своих детей. Не только на детей, но и вообще, в корне на свой урок. Это теперь не просто урок, а целый сценарий новых знаний. Основную массу моего класса составляют учащиеся с высокой мотивацией. Проведение традиционного урока для них скучно и неинтересно. А апробировав уроки с применением семи модулей, я увидела, насколько мои дети стали само мотивированными, увлеченными, уверенными и ответственными. У детей с низкой мотивацией появилось желание работать на уроке, выступать в роли докладчика (чего раньше не было), а также повысилось качество обучения. Я была приятно удивлена.
Теоретические основы конструктивистского подхода к преподаванию сыграли важную роль для меня, как учителя начальных классов. Эти представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. 
В 2013 учебном году в октябре я провела серию открытых уроков по Познанию мира во втором классе. Все учащиеся были вовлечены в процесс по изучению темы урока, но самый эффективный способ - это ведение и заполнение рефлексивного дневника. Раньше я с трудом могла отследить, где имеются пробелы у ученика по пройденной теме, а сейчас пользуюсь рефлексивным дневником. Также на протяжении всех уроков учащиеся отмечают настроение (была выбрана цветограмма, смайлики). В результате, дети чувствуют себя раскрепощенно, комфортно, в целом налаживается благоприятный микроклимат в классе на протяжении всех уроков.
Чем же в первую очередь такие подходы и методы обучения привлекает учащихся? Тем, что они позволяют развивать скорость мышления, память, наблюдательность, воображение, фантазию, пополняется словарный запас, развивается речь, в логической последовательности высказывают свои мысли, логику, критику, творчество, информационную выносливость.
На каждом уроке присутствуют все семь модулей данной программы, так как ученик должен уметь работать в паре, в группе, что в свою очередь побуждает его быть активным и внимательным. В начале моей практики, которая проходила в этом году в октябре, выяснилось то, что ученики со слабой мотивацией, пробуют брать на себя ответственную роль работы в группе. В связи с тем, что ученик имеет возможность наглядно увидеть качество своей работы на уроке, получаемая им оценка не зависит от учителя. 
Важную роль при внедрении новых подходов в преподавании и обучении на уроке играет диалог. По мнению Мерсера и Литлтона (2007) диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Причем, диалог может состояться как УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК, так и УЧЕНИК – УЧЕНИК. 
Главным инструментом в процессе диалога является РЕЧЬ. Учитель на протяжении урока вовлекает ученика в процесс обучения, но ни в коем случае учитель не должен контролировать беседу, задавать важные вопросы, повторять ответы учеников – это не повышает уровень мышления и не развивает их речевые навыки. Важно учитывать, каким образом используется речь на уроке. По мнению Барнса (1971) обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования ВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ: ГОВОРЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ.
Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учитель. В своей практической работе в школе я использую диалогическое обучение. Большинство учащихся поняли, что необходимо предлагать в обсуждении уместную информацию, ценные идеи, старались задавать друг другу вопросы, обосновывали свою точку зрения, стремились достичь согласия. 
Исходя из моего нового опыта, я пересмотрела свой взгляд, прежде всего, на структуру вопросов для учеников. В нее теперь входят вопросы не только низкого порядка, которые требовали фактических, однословных ответов, но и высокого пррядка, где учащимся приходится актуализировать свои знания, привести их в систему, проанализировать, обобщить и только потом дать обоснованный ответ. Я стараюсь тщательно продумывать их формулировку, так как ответ ученика строится из вопроса учителя. При подготовке к урокам я составляю для каждого ребёнка оценочные листы, в которых определяются задания, критерии их оценивания. Это позволяет снять напряженность при опросе, создает благоприятную рабочую атмосферу, а это условия успешности диалогового обучения. 
Для более эффективной организации диалогового обучения и формирование необходимых для общения навыков провожу консультирование до начала урока: «Работу в паре, группе», «Тонкие и толстые вопросы», предлагаю применять языковые карточки в соответствии с ролью в группе, консультирую лидеров по теме «Вовлеки в беседу товарища», «В нашей группе все говорят», высказываю похвалу медленно работающим учащимся за малейший успех в работе, некоторым учащимся даю дополнительное время на разбор заданий, тем самым повышаю их самооценку.
В 2014 году в феврале – марте провела открытые уроки в рамках фестиваля открытых уроков: «Состав слова» (русский язык), , «Город. Село» (познание мира), «В гармонии с природой» (самопознание), «Все начинается с любви…» (самопознание). На школьном уровне провела мастер-класс «Использование критического мышления на уроках в начальной школе», на котором поделилась своим опытом. Принимаю активное участие в школьных, районных и областных конкурсах, конференциях для учителей. В феврале 2014 года принимала участие в районном конкурсе «Урок + », на котором заняла 2 место. В декабре 2014 года принимала участие в областной дистанционной олимпиаде учителей начальных классов и заняла 3 место. В феврале 2015 года приняла участие в районном конкурсе «Моя педагогическая находка», заняла 3 место. В апреле 2015 года участвовала в районном конкурсе «Лучший учитель самопознания», в котором заняла 2 место. В мае 2015 года приняла участие в областном заочном конкурсе «Лучший урок формирования функциональной грамотности младших школьников через критическое мышление», заняла 2 место на районном уровне. В течение трех лет я работала над методической темой: «Развитие мыслительной деятельности на уроках в начальной школе», разработала сборник уроков с использованием технологии критического мышления и защитила на школьном уровне.
 В ноябре 2015 года в нашей школе прошел коучинг по проведению уроков исследования Lesson study в действии. Внимательно прослушав информацию, я решила самостоятельно изучить «Lesson study: руководство». Первое исследование предложили мне. И я решила попробовать. У нас была создана фокусная группа, которая помогала мне в планировании и проведении серии уроков. Поскольку исследования проходили в моем классе, то большая часть работы в планировании и проведении уроков легла на меня. Задания к урокам старалась подбирать, во-первых, с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая их способности и возможности, во-вторых, в которых можно проследить все стадии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию. У нас была создана фокусная группа, которая помогала мне в планировании и проведении серии уроков. Поскольку исследования проходили в моем классе, то большая часть работы в планировании и проведении уроков легла на меня. Я подбирала задания с учетом возрастных особенностей детей, планировала уроки так, чтобы все учащиеся были задействованы в выполнении заданий, чтобы можно было вести наблюдения за исследуемыми учащимися, чтобы эти ребята могли раскрыться и показать свои знания и способности. Я взвешивала все «ЗА» и «ПРОТИВ», пересматривала задания, обращалась за помощью к группе, на каком этапе урока целесообразно провести то или иное задание, как лучше скомплектовать группы учащихся на каждом уроке или на каком-то определенном этапе урока для того, чтобы как можно лучше исследуемые учащиеся могли усвоить полученные знания и реализовать их на практике. В целом класс тоже не остался в стороне. Ребята с удовольствием работали в группах и парах, выполняли самостоятельную работу. Они учились при работе в группах выбирать лидера, распределять обязанности между собой, объективно оценивать себя, помогать друг другу. При работе в группах чувствовалось, что ребята работают коллективно, обсуждают задания, советуются, спорят, делают выводы и обобщения, хотя иногда это им дается с трудом, помогают друг другу, даже предлагают голосование. Наконец, работа по исследованию Lesson study завершилась.
Таким образом, Lesson study  - это:
Наиболее эффективный способ профессионального развития;
Способствует созданию профессионального сообщества учителей;
Помогает учителям сфокусироваться на том, как думают учащиеся.
Надо сказать, что это очень кропотливая и трудоемкая работа. Устала я, устали ребята. Но мы справились! И это радует. Можно сделать вывод, что такие исследования проводить нужно и для ребят, и для своего профессионального мастерства.
Также применяю новые подходы в обучении на уроках в начальной школе. Постоянно занимаюсь самообразованием, что позволяет мне развивать у учащихся мыслительные навыки, делать уроки более разнообразными и интересными.
В декабре 2015 года принимала участие в областном дистанционном конкурсе учителей начальных классов «Лучшая методическая копилка учителей начальных классов» в номинации «Лучшая учебно – методическая разработка урока». Осенью в 2015 году приняла участие в республиканской дистанционной олимпиаде учителей начальных классов, получила сертификат за участие. А также в апреле 2016 года приняла участие в республиканской дистанционной олимпиаде учителей начальных классов и заняла 3 место. В апреле 2016года защитили на школьном уровне проект «Казахская национальная кухня», с которым выезжали Латыпова Альмира и Сакенова Айнаш в район и получили сертификаты за участие. По итогам учебно - воспитательной работы за 2015 – 2016 учебный год награждена грамотой школы.
Владею компьютером на хорошем уровне, имею необходимый электронный банк для преподавания предмета, в полной мере использую интерактивное оборудование для проведения уроков.
В течение 2014 – 2015 учебного года работала с одарёнными учащимися. Учащиеся моего класса Мишарин Дмитрий, Салов Ерназар, Латыпова Альмира, Мирамова Айдана участвовали в республиканском интеллектуальном марафоне «Акбота», Салов Ерназар участвовал в республиканском интеллектуальном конкурсе «Русский медвежонок», в областной интеллектуальной игре «Атамекен» участвовали Латыпова Альмира и Драпеза Илья, также Драпеза Илья принял участие в республиканском интеллектуальном конкурсе «Кенгуру-математика для всех». Всем ребятам выданы сертификаты за участие.
В течение 2015 – 2016 учебного года продолжала проводить работу с одарёнными учащимися. Учащиеся моего класса Мишарин Дмитрий, Салов Ерназар, Драпеза Илья, Шегенова Альмира участвовали в международном интеллектуальном марафоне «ПОНИ», Шегенова Альмира и Драпеза Илья приняли участие в республиканском конкурсе «Ақ бота-2015. Всем ребятам выданы сертификаты за участие. Салов Ерназар участвовал в районной олимпиаде по математике среди 1-4кл «Лидер ХХI века» и занял 3 место. Мои ребята приняли активное участие в международном конкурсе «Кенгуру – математика для всех» и заняли призовые места: Шегенова Альмира и Драпеза Илья – 2м, Манжосова Екатерина, Мирамова Айдана и Латыпова Альмира – 3м. Ребята награждены дипломами за призовые места. Шегенова Альмира, участвуя в международном конкурсе «Золотое руно», заняла 2м. также Шегенова Альмира является призером Международного интеллектуального конкурса «ПОНИ» во 2-м туре.
Я ставлю перед собой новые цели и задачи по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.