План-конспект урока с элементами дифференцированного обучения школьников с учетом психофизиологических особенностей.

МОУ «Старицкая средняя общеобразовательная школа»
Педагог-психолог
План-конспект урока с элементами дифференцированного обучения школьников с учетом психофизиологических особенностей.
Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности
Цели  занятия:
развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.
Оборудование:
карточки с геометрическим материалом;
аромолампа с ароматическим маслом хвойных растений;
алгоритм рассказа - описания по вопросам;
счётные палочки разной длины;
образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
индивидуальные карточки с логическими цепочками;
раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
CD - проигрыватель с музыкальным сопровождение к динамической паузе;
индивидуальная карточка по нахождению причинно-следственных связей и исключению лишнего;
игровое графическое задание на каждого ученика;
«волшебные камни»
канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).
ХОД  ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент начала занятия
1.1. Психологическая игра «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Учитель: «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..» (учитель кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Учитель напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Учитель говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».
1.2. Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)
Дидактическая игра «Узнай и прочитай».
Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительного восприятия формы и цветового гнозиса.
Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре   и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске? («Геометрические фигуры») – Назовите те из фигур, которые вам знакомы? – Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла? – Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют   углов? – Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла? – Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют  прямые углы? – Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано. У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).
Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.
– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (шары, бусы, подарки, Дед Мороз, гирлянда, мишура). – Назовите те слова, которые вам непонятны. – Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какому событию относятся все эти предметы? (Новый год) – Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о празднике Новый год. – Сегодня на занятии мы с Вами закрепим наши знания о размере, форме и цвете окружающих нас предметов.


2. Основная часть  занятия
2.1. Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.
Цель: развитие  представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.
– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите праздник Новый год и за что? – А когда он наступает? – В какое время года мы отмечаем этот праздник? – В каком месяце? – А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).
2.2. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.
Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.
– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений. – Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха. – Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?
2.3. Гимнастика для глаз.
Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учитель просит детей  найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.
2.4. Составление рассказа описания «Ель»
Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи, развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. Вы должны выстроить серию по схеме, которая дана внизу, зачеркнув лишние картинки из предложенного набора, не относящиеся к данному сюжету.(Проверка выполнения задания). – Ребята, посмотрите внимательно и сочините небольшой рассказ о том, что у нас получилось по сюжету? – Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничных дней? – Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?
– Ребята, как Вы считаете, как ель попадает к нам на новогодний праздник?
2.5. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу)
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.
– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске? (Ель)
– Из каких элементов/частей она состоит? – Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце? – Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные? – Чем детали отличаются между собой? – Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние? – Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.

2.6. Графическое задание 9-й лишний
Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Что вы здесь видите? – Скажите, эти ели одинаковые или разные? – Чем они отличаются? – Покажите самую высокую/низкую ель? – Сколько веток у самой высокой/низкой ели? – Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.
2.7. Динамическая пауза.
Инструкция: Дети под музыку  говорят четверостишия, заученные  наизусть и делают двигательные упражнения на развитие общей моторики.
Маленькая ёлочка Росла без печали, Буйны ветры ёлочку Ласково качали.
Закружили ёлочку Зимние метели, Каждую иголочку В серебро одели.
Примечание:  исходное положение – сидя на мяче,  напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнение поворота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёх положениях:
1-я строчка: в стороны – вниз; 2-я строчка: в стороны; 3-я строчка: в стороны – вверх; 4-я строчка: вверх.
Во втором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёх положениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходное положение.
2.8. Аппликация ели с помощью геометрических фигур
Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.
– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель? – Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся? – Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём? – Какой по размеру треугольник будет следующим? – Какой треугольник будет нижним? – Рассматривание образца – Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся? – Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом. – Вычерчивание треугольников на цветной бумаге. – Повтор техники безопасности при работе с ножницами. – Вырезание  деталей для аппликации. – Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.
2.9. Графическое задание «Укрась ёлку»
– Ребята, скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной? – Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году? – Ребята, посмотрите на нашу ель. – Как вы считаете, на какие геометрические фигуры похожи наши ёлочные украшения? – Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются? – Где расположены маленькие шары? – Какого они цвета? – Где большие? Какого они цвета?
(Работа с трафаретной линейкой по вычерчиванию геометрических фигур – ёлочных украшений. Вырезание и наклеивание по образцу).
2.10. Анализ аппликации.
– Ребята, посмотрите, мы с вами сделали аппликацию. – Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку). – Кому мы можем подарить открытку? – Когда люди дарят друг другу открытки?
Подпишите, пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить с праздником.
3. Итог занятия
– Ребята, что мы сегодня на занятии узнали нового? – Чему мы научились?
Окончание занятия «Волшебные камни»
Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».

















13PAGE \* MERGEFORMAT14115