Учет психологических особенностей учеников при проведении самоподготовки


Учебная информацияотносится к такому типу информации, который нуждается вдетальной, а, иногда, и длительной проработке со стороны высшей нервной деятельностиученика. Это следует из самой природы восприятия как психофизиологического процесса, в основе которого лежит механизм воздействиявнешнего стимула на рецептор. Завершением же этого процесса восприятия является создание образавнешнего стимула и последующее его распознавание. Сущность восприятия такова, что для мозга требуется некоторое время для проведения детального анализа новой информации, выдвижения нескольких гипотез и далее следует последовательная обработка полученных данных. Из чего мы делаем вывод, что, поскольку сама информация, в особенности при обучении, носит незнакомый для мозга характер, она нуждается в особом оформлении и подаче.Детский развивающийся интеллект на самом деле чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно, педагоги должны учитывать это в своей каждодневной педагогической деятельности.
В связи с этим, нам необходимо определиться с индивидуальными особенностями учащихся, так как каждая личность уникальна, а значит, заслуживает особого отношения, тем более, если речь идет об обучении и моделировании учебных занятий.
Психологи выделяют три основные группы особенностей высшей нервной деятельности ребенка, которые влияют на результат обучения:
– психофизиологические особенности (тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации);
– особенности развития познавательной сферы (память, мышление, внимание);
– личностные особенности (мотивация, интересы, склонность к творчеству или аналитике, воля).
Разберемся с одним из довольно сложных понятий – тип нервной системы. Из школьного курса биологии известно, что Иван Петрович Павлов доказательным путем выявил существование четырех носителей этих типов, различающихся по характеру протекания нервных процессов – холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический темпераменты. Наиболее важной характеристикой нервной системы является сила процесса возбуждения, отражающая ее работоспособность, проявляющаяся также в способности выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности не переходить в так называемое охранительное торможение. Охранительное торможение возникает как реакция, следующая за избыточным или длительным возбуждением, она призвана оберегать нервную систему от истощения.
Считается, что идеальных типов темперамента не существует. Имеет смысл говорить о «плюсах» и «минусах» нервной системы, которые важно использовать в процессе обучения учащихся. Если речь идет о детях со слабым типом темперамента, важно отметить, что их ресурсы не велики, они имеют низкую выносливость и довольно утомляемы. А значит, на выполнение заданий им требуется больше времени. Представителям слабого типа нервной системы необходимо давать время на отдых, и, разумеется, планировать деятельность так, чтобы происходило некотороепереключение одной работы на другую, поскольку монотонная деятельность их утомляет, снижая уровень оптимальной работоспособности. Если при организации процесса обучения не будут учитываться особенности, то такие ученики будут часто впадать в так называемое охранительное торможение, сильно запаздывая с выполнением задания.
Меланхолик – представитель слабого и неуравновешенного типа. Легко утомляемы, часто выглядят субтильными, болезненными, в раннем возрасте плаксивы. Их не нужно оставлять без должного внимания. Возможно, им не всегда комфортно в команде, где они, как правило, находятся на «вторых ролях», но и самому коллективу важно учиться учитывать мнения и особенности других.Меланхолики очень чувствительны, углублены в свой собственных мир, поэтому могут оказать большую помощь в работе, утешая других, если этого требует ситуация, давая понять лидерам, что команда устала или работа пошла не по тому пути, который следует избрать.
Сильные типы темперамента (холерический, сангвинический, флегматический) хорошо выдерживают значительные и относительно длительные нагрузки, но их способности должны быть реализованы там, где нужна будет работа в группе, где нужно будет или лидерствовать, или заниматься презентацией достигнутого результата. Представители холерического темперамента выполняют работу с большим эмоциональным «запалом», громко и энергично комментируют происходящее, по сути, являются своеобразным двигателем всего происходящего в рабочей группе.
Сангвиникиболее уравновешены, чем холерики. Они позитивны и настойчивы, очень энергичны, но энергия их направлена. Могут быть хорошими цензорами, выполнять экспертную работу, если того требует ход урока. Вообще, главный их «козырь» – умение ладить с людьми. Если холерик может легко (исходя из своих психофизиологических особенностей) вступить в конфликт, то сангвиник не станет растрачивать эмоции, а будет заниматься заданной учителем проблемой.
Флегматик – человек весьма уравновешенный. Такие люди выглядят как тугодумы, но их действия очень выверены, последовательны и тщательны. Они могут долго «раскачиваться», но однажды начав, они не останавливаются, уделяя работе большое внимание. Флегматики даже выглядят довольно однообразно: медлительны, внешне неэмоциональны, аккуратны. Им можно поручить монотонную работу, время работы нужно или четко регламентировать, или же предоставить время «с запасом». Флегматики не любят быть на виду, но они стабильнее в работе, чем представители других типов темперамента.
Учет типов темперамента поможет спланировать педагогу групповую форму работы. Это необходимо учитывать, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.
На сегодняшний день существует инструментарий для проведения исследований типологии нервной системы. Важно понимать, что данный инструментарий должен пройти апробацию и иметь вид математически надежной психологической методики. Необходимо обратить внимание на то, что применение разного рода специальных методик без соответствующей подготовки и наличия знаний может быть чревато последующими ошибками в выводах и интерпретации результатов. Поэтому рекомендуем применять очень простой метод для изучения психофизиологических особенностей учащихся – наблюдение. Зная особенности типа нервной системы, наблюдая и анализируя, педагог может с большей долей вероятности определиться с тем, кто перед вами:эмоциональный, взрывной холерик или невозмутимый, медлительный флегматик, подвижный легкомысленный сангвиник или поэтичный, чувствительный меланхолик. Повторимся – в природе нет «плохих» или «хороших» типов высшей нервной деятельности, есть индивидуальные особенности, которые важно и нужно учитывать при планировании и проведении разного рода занятий или мероприятий.
Результативности образовательного процесса также могут способствовать знания о различиях между полушариями. Мы знаем, что все люди делятся на «правополушарных» и «левополушарных». Что это дает? Дело в том, что природа редко дает гармонично сложенный интеллект, а значит, у каждого человека свои сильные и слабые стороны. Например, левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, правое – за целостность, образность, эмоциональную окрашенность информации. Иными словами – «левопорушарные» более логичны, «правополушарные» более креативны. Конечно, нужно заниматься развитием всех качеств, развитием последовательности, творческих способностей. Но зачем ломать индивидуальность, если можно просто воспользоваться преимуществами?
Данные особенности можно изучитьс помощью довольно простых методик и с большой долей вероятности определить, какой же тип доминирования (правополушарный или левополушарный).
Как определить доминирующее полушарие?
1. Похлопайте в ладоши, обратите внимание на то – какая из рук будет находиться сверху другой.
2. Поместите руки перед собой, переплетите пальцы, образуя «замочек». Одна из рук будет упорно «пытаться» переложить большой палец сверху другого пальца противоположной руки.
3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
При этом можно четко определить характер доминирования полушария: определить, какая рука оказалась сверху, значит, доминирует противоположное полушарие. Связан подобный «перекрест» с анатомическими особенностями мозга, поэтому правая половина тела контролируется левым полушарием, а левая половина – правым полушарием.


Учитель на основании наблюденийможетсказать, у когоиз учащихся доминирует левое полушарие, а у кого правое. 
Таблица. Различия между полушариями при зрительном восприятии
Левое полушарие Правое полушарие
Лучше узнаются стимулы
ВербальныеЛегко различимыеЗнакомые НевербальныеТрудно различимыеНезнакомые
Лучше воспринимаются задачи
Оценка временных отношенийУстановление сходстваУстановление идентичности стимулов по названиямПереход к вербальному кодированию Оценка пространственных отношенийУстановление различийУстановление физической идентичности стимуловЗрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия
АналитичностьПоследовательность (сукцессивность)Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание Целостность (гештальт)Одновременность (симультанность)Конкретное узнавание
Предполагаемые морфофизиологические различия
Фокусированное представительство элементарных функций Диффузное представительство элементарных функций
 
Из предложенной таблицы мы видим, что правое «пространственное» и левое «временное» полушария имеют собственные и специфические особенности, способствующие вкладу в развитие когнитивных функций деятельности. У «левополушарных», как правило, нет проблем во временной и слуховой сферах, у «правополушарных» -с пространственным и зрительным восприятием. [1].
Оценка временных отношений лучше осуществляется «левополушарными», а пространственных – «правополушарными». Возможно, в отличие от «левополушарных», «правополушарные» легче справляются с пространственно-зрительным анализом, с физической идентификацией объектов. Может быть, именно поэтому «правополушарные» люди легко могут представить и распланировать пространство, составить сложную композицию из предметов, вместе с тем, хуже справляются с запоминанием определений и терминов (вербальным кодированием элементов). «Правополушарным» людям проще представить себе целостный образ, что хуже дается «левополушарным». «Левополушарные» обладают не конкретным, а абстрактным мышлением, им легче справиться с детализацией, конкретизацией.
Вышеизложенное показывает, что «левополушарные» мыслят больше «фокусно», «локально», а «правополушарные» обладают, скорее, диффузным представительством элементарных функций.
Немаловажным для понимания, насколько мы все индивидуальны, является разделение людей по доминированию канала восприятия информации. Действительно, любой человек принимает информацию тремя основными способами – с помощью зрения, слуха и через ощущения. Т.е. через визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. Мы все пользуемся данными способами восприятия, но наша природа такова, что один канал является избирательно предпочитаемый, поэтому людей с ведущей функцией зрения называют визуалами, слуха – аудиалами, ощущения – кинестетиками.
Визуалы – люди, для которых очень важен контакт с образом говорящего, они всегда будут поворачиваться к вам корпусом, чтобы принять транслируемую информацию. Они любят чертить схемы, графики, охотно создают слайды, рисунки. Визуалы частенько употребляют в своей речи слова «видимо», «очевидно», «красиво», «я видел» и прочее. Истинный визуал не будет одеваться в то, что первым попадет под руку. Они любят наряжаться в яркое, блестящее, могут любоваться чужими прическами и нарядами, обратят внимание на смену гардероба или стрижки другого человека.
Аудиалы часто употребляют выражения и слова «услышал», «вы говорили», «громко», «я сказал»-  все, что быстро и удобно позволяет отобразить их внутренний мир. Им не обязательно поворачиваться к вам лицом, достаточно повернуть голову так, чтобы информация прямиком шла к ним через слуховой анализатор. Визуалы часто обижаются на аудиалов, сетуя на то, что аудиалыневоспитанны, и это объясняют тем, что те отворачиваются от лица говорящего, нарочито не слушают, якобы игнорируя. Это не так, как уже было сказано, аудиал слушает, просто ему не обязательно видеть говорящего, так как зрение не является ведущим для них каналом. Аудиалы чутко определяют людей по голосам, часто давая оценку характеру человека по телефону или прослушав его монолог.
Кинестетик воспринимает информацию через все тело, поэтому в его выражения часто проскальзывает «неприятно», «удобно», «почувствовал», «логично», «уютненький». Они живут миром телесных ощущений, им очень сложно ориентироваться на зрительные или слуховые стимулы. Они охотно конспектируют учебную информацию, отображая ее только в пределах своего представления о логичном и правильном. Им не нужна чужая схема, им важно собственное преломление через свой способ восприятия действительности. Им частенько не нравятся усилия визуалов выглядеть эффектно, ярко, им ближе теплые, мягкие свитера, ворсистые ткани, пусть приглушенных тонов, зато очень удобная и чистая одежда без претензий.
Серьезный вопрос состоит еще и в том, что канал восприятия четко совпадает с характером передачи информации. Поэтому, деля учащихся на «визуалов», аудиалов» и «кинестетиков», не забудьте о том, что и педагог являетсяпредставителем одним из трех типов каналов восприятия. Не анализируя, кем является педагог, как важный транслятор учебной или иной информации, можнопропустить момент, когда учитель не доносит информацию тем учащимся, которые не принадлежат к его типу канала восприятия.
Следует учесть и то, что детский организм постоянно находится в развитии. Возрастные перестройки организма не могут не влиять на особенности восприятия информации. Недаром в начальной школе, по мнению учителей, у большинства ребят хорошо выражена учебная мотивация. Учащиеся охотно тянут руки, проявляя желание отвечать на заданные вопросы, гордятся своими успехами и достижениями. Примерно в 12-13 лет начинается перестройка организма, «гормональные вихри» препятствуют поддержанию учебной мотивации, и ребенок может отставать в учебе. Есть частные случаи, когда профессиональная мечта, призвание, представления о светлом будущем настолько вдохновляют, что ребенок и в пубертатном периоде захвачен учебой и саморазвитием. Но как показывает статистика, именно подростковый возраст отличается так называемой мотивационной «ямой», где возникает общий спад успеваемости и рост разнообразных дисциплинарных нарушений. Вместе с тем, все приходит в равновесие, когда учащиеся переходят подростковый «порог», приходя в 10-11 класс. Учебная мотивация снова возвращается к оптимальному уровню, все личностные перестройки проходят, и в выпускных классах приходит закономерное осознание того, что все-таки нужно успешно сдавать экзамены.
Такие взлеты и падения учебной мотивацииявляются правилом, а не исключением, и педагогам стоит не сопротивляться природе этого явления, а подстраиваться под реальность, живя с ней в согласии. Опытные учителязнают, как именно можно удержать эту планку освоения знаний в любом возрасте, важно использовать эти знания в своей деятельности.