Система работы по здоровьесбережению как одному из условий повышения эффективности образовательного процесса младших школьников

Система работы по здоровьесбережению как одному из условий повышения эффективности образовательного процесса
младших школьников

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел 15 «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
Цели программы:
создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально - технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе, с учетом особенностей состояния здоровья, участников образовательного процесса.
Задачи программы:
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся;
развитие психолого – медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния обучающихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
3. Функции различных категорий работников школы
1.Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление обучающихся специальной медицинской группы.
2.Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация и контроль уроков, коррекционных занятий с различными специалистами;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация и проведение диагностик психических процессов и психологического состояния школьников.
организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ПДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
Участники программы:
обучающиеся
педагогическое сообщество
родители.

Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный (1 год):
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий;
курс лекций для педагогов.
2 этап – апробационный (1 год):
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий;
анализ уровня заболеваемости, диагностика психических процессов и
психологических особенностей обучающихся;
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности.
Модель личности ученика.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника начальной школы
- усвоение программного материала за курс начальной школы
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
- владение основами личной гигиены и здорового образа жизни;
- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

Ожидаемые конечные результаты программы:
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности
педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Базовыми компонентами на всех уровнях являются:
формирование усвоения основ образовательной программы за курс начальной школы;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

8. Методы контроля над реализацией программы:
обучение педагогов;
проведение заседаний Методического совета школы;
посещение и взаимопосещение уроков, коррекционных занятий с логопедом, психологом;
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья учащихся физического развития и психологического климата в школе.
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению, степени развития самооценки обучающихся, их уровне школьной тревожности;
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.

9. Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток и утренней гимнастики;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу:
обязательное медицинское обследование и дальнейший мониторинг состояния здоровья обучающихся;
принятие кислородных коктейлей

Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ритмики, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической
службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной дятльности к формированию здорового образа жизни обучающихся;
широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за психическими процессами и психологическим состоянием здоровья обучающихся;
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями, внеурочная деятельность.
10. Образовательные технологии:
здоровьесберегающие медицинские технологии;
здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

11. Реализация основных направлений программы:
1. Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7. Обеспечение каждого обучающегося 2-х разовым горячим питанием в столовой.
8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9. Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочной деятельности в спортивных секциях, действующих в школе и вне.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
12. Обучение обучающихся оказанию первой медицинской помощи.

12. Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:
организация работы спортивных секций, кружков, проведение дополнительных уроков физической культуры, ритмики;
утренняя гимнастика, динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья, дни туризма;
физкультурные минутки на уроках для обучающихся;
организация работы при школе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
3. Урочная и внеурочная деятельность:
открытые уроки всех специалистов;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

13. План деятельности по реализации программы
№ Мероприятия

Ответственные исполнители
Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.Медицинское направление.
1.1. Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
-выявление обучающихся специальной медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.
врач школы

ежегодно

Медицинские карты, листы здоровья в классных
журналах



1.2.Проведение диспансеризации обучающимся школы.
врач школы
ежегодно



1.3.Проведение медицинского осмотра обучающихся.
врач школы

ежегодно

план
медосмотров

1.4.Медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья.
врач школы

ежегодно

план
медосмотров

1.5.Обеспечение и организация профилактических прививок обучающихся.
врач школы

ежегодно

план прививок


1.6.Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
врач школы

ежегодно


классные
журналы


1.7.Анализ случаев травматизма в школе.
врач,
зам. дир.
ежегодно

материалы
отчетов

1.8.Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
врач,
зам.дир
ежегодно

материалы
отчетов

1.9.Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
врач школы
ежедневно в течение года


1.10.Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
* проветривание;
* освещение;
* отопление
* вентиляция
* уборка
врач школы
учителя
зам. директора

ежедневно в течение года



1.11.Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
зам директора

ежегодно

справка по оценке расписания

1.12.Постоянный контроль за школьной столовой.
врач, директор
ежедневно в течен. года


2.Просветительское направление
2.1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
зам. директора

ежегодно
график проведения лектория

2.2.Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.
зам. директора

учебный год
тематика лектория

2.3.Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.
администрация школы

ежегодно


план работы

2.4.Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
администрация школы
ежегодно

план работы


2.5.Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»
зам. директора

протокол педсовета


2.6.Организация просветительской работы с обучающимися (лекторий, тематические классные часы и другие виды работ).
зам. директора

ежегодно


план работы



2.7.Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
зам. директора

ежегодно

план работы


2.8.Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ритмики, физической культуры, внеурочную деятельность.
учителя-предметники

в течение года

планы
уроков


2.9.Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Физическая подготовка и медицинское состояние обучающихся»
заместители директора

протокол педсовета


3.Психолого-педагогическое направление.
3.1.Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
администрация школы

ежегодно

план работы


3.2.Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей обучающихся по экспериментальным программам:
- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;
- изучение психологических
возможностей детей;
- разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией обучающихся к различным формам обучения.
психолог школы,

врач школы,

классные руководители
3 раза в год входная, промежуточная, итоговая диагностика

диагностические исследова
ния


3.3.Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.
психолог школы

ежегодно

план работы психолога


3.4.Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»
зам. директора


материалы конференции


3.5.Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
учителя-предметники

ежегодно

планы
уроков


3.6. Организация курса лекций для педагогического состава школы
приглашённый специалист

конспекты лекций

4.Спортивно-оздоровительное направление.
4.1.Организацию спортивных мероприятий.
учитель физической культуры

ежегодно

план работы


4.2.Разработка системы кружковой, внеклассной, внешкольной работы, внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся.
заместитель директора

ежегодно

план работы кружков и секций, внеурочной деятельности

4.3.Привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
заместитель директора

ежегодно

план работы



5.Диагностическое направление
5.1.Мониторинг состояния здоровья детей.
зам.дир
ежегодно

результаты мониторинга


5.2.Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».
председатель ПМПК, психолог


материалы семинара




14. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива МАОУ СОШ №59.
Мероприятия программы «Здоровье»
Администрацией ОУ

1. Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения.

2. Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса после прохождения медосмотра

3. Анализ влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний и уровень обученности.

4. Анализ дозировки учебной нагрузки:
- учебные планы;
- график контрольных работ.

5. Анализ эффективности уроков физической культуры.

6. Итоговый анализ состояния здоровья обучающихся.

1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения.
Педагогическим Советом

2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).

1.Обсуждение Программы здоровьесбережения.
Методическим объединением

2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

3.Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования.

4.Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».

5.Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом».

6.Мониторинг влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний по предметам.

1.Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.
Общешкольным родительским комитетом

2.Круглый стол «Здоровье наших детей».

3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья».

4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами.

5.Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

6. Родительская конференция

1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия обучающихся в школе. МО мониторинга здоровьесбережения

2.Комплектование полного пакета документов по реализации Программы
здоровьесбережения.

3.Подготовка памяток для обучающихся по формированию здорового образа жизни.

4.Составление рационального режима дня для обучающихся.


15. Календарный план реализации программы здоровьесбережения
на учебный год
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классам.
Организация работы кружков, секций и внеурочной деятельности.
Включение в планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
Включение в план внутришкольного контроля вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
Организация питания обучающихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах, утренней гимнастики. «Уроки чистоты».
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
Проведение мроприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Туристический поход
Входная диагностика. Анализ медицинских карт обучающихся.
Октябрь
Планирование занятости обучающихся в каникулярный период.
Подготовка классов к зиме.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий, соревнований, участие в спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Утренняя гимнастика, физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
Мониторинг по физической подготовке.
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Экскурсии.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
Промежуточная диагностика.
Анализ текущей заболеваемости
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Физкультминутки и динамические паузы.
Февраль
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
День защитника Отечества.
Соревнования по шашкам.
Физкультминутки и динамические паузы.
Март
Планирование занятости обучающихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья.
Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
Благоустройство школьной территории.
Первенство по кроссу между классами.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Май
Туристический поход
Итоговая диагностика
Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний период.
Мероприятия, посвященные дню Победы в ВОВ.
«Весёлые старты».
Проведение экскурсий на природу.
Презентация уроков чистоты.
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
15