Доклад на тему Учет психологических особенностей


Самообразование
УЧЁТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Учитель КУЧАБО Ю. Б.
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
I – Индивидуально-психологические особенности личности.
К таковым относятся: темперамент, характер, способности.
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности. Темперамент определяет динамику всех психических процессов. В V веке до нашей эры Гиппократ ввел четыре понятия темперамента. Вот их краткая характеристика и психолого-педагогические рекомендации:
1 – холерический тип – бурно выражает свои эмоции, чувства; очень активен, общителен; реагирует на всё сразу, быстро. В обучении и воспитании – сдерживать кипучую энергию, добиваться глубины работы, можно делать критические замечания.
2 – сангвинический тип – реактивный, но не взрывчатый, общительный, пластичный. С ним необходима постоянная оценка работы, её регламентация.
3 – флегматический тип – инертный, малоактивный, средне общителен. Им необходимо помогать устанавливать контакты, давать возможность высказываться, ускорять их работу.
4 – меланхолический тип – высокочувствителен, не проявляет чувства и эмоции, но они глубоки и продолжительны; малообщителен, трудно переживает перемены, ригиден. Их оценивать надо очень деликатно, помогать в общении.
Следует помнить, что нет плохих и хороших типов темперамента. В чистом виде темперамент того или иного типа встречается крайне редко, и на протяжении жизни тип темперамента может меняться.
В высшей нервной деятельности существует два процесса – возбуждение и торможение. Они обладают тремя свойствами: сила, уравновешенность, подвижность (быстрота смены процессов). Таким образом, холерический тип – сильный, неуравновешенный, подвижный (безудержный); сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный; флегматик – сильный, инертный, уравновешенный; меланхолик – слабый, уравновешенный, инертный. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обуславливающее типичный для данного человека способ поведения в жизненных обстоятельствах. Выразительные признаки характера: поступки и действия, особенности речи, внешний облик. Классификация характеров: – экстраверты и интроверты; – рассудочный (волевой) и эмоциональный; – самостоятельный и внушаемый. Стержень характера образуют устойчивые качества воли, морально-волевые качества. Формирование характера проходит путь от единичных проявлений качеств до прочных привычек к устойчивым формам поведения. На формирование характера влияет наследственность, подражание, обучение и воспитание.
Способности человека определяются задатками, которые наследуются. Здесь важен тип нервной деятельности, способности мозга, анализаторов. Способности развиваются на основе задатков. Для развития способностей необходимо изучать задатки, повышать интерес, прививать трудолюбие, развивать волю.
Для развития способностей ребёнка к учению нужно раскрыть особенности его познавательных психических процессов. К ним относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. От развития этих процессов зависят успехи, результаты различных видов деятельности, то есть общие способности человека. Значит, познавательные психические процессы составляют основу теории обучения. Процесс познания начинается с ощущений, на которых основываются восприятия. Физиологический механизм, который лежит в основе создания образов восприятия, составляет взаимодействие различных органов чувств. Но при этом один из органов чувств является ведущим. Исходя из этого, различают виды восприятий: зрительные, слуховые, осязательные и др.
Основой познания является память. Поэтому необходимо владеть приёмами изучения и формирования памяти школьника. Процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Главное здесь – запоминание, то есть запечатление индивидом данных своего опыта. Различают виды запоминания: непроизвольное (без усилий со стороны человека) и произвольное. Произвольное запоминание бывает непосредственным, механическим (заучивание, зубрёшка) и опосредованным, то есть основанном на логических, ассоциативных, структурных, графических и других связях. С возрастом память становится всё более произвольной и опосредованной. Сохранение является активным процессом, в ходе которого идёт переработка данных. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохранённого опыта. Оно подразделяется на непроизвольное (всплывает образ или мысль) и произвольное. Обучение строится на произвольном воспроизведении. Забывание имеет свой темп. Особенно быстро забывается материал сразу после запоминания. Поэтому, необходимо периодически повторять важный или сложный материал, обучать детей средствам запоминания, использовать и строить самим логические связи.
Мышление – процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождение закономерных связей и отношений между ними. Специфическую структуру мышления составляют мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. К формам мышления относятся: понятие, суждение, умозаключение. Различают наглядно-действенное мышление (у детей до трёх лет), наглядно-образное (от 3 до 10 лет) и отвлеченно-абстрактное (от 10 лет и старше). Бывают различные типы мышления: практическое (ум полководца), теоретическое (ум учёного) и смешанное (у простых людей).
Воображение – познавательный процесс, в ходе которого перерабатываются образы чувственного познания и создаются новые образы предметов и явлений действительности, никогда ранее не воспринимавшиеся нами. Поэтому, воображение помогает перейти от ощущений и восприятий к абстрактному мышлению.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на одном или нескольких объектах деятельности. При исследовании внимания выявляются его объём, устойчивость, распределение (способность одновременно удерживать несколько объектов в сознании), переключение внимания.
Для учёта психологических особенностей ребёнка необходимо исследовать его познавательные психические процессы, определить тип его темперамента, характер, тип нервной деятельности, знать возрастные особенности.
II – Психологические особенности подростка. Подростковый возраст – это период от 10-11 до 15-16 лет. I фаза – 10-13 лет – младшие подростки, II фаза – 13-16 лет – старшие подростки. Обе фазы соответствуют среднему школьному возрасту. Подростковый возраст – это переход от детства к взрослой жизни. Чем сложнее социальная жизнь взрослых, тем сложнее переход к ней. Специфику физического развития подростка составляет рассогласованность развития всех систем организма. Эндокринная система начинает активно функционировать, что приводит к резкому изменению внешности подростка. Диспропорция в развитии мышцы сердца и кровеносных сосудов приводит к перепадам АД и, как следствие, к изменениям в процессах возбуждения и торможения. У подростков наблюдаются сильные эмоциональные реакции, которые не всегда адекватны. Подростки быстро устают, раздражительны. Это обязательно должно учитываться учителями и родителями. К 14-15 годам организм начинает работать гармоничней и отрицательные качества должны начать исчезать.
Взаимоотношения подростка с взрослыми часто носят характер конфликта, основная причина которого заключается в том, что стиль отношения взрослых противоречит новым потребностям подростка. Поэтому, важно нормализовать своё отношение с ребёнком уже в младшем подростковом возрасте. Вторая причина – подросток усваивает нормы взаимоотношений, существующие между взрослыми людьми. В основе отношений взрослых и подростков должно лежать равноправие.
В этом возрасте особое место начинают занимать отношения со сверстниками. Здесь подросток удовлетворяет свою потребность быть взрослым. Центральное новообразование возраста – чувство взрослости, то есть стремление быть и казаться взрослым. Становление взрослым происходит различно. Основные направления таковы: подражание внешним сторонам взрослой жизни, формирование идеала взрослого человека и подражание этому идеалу, взросление в делах.
Помочь ребенку необходимо. Чтобы сделать это правильно, надо изучить каждого ребенка, знать его особенности, составить психолого-педагогический портрет.
Для определения, выявления психологических черт личности существуют специальные методики, анкеты, тесты. Одним из видов изучения является наблюдение за детьми в различных ситуациях их жизни.
III – Как учитель может помочь ученикам. Как в жизни определить, что за ребенок перед нами, что за класс? На какие жизненные проявления основных свойств нервной деятельности учащихся следует обратить внимание?
Вот несколько учебных ситуаций, которые наиболее информативны, наилучшим образом дифференцируют учащихся с сильной и слабой высшей нервной деятельностью. Это: трудный урок, продолжительный школьный день, экзамен, контрольная работа, урок, на котором надо работать в быстром темпе, работа в шумной обстановке, выполнение монотонных заданий, работа по алгоритму, самоконтроль. Если ученик в перечисленных ситуациях постоянно быстро устаёт, начинает ошибаться, не может сосредоточиться, теряет работоспособность, чувствует утомление, то это ученик со слабым типом высшей нервной деятельности. Если же ученик без особого напряжения может работать длительное время, не ощущая усталости, может собраться на контрольной и на экзамене, это – ученик с сильным типом нервной деятельности.
При работе с учащимися со слабым типом нервной деятельности надо соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, лучше давать им письменные задания и достаточно времени на их выполнение, не требовать отвечать новый материал сразу после объяснения. Необходимо постоянно поощрять их за старания, осторожно оценивать неудачи, сформировать в них уверенность в своих силах, создавать ситуацию успеха. Нужно вовлекать их в широкий круг занятий, чтобы дать им возможность найти себя.
Детям с сильным типом необходима тренировка усидчивости, им нужно разрешать иногда кратковременные перерывы. При выполнении монотонных заданий для них важно разнообразить деятельность. Например, чередовать задания, искать другие способы решения. Они не умеют работать по алгоритму, шаблону, не любят планировать свою деятельность, не могут проверять работу, им скучно при повторении, при опросе других. Такие дети часто усваивают материал поверхностно.
IV – Как ребенку помочь себе. Изучив психологические особенности детей, нужно как можно больше оптимизировать учебный процесс для них. Помочь им выработать индивидуальный стиль учебной деятельности. Для этого надо объяснить детям преимущества своих природных свойств, где они обнаруживаются и как их лучше применить.
Так детям со слабым типом высшей нервной деятельности можно посоветовать работать по плану. Ведь они любят работать обстоятельно, шаг за шагом. Им легче работать по алгоритму. Чтобы лучше запомнить материал, они могут использовать систему опорных знаков. При ответе такие ученики предпочитают использовать виды наглядного изображения, они легче запоминают то, что видят, то есть у них лучше развита зрительная память. Им легче контролировать свою работу, то есть проверять диктант, сочинение, контрольную работу. Они предпочитают иметь дело с уже пройденным материалом. Их конёк – повторение и отработка навыков. Вызывать для ответа их лучше именно на этих уроках.
Преимущества детей с сильной, подвижной нервной деятельностью в том, что они легче усваивают новый материал. Их вызывать нужно на закреплении темы. Им легче на контрольных, они лучше могут собраться на экзамене. Запоминают они легче со слуха. Иногда им даже не надо смотреть на доску, чтобы усвоить материал, а дома можно не читать текст параграфа. Им не мешает ни шум в классе, ни быстрый темп урока, ни собственные неудачи. Им нужно часто менять виды деятельности, переключаться на другие виды заданий.
По-своему хороши оба эти типа высшей нервной деятельности. Поэтому важно помочь школьникам осознать их преимущества и научить компенсировать недостатки.
V – Учёт особенностей детей на уроке.
Любят ли дети школу? Или почему они не любят школу? Что им не нравиться? Новые требования, сложные задания, трудности и неудачи? Да, но ещё и особая атмосфера, где таких, как он, много. Особенно, если дома – он самый маленький, самый любимый, и, значит, самый хороший. А в школе, если он не может выделиться среди сверстников знаниями, если хвалят за что-то соседа по парте, он начинает выделяться наиболее доступным для него способом – баловством.
В малокомплектной сельской школе эту проблему решить легче. Здесь можно и нужно уделить время на уроке каждому ученику. Выделить каждого, найти такое задание, которое ребёнок выполнит с радостью. Суметь увидеть в любом ребёнке то, за что его можно похвалить. Проще это сделать при закреплении нового материала. Индивидуальный подход необходим здесь не только для того, чтобы выделить ребёнка, но и чтобы создать ему ситуацию успеха.
Учёт как психофизиологических, так и психологических черт школьников важен в педагогическом процессе для достижения двух целей – повышения эффективности обучения и качества знаний учащихся.
Во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях ученика, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как управляет он своим вниманием, быстро и надолго ли запоминает, долго ли обдумывает ответ, быстро ли запоминает материал, насколько он уверен в себе, какова его самооценка, может ли он осуществлять самоконтроль, как он переживает порицание и похвалу, неудачи и успехи. Знать эти качества – значит сделать большой шаг к организации продуктивной работы ребенка. Второй шаг – помочь ребенку в них разобраться, выбрать вместе с ним индивидуальный стиль его учебной деятельности.
Во- вторых, пользуясь данными о каждом ученике и осуществляя индивидуаль- ный подход в обучении, учитель будет более эффективно трудиться сам. Это принесёт ему удовлетворение, освободит от дополнительных занятий, повысит результативность работы.
Чтобы помочь ребёнку учиться, необходимо его понять, то есть точно знать каковы индивидуально-природные особенности ученика. Можно выделить подвижных и инертных учеников. Дети с инертной нервной системой не могут быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Им трудно, когда урок идёт в быстром темпе. Они не могут быстро выполнять разнообразные задания. От них нельзя требовать немедленного включения в работу, активной деятельности, быстрого ответа. Таких учеников нельзя спрашивать вначале урока. Они не могут быстро поправиться при неудачном ответе, их желательно не отвлекать при выполнении задания. Лучше давать им устные доклады.
Для детей с подвижной нервной системой необходимо менять задания, т. к. их интерес к долгой однообразной работе быстро гаснет, они нуждаются в постоянном контроле и внимании со стороны учителя. Они более возбудимы, то есть более склонны к лидерству, инициативны, выносливы, работоспособны.
Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приёмов. Индивидуализация бывает внешняя (профильные школы, классы) и внутренняя. При внутренней индивидуализации часто учитывают уровни развития детей и приспосабливают к ним обучение. Это может проявляться в дифференциации заданий при закреплении учебного материала. Одни дети получают более простые задания, другие – более сложные. Второй способ – задания одинаковые, но разный темп их выполнения. Здесь возможны варианты: разное количество заданий (для одних – 5 номеров, для других – 4, для третьих – 3), задания разного уровня сложности. Такие работы могут быть оценены по обычной пятибалльной системе. Можно ввести свою систему отметок с последующим переводом в пятибалльную. Например, оценивание по накопительной системе, то есть весь урок ученики получают баллы (кружочки) за правильный ответ, а в конце урока подводится итог. Ещё можно подготовить карточки с заданиями, за которые даются определенные баллы. Ученик выбирает карточку сам, оценивая свои возможности. Таким образом, можно определить уровень претезаний ученика, откорректировать его самооценку.
При закреплении учебного материала можно использовать следующие виды работы: 1) Задания на карточках (разного уровня сложности),
2) Доклады с последующим обсуждением темы и выступления,
3) Работа в парах (когда дети оценивают друг друга),
4) Общая самостоятельная работа с разными критериями оценивания за разное количество выполненных заданий или за более сложные задания,
5) Работа в группах (разным группам детей разные задания),
6) Индивидуальные домашние задания (по количеству и по качеству),
7) Домашние самостоятельные работы (каждому ребёнку своё задание, отметка за работу выставляется в журнал).
Важный способ индивидуализации – помощь ученику в формировании личного стиля учебной деятельности. Это система своих приёмов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. И это ребенок должен сделать сам, ведь никто не может приспособить ребёнка к жизни лучше, чем он. Наша задача – помочь ученику определить свой тип нервной деятельности, понять, в чём его преимущества и недостатки. Это позволит направить усилия самих школьников на закрепление плюсов данного типа и на преодоление или компенсацию минусов.
Но изучить особенности учеников не достаточно, необходимо развивать их способности, внимание, память, мышление. Для этого есть специальные методики и упражнения. Нужно стимулировать познавательную деятельность учащихся, мотивировать их, пробуждать интерес к своему предмету и к учёбе. Для этого можно использовать нестандартные уроки, фрагменты уроков, внеклассные мероприятия по предмету. Всё это создаёт для ученика ситуацию успеха, повышает продуктивность работы учителя, качество знаний.
ЛИТЕРАТУРА
Журналы «Педагогика и психология»
«Рабочая книга школьного психолога» под ред. И.В. Дубровиной.
«Психологический справочник учителя» Фридман Л.Н., Кулагина И.Ю.
«Для тебя и о тебе» Е. Жариков, Е. Крушельницкий.
Журналы «Воспитание школьников»
Журналы «Классный руководитель»
Журналы «Вестник образования»