Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Сергачев Николай Александрович, методист
СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общеизвестно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях определяет будущее страны.
Любое учреждение дополнительного образования детей является результатом сложного процесса саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретного социума. В концепции дополнительного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья детей. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков стали особенно актуальными на сегодня. За последние годы физкультура и спорт, становятся, все более популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка, на формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития. Правильно подобранная система здоровьесберегающих технологий в этом случае предполагает формирование у обучающихся стойкой и осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечению практических навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
В «Приоритетных задачах развития образования», а также в рамках «Системы мер по реализации Модели «Российского образования — 2020» подчёркивается, что новая модель образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.... охрану и укрепление здоровья детей и подростков»
Особое место таким образом, на федеральном уровне уделяется большое внимание обновлению здоровьесберегающих форм и технологий образования.
Вся система дополнительного образования детей является особым образовательным пространством для ребенка - пространством развития без заданных жестких границ, не ограниченное государственным стандартом образования, а соответственно, методы и технологии, используемые педагогами СДОД, ориентированы на важнейшие принципы развития дополнительного образования детей: свободу и гибкость, открытость, вариативность, индивидуализацию обучения и воспитания, практикоориентированность (поддержка и увеличение двигательной активности обучающихся, ориентация на деятельностный подход), самостоятельность и самообразование, креативность, то есть все то, что способствует природосообразному, здоровьесберегающему, адекватному природе ребенка образу жизни. На региональном уровне разработана и утверждена Постановлением Правительства Самарской области № 75 от 21.01.2010 г. «Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года», которая настраивает работников УДОД на разработку и применение перспективных методик и технологий в детских объединениях дополнительного образования детей Самарской области, а именно: «разработка и внедрение программ адаптивного спорта, а также программ, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса; внедрение новейших технологий здоровьесбережения; оснащение учреждений дополнительного образования детей противопожарным оборудованием, спортсооружениями и спортивным инвентарем». Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно-важным факторам, благодаря которым воспитанники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развития его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации обучения детей в дополнительном образовании. Суть этого подхода заключается в том, что при внедрении в дополнительное образование различных моделей и технологий, при создании программ реально учитывать закономерности психического развития детей. Возрастной подход в дополнительном образовании детей позволяет поддерживать тесную связь и согласованность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, форм организации образовательного процесса) с возрастными особенностями и возможностями развития детей.
В связи с тем, что учреждения дополнительного образования рассматриваются как полигон для апробации педагогических инноваций, поиск педагогических подходов к решению рассматриваемой задачи в учреждениях дополнительного образования важен для всей системы образования современной России.
Список информационных источников
Барбашов С.В. Теоретико-методологические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: – Омск, 2010.
Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: РИЦ “Школа”, 2009.
Здоровьесберегающее образование / научно-практический журнал. – М., 2009. №2
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2010.
Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей ОУ/ авт.- сост. Ю.В. Науменко.- М.: Издательство «Глобус», 2009
Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н. Черненко.- Волгоград, 2007
Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова.- Волгоград: Учитель, 2009
Мечнинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. – М.: Вентана – Граф, 2010
Педагогические технологии в ОП: организация и проведение методической недели / ав.-сост.О. М. Новрузова.- Волгоград: Учитель, 2010