Контрольная работа, «Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников»


краевое Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования









Контрольная работа




По курсу повышения квалификации
«Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников»














Выполнил
Слушатель КПК
Макиенко Е.А.

Красноярск 2016
Структура контрольной работы:

Введение. Обоснование актуальности темы.
В последнее время значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного обучения школьников. И эта проблема остается актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему.
Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних – зрительная (визулы), других – слуховая (аудиалы), третьих – рукодвигательная (кинестеты). Наша задача – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.
Дифференцированный подход - это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

1. часть Психофизиологический профиль учащегося.
Объектом моего исследования психофизиологического профиля стала ученица Ермаковской СОШ№2 школы Ольга Г.
1.Система восприятия
Для определения системы восприятия использовался следующая методика изучения:
Тест для определения типа репрезентативной системы А.Ф. Ремеевой педагога и школьника.
Результат теста показал, что у Ольги развита система восприятия визуальная и кинестетическая.
Результат теста педагога показал, что развита система восприятия аудиально-кинестетическая
2. Функциональная асимметрия полушарий:
- Моторная (ведущая рука, ведущая нога)
Для определения рукости использовалась система тестов, разработанная М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.
Задание
Левая рука
Обе руки
Правая рука

1. Рисование


+

2.Открываание коробка спичек


+

3. «Построй колодец из палочек (спичек)».

+


4. «Игра в мяч».


+

5. Вырезание ножницами рисунка по контуру

+


6. Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.


+

7. Выполнение вращательных движений

+


8. Развязывание узелков


+

9. Построить из кубиков дом


+

10. Для родителей
+



В результате проведения теста, было выявлено, что ведущей рукой является правая, как для выполнения бытовых навыков, так и для письма.
Для определения ведущей ноги, использовались следующие задания:
Закидывание ноги на ногу – ведущая нога левая.
Измерение длины шага – длиннее шаг у правой ноги.
Тест на отклонение от заданного направления. Траектория движения смещается больше чем на 1 м. влево, значит, ребенок имеет ведущую правую ногу.
Проба «Ударь мяч» - ведущая нога – правая.
Результат проведенного теста показал, что ведущая нога – правая.
- Сенсорная (ведущие глаз, ухо):
Для определения ведущего уха, использовались следующие тесты:
1. «Часы». Оля наклоняется и слушает правым ухом, как тикают часики, лежащие перед ней на столе.
2. «Телефон». Трубку прикладывает к правому уху.
Проведенные тесты показали, что ведущее ухо – правое.
Для определения ведущего глаза, использовались следующие тесты:
1. «Подзорная труба». Свернутый в трубочку лист бумаги Оля правой рукой подносит к правому глазу, а левой рукой к левому глазу.
2. «Лист с дырой». В отверстии листа бумаги виден правый глаз.
3. Проба Розенбаха. Карандаш остался на месте, так как Оля закрыла неведущий левый глаз.
Проведенные тесты показали, что ведущий глаз – правый.
- Психические:
Использовались следующие методики: тест стиля обучения и мышления П.Торранс, Тест И.П. Павлова
Тест стиля обучения и мышления П.Торранс, показал следующие результаты:
Правоплушарный – 10
Левополушарный – 13
Равнополушарный – 17
Преобладает равнополушарный стиль мышления.
Тест на темперамент И.П.Павлова (PTS) показал, что учащаяся обладает средней силой процессов возбуждения и торможения, средний тип подвижности нервной системы.
SE: 48 баллов
SI: 52 балла
MO: 49 баллов
Тест И.П.Павлова для характеристики типов высшей нервной деятельности показал, что преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
3.Типологические особенности нервной системы (Теппинг-тест, РДО, опросник темперамента Стреляу)
Теппинг-тест показал, что у ученицы ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
Тест РДО показал, что у Оли средне-слабая реакция на движущийся объект.
Опросник темперамента Стреляу показал, что:
Уровень процессов возбуждения – 64б. это говорит о том, что сильная ответная реакция на возбуждение, стимул, быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
Уровень процессов торможения – 56б. Сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
Уровень подвижности нервных процессов – 74б. Легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
Уравновешенность по силе равна 1,14, что говорит о том, что ученица уравновешенная.





2. часть Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (Индивидуальный стиль педагогической деятельности и стиль общения)

- Индивидуальный стиль педагогической деятельности (по Марковой )
Деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой,А.Я. Никоновой.
Опрос показал, что у педагога ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (ЭМС).
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
- Индивидуальный стиль педагогического общения.
В результате диагностики было выявлено, что у учителя аудиально-кинестетический стиль педагогического общения.
Простой не броский макияж и бижутерия. Но обращает на себя внимание голос педагога. Она хорошо модулирует им, изменяя тембр, высоту и громкость. Но во время объяснения материала берет какой-либо предмет в руки. Использует разнообразные жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии, придает значение содержанию, дает задания в группах, использует демонстрации, практичный.
В кабинете масса материалов, несколько рабочих мест, все организовано функционально. Много цветов и наглядности на стенах. Дистанция при объяснении материала разная, может быть очень близкая до 40см. Часто хвалит учеников «Умничка», «Молодец». Во время разговора смотрит в глаза собеседника.
На доске заранее записано задание. Значимые места выделены мелом разного цвета. Коробочка с цветным мелом лежит около доски и две запасные - на учительском столе.
Одежда удобная, но в тоже время стильная и ярких тонов (яркая блуза, черный пиджак, юбка)
Такой учитель склонен к дифференцированному обучению.

По С.А.Шеину, который выделяет 7 стилей педагогического общения, соответствует доверительно-диалогический стиль. Этому стилю свойственны следующие черты:
активность, контактность и высокая эффективность общения;
педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся;
уверенная открытость, искренность и естественность в общении;
бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;
индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения учащихся, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков;
целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания;
высокая импровизационность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение;
стремление к собственному профессиональному и личностному росту;
достаточно высокая и адекватная самооценка;
развитое чувство юмора.

3. часть На основе психофизиологического портрета обследуемого составить рекомендации по организации индивидуально-дифференцированного обучения в соответствии с психофизиологическими профилями участников образовательного процесса

У ученицы развита визуально-кинестетическая система восприятия.
Таким детям свойственно воспринимать материал через зрительный и тактильный канал. Поэтому при объяснении хорошо использовать наглядность с практическим применением.
При объяснении материала, таким детям необходим контакт глаза в глаза, иначе сказанный материал не будет восприниматься. Нельзя «нависать» над ребенком-визуалом или стоять за его спиной, это очень большой стресс для него.
Для такого ученика важна похвала, не только устная, но и жестовая. Например, погладить по плечу.
Для продуктивного обучения хорошо использовать словесно-практические методы обучения (рассказ, беседа, упражнения, лабораторные и практический работы, поручения).
У ученицы равнополушарный стиль мышления, поэтому для проверки знаний хорошо использовать решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)
Память непроизвольная. Наглядно-образная. Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности). С опорой на прошлое.

Заголовок 115