Система работы Организация учебно-воспитательного процесса, как средство повышения качества знаний младших школьников в системе ЛОО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Реченская средняя общеобразовательная школа
имени профессора Николая Дмитриевича Колесова
Алексеевского муниципального района
Волгоградской области






Обобщение опыта работы по теме:
«Организация учебно-воспитательного процесса, как средство
повышения качества знаний младших школьников в системе ЛОО»











Работу выполнила:
Минаева Галина Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории














2012 год
х. Реченский.


Цель опыта работы:

изучить личность ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
заложить и развить в ребёнке механизмы саморазвития, самореализации, самозащиты и самовоспитания, необходимые для личностного роста.


Функции ЛОО:

гуманитарная
культуросозидательная
социалиализации


Идея опыта:

Раскрыть уникальную целостность и индивидуальность личности растущего человека, помочь ей проявиться, развиться, устоять в обществе.


Концептуальность опыта работы:

ЛОО открывает новый взгляд на решение основных вопросов педагогики «чему» и «как» учить детей в современном мире.
Учебно-воспитательный процесс – это система работы школы и учителя в частности, направленная на максимальное развитие личностных качеств каждого ребёнка, создание предметно-нравственной среды, стимулирующей познавательную, коммуникативную, игровую и физическую активность ребёнка.





Актуальность опыта работы:

ЛОО-это гуманистически ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса на создание условий для самореализации, творческого самовыражения, культурного роста и гражданской зрелости, организует движение ребёнка по ступеням личностного становления, ориентируемое на его психофизические и интеллектуальные особенности, должна учить толерантности к другим людям, культурам и верованиям.



Прогнозируемые конечные результаты:

Повышение мотивации обучаемых к учению и уровню обученности.
Устойчивые положительные результаты в обучении.
Сформированность нравственного, познавательно- коммуникативного и художественно- физического потенциала личности младшего школьника.
Умение анализировать и строить логические рассуждения.
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения учебной задачи.
Обладать творческим воображением, создавать свои образы.
Участие в различных конкурсах.
Умение осуществлять рефлексию.











Сущность опыта.

Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям, и я считаю наиболее приоритетной среди них ЛОО. В центре учебно-воспитательного процесса находится ребёнок, как субъект познания, а сам процесс- учебник жизни, инструмент преодоления жизненных проблем и личностного роста. Наша школа уже давно работает по реализации системы ЛОО. Ориентируясь на цель образовательного учреждения, я строю свою профессиональную деятельность, стараясь реализовать идеи ЛОО в начальной школе. Считаю, что именно данное направление поможет успешному введению и реализации ФГОС II поколения.
Я, как педагог- организатор учебно-воспитательного процесса, стараюсь создать условия для самореализации и самоутверждения детей, что способствует их творческой активности, культурному росту и гражданской зрелости.
На мой взгляд, организация учебно-воспитательного процесса должна носить целостный характер: воспитание, обучение и развитие осуществляется в единой ЛО системе, которая направляет современный учебно-воспитательный процесс на развитие, обновление, что требует нового подхода к его организации и к соответствующей подготовке учителя. Чтобы выполнить социальный заказ общества, учитель должен быть в постоянном творческом поиске, самообразовываться, учиться всему новому и интересному. Можно представить себе учителя, который бы хотел плохо учить детей? Нельзя! Невозможно! И я не являюсь исключением. Я хочу быть хорошим учителем и стараюсь использовать для достижения своей цели различные возможности:
изучаю нормативно- правовые документы, учебную и методическую литературу по предметам начальной школы;
передовой инновационный опыт коллег;
специальную методическую литературу по психологии;
регулярно прохожу курсы повышения квалификации;
активно участвую в работе педагогических советов, школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов;
участвую в конференциях, научно-теоретических и практических семинарах различного уровня;
совершенствую методику проведения уроков, внеклассных мероприятий, работы с родителями;
поддерживаю кабинет в рабочем состоянии,
изучаю и применяю ИКТ в учебной и воспитательной деятельности;
делюсь с коллегами опытом, обмениваюсь необычными и интересными педагогическими находками;
создаю методическую копилку, как на бумажных, так и на электронных носителях.

Средствами реализации ЛОО является учебная деятельность и воспитательная работа. Их содержание, структура, дидактическая и методическая системы, современные педагогические технологии, направленные на освоение ребёнком учебной деятельности формируют и развивают универсальные учебные действия.
Всё вышеперечисленное позволяет мне строить учебно-воспитательный процесс по системе ЛОО.
Учебная деятельность в системе ЛОО опирается на 3 блока:
Мотивационно-ориентировочный
Содержательно-организационный
Оценочно- результативный.
По каждому из этих блоков я обязательно продумываю и планирую свою работу и деятельность учащихся.
Я стараюсь научить обучающихся:
- добывать знания в процессе поисковой деятельности,
- очень часто даю им возможность сделать это самостоятельно,
- творчески решать учебную задачу,
- учу контролировать и оценивать свои знания,
- обнаруживать и фиксировать недостатки,
- уметь осуществлять рефлексию.


· Урок в системе ЛОО имеет свои характерные особенности: по целеполаганию, по деятельности, как учителя, так и ученика, по отношению ученик - учитель. А значит, и критерии урока имеют характерные особенности:
наличие плана урока в зависимости от готовности класса,
использование проблемных творческих задач,
создание положительного эмоционального настроя,
использование дифференцированных и проектных методов работы,
использование игровых и компьютерных технологий
стимулирование учебной деятельности учащихся,
применение знаний, позволяющих уч-ся самим выбирать необходимый материал,
мотивированная оценка деятельности ученика, анализ его рассуждений.
проведение аргументированной рефлексии,
подробное объяснение домашнего задания.
Свои уроки строю разнообразно, интересно, часто не совсем обычно, вовлекая учащихся в активный учебный процесс, создаю проблемные ситуации, даю дифференцированные задания с учётом уровня знаний ребят, их способностей, развиваю мышление, умение выражать и отстаивать своё мнение. Провожу уроки нестандартных форм: уроки- путешествия, игры, экскурсии, КВН, выставки, концерты и другие. Всё это позволяет создать благоприятную образовательную среду и сформировать у детей целостную систему универсальных учебных действий.
Обучение носит воспитывающий характер, соответственно, воспитательную работу я строю по следующим направлениям:
непосредственное воздействие на обучающихся: (изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей развития ребёнка, его интересов и ближайшего окружения). Регулярно посещаю семьи учащихся на дому, провожу анкетирование родителей.
планирование воспитательного воздействия, (при составлении плана воспитательной работы учитываю пожелания детей и родителей).
реализация системы методов и форм индивидуальной работы осуществляется в ходе проведения внеклассных мероприятий.

Воспитательную деятельность в своих классах я реализовываю через приоритетные направления:
нравственно- патриотическое по теме «Священная война»,
здоровьесберегающее по теме «Здоровье- это здорово»,
экологическое по теме «Природа и человек»,
нравственно- эстетическое по теме «Я-созидатель»,
социально- нравственное по теме « Человек - звучит гордо».
Работа с родителями - неотъемлемая составляющая успеха моей работы, как классного руководителя.
В течение учебного года я постоянно стараюсь включать родителей в процесс через родительские собрания, коллективные внеклассные мероприятия, анкетирование и другие формы работы: различные праздники творчества, конкурсы мастерства, тематические праздничные утренники, экскурсии, походы, дни здоровья, беседы и т.д.
Эта целенаправленная работа способствует тесной взаимосвязи семьи и школы, повышению роли родителей в учебно-воспитательном процессе. За долгие годы работы у меня сложилась определённая модель сотрудничества семьи и школы: УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛИ-УЧЕНИК.

Результатом успешной деятельности учебно-воспитательного процесса должна стать личность ребёнка:
здоровая физически, социально и духовно - нравственно,
способная находить правильный выход из ситуации,
осуществлять поисковую деятельность,
проводить исследования и рефлексию деятельности,
личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры,
личность, руководствующаяся в своей жизни общечеловеческими понятиями и нормами морали,
личность, способную к самостоятельному выбору любого вида деятельности.

Хорошо продуманная и правильно спланированная и организованная система учебно-воспитательного процесса приносит плодотворные результаты и обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого ребёнка.



Результативность системы работы:

Использование системы ЛОО позволило:
повысить учебную мотивацию учащихся, они активны на уроках, улучшилось качество знаний,
выработать устойчивый интерес к учению, самовыражению и самореализации.

Дети умеют высказать своё мнение и аргументировать его
развивать у детей инициативность, самостоятельность, повышать познавательную активность. Ученики научились пользоваться дополнительной справочной литературой, умеют находить информацию в Интернете и правильно её использовать в своей работе.
формировать у ребят коммуникативные умения и социальные навыки. Ребята умеют работать индивидуально, в парах и группах.
развивать творческий потенциал ребят. Они пытаются сочинять стихи, частушки, загадки, составляют вопросы к викторинам. Стихи Кузьминой Вари печатались в газете «Кладенки».
Отмечаются устойчивые положительные результаты в обучении. Успеваемость за последние 5 лет составляет 100%, качество знаний 35,4% - 55,6%. Учащиеся умеют выполнять рефлексию, анализировать свои недостатки и преимущества.
Ученики моих классов с удовольствием участвовали в межрегиональном конкурсе «Зимние интеллектуальные игры», во Всероссийской викторине «Эрудит». Пикулева В., Кузьмина В., Сысоева В. и Глушкова Н. имеют сертификаты за участие.
Принимают активное участие в общественной жизни класса, школы, района, села и за это награждены грамотами РОО, районного Отдела Культуры, сельского ДК, родной школы.
У большинства детей появилась потребность в самостоятельной творческой деятельности. Они участвуют в реализации проектов: «И помнит мир спасённый», «Природа милая моя», «Здоровье - это здорово».

Опытом своей работы и его результатами я неоднократно делилась с коллегами на заседаниях педагогических советов, школьных и районных методических объединениях.


15