Доклад Проблемная ситуация как способ активизации познавательной деятельности на уроках Искусства


Муниципальное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым
«Школа-гимназия «№6»

Проблемная ситуация
как средство активизации познавательной деятельности
обучающихся на уроках Искусства


Выполнила: Дейнека
Надежда Владимировна
учитель ИЗО, Искусства, МХК
МОУ «Школа-гимназия «№6»
Город Джанкой
ДОКЛАД
Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроках Искусства

Актуальность исследования. Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно - потребностную сферу ребенка. Ученики не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу.
Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приёмов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.
Все сказанное обусловило выбор моей темы «Использование проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках Искусства».
СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
И так, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
В педагогической литературе существует несколько определений этого явления:
- В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний»;
- Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые существенные черты научного познания;
- И.Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы»;
- Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач;
- М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Остановлюсь на проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация может быть различной:
По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.
По уровню проблемности:
возникающие независимо от приемов;
вызываемая и разрешаемая учителем;
вызываемая учителем, разрешаемая учеником;
самостоятельное формирование проблемы и ее решение.
По виду рассогласования информации: неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности.
По методическим особенностям: непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемные демонстрации, игровые проблемные ситуации, исследовательская лабораторная работа, проблемный фронтальный эксперимент, мысленный проблемный эксперимент, проблемное решение задач, проблемные задания.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
СХЕМА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Новые ЗУН, СУД
-114300207645
Информация Решение проблемы

Поиск
Помощь Проблема (осознание Новые ЗУН
неизвестного) развитие СУФ
5029200135255 Анализ
Педагогическая Психологическая проблемная
проблемная ситуация ситуация
На своих уроках стараюсь создавать проблемные ситуации, направляю учащихся на их решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением для меня состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ К УРОКУ
1.Определить тему урока
По тематическому планированию определить тему урока, которая в ряде случаев может стать учебной проблемой.
2. Уяснить новое знание и его тип (понятие, правило, вычислительный приём, способ действия).
Понятие - это выделение существенных признаков предмета. Например: задача, виды задач, виды геометрических фигур (отрезок, прямая, точка, прямоугольник и т.д.), единицы измерения величин, насекомые, млекопитающие, растениеядные и т.д.
Правило - это способ действия или вычислительный приём.
3. Осуществить отбор упражнений для актуализации знаний
Содержательная область включает в себя задания, направленные на отработку ранее изученного материала, без которого невозможно усвоение нового.
Мыслительная область содержит задания, направленные на развитие мыслительных операций учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. д.), которые потребуются на этапе «открытия» нового знания.
Опыт показывает, что, определяя количество упражнений, необходимых для актуализации знаний, важно помнить о соблюдении временных рамок этого вида работы (5-7 минут).
4.Выбрать прием создания проблемной ситуации
Выбор приёма создания проблемной ситуации осуществляется учителем по своему усмотрению.
5.Подобрать практические задания, вызывающее познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося
При подборе задания нужно исходить из того, что с познавательным затруднением должен столкнуться каждый ребёнок лично сам, а не просто наблюдал, как это происходит у других.
6.Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации:
к осознанию противоречия (суть возникшего затруднения).
Например: вопрос для раздумий формируется словами:
Как ты думаешь...
Выскажи свое мнение...
Какие есть идеи?
Как эту мысль проверить?
Какие еще будут догадки?
Кто думает иначе?
Диалог МЫ
Вы можете выполнить задание?
В чём затруднен
Диалог №2
-Вы смогли выполнить задание?
-Почему не получается?
-Чем это задание не похоже на предыдущее?
Диалог №3
Что вы хотели сделать?
Какие знания применили?
Задание выполнено?
к формулированию проблемы:
(тема урока, вопроса для исследования)
Какой возникает вопрос?
Какова же будет тема урока?
Проблемная ситуация специально создается мною путём применения особых методических приемов:
подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
сталкиваю противоречия практической деятельности;
излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
определяю проблемные теоретические и практические задания;
ставлю проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Как было сказано выше, проблемные ситуации различны. В своей практике я использую следующие проблемные ситуации.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
«Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В. А. Сухомлинский
Урок родился около четырехсот лет назад. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, необходимо прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого нужно помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Добиться этого можно, используя на уроках проблемные ситуации.
Как известно, одним из видов проблемного обучения является художественное творчество. Поэтому, прежде чем говорить об использовании проблемного обучения на уроках изобразительного искусства, целесообразно напомнить сущность творчества вообще и художественного, в частности.
В философии творчество понимается как создание нового, принимаемого в определенной ситуации как нужное и полезное. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности.
Правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им, так как это – не только акт озарения и интуиции, но и результат знаний о способах действия. Таким образом, в процессе учебной творческой деятельности мы формируем не творчество само по себе, а способность к творчеству – умение видеть необычное в обычном, анализировать события, неординарно мыслить, умение ставить перед собой задачи.В нашем случае речь идет о художественных способностях, условием развития которых является включенность учащихся в художественную деятельность, т.е. в процесс создания рисунка, изделия и т.д. Творческой деятельностью на уроках изобразительного искусства является создание оригинального продукта (рисунка, изделия и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению задачи.
Те или иные качества творческой личности мы рассматриваем и развиваем в контексте трех процессов:
эмоциональное восприятие мира и искусства, накопление чувственного опыта;
интеллектуальная переработка информации;
воплощение пережитого в собственной творческой деятельности.
В связи с этим в развитии художественно-творческих способностей можно выделить следующие основные направления:
Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).
Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству (воспитание чувств).
Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел (самоактуализация личности через изобразительную деятельность).
Разделение — это условно, так как развитие комплекса способностей происходит целостно, все направления «работают» одновременно.
Остановимся на некоторых особенностях использования проблемного обучения на каждом из этих направлений.
1. Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).
В обучении школьников изобразительной грамоте мною используется система учебно-творческих заданий, которые направлены на формирование и развитие специальных качеств, таких как: чувство линии, чувство пропорций, чувство формы и объема, чувство светотени, чувство ритма, чувство колорита. В данном случае на разных этапах освоения учебного материала и в разных возрастных группах целесообразно сочетать использование как репродуктивных, так и проблемных задач различных уровней сложности. Приведём варианты таких проблемных задач.
В процессе знакомства с приемами выявления объема предметов перед учащимися стоит задача: изобразить два бытовых предмета различной формы, выявить объем с помощью штриховки. Условие: использовать графический материал - карандаш. Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета.
Педагогической целью решения данной задачи является развитие воображения, умения анализировать, наблюдать. Задача используется в качестве предварительного задания на уроке, предшествуя объяснению нового материала, не вызывая на первый взгляд затруднений. Но в процессе выполнения рисунка, учащиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи: штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму круглого предмета (шара, чашки, вазы). Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы с применением метода сравнений и аналогий: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, учащиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия. Таким образом, учащиеся получают знания о новых способах действия.
Можно утверждать, что данный тип задач является проблемным, так как в их структуре два обязательных компонента – условия, известные учащимся (приемы работы графическим материалом, способы выявления объема предметов с помощью штриховки прямыми линиями), неизвестное, искомое (выбор способов выполнения штриховки в зависимости от формы предметов). Приведенный выше тип учебно-творческих заданий используется при изучении нового материала, его закреплении, отработке навыков. Приведем пример решения проблемных практических задач контролирующего характера.
Задача: выполнить конструктивный рисунок бытового предмета (на выбор). 
Предлагается три уровня сложности:
Задание практически не содержит неизвестного, предполагает копирование готового рисунка, для выполнения которого необходимо применить изученные ранее правила и последовательность изображения. Задание репродуктивного характера.
Учащимся предлагается нарисовать бытовой предмет, самостоятельно применив необходимые линии построения. Неизвестным является выбор способа действия – последовательность выполнения построений формы предмета, применения правил изображения. Характер задания можно определить, как частично-поисковый.
Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера.
Общим для всех трех вариантов задания является контроль уровня овладения правилами выполнения конструктивного рисунка предмета, а также диагностика уровня развития творческих способностей. Приведенные выше примеры проблемных ситуаций по классификации А.М.Матюшкина относятся к классу практических, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Проблемные ситуации такого рода чаще всего используются в процессе обучения изобразительной грамоте.
В некоторых случаях, когда овладение практическими навыками сопровождается усвоением каких-либо закономерностей, теоретических положений, используются проблемные ситуации другого класса – такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет) действия. А.М.Матюшкин характеризует данный класс проблемных ситуаций как теоретический. Например, перед учащимися стоит задача – исследовать цветовое решение натюрмортов различного эмоционального звучания. Педагогической целью является установление зависимости цветового решения натюрморта от условий освещения. Для работы предлагаются репродукции работ различных художников. В данном случае в основе проблемной ситуации лежит противоречие между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. В процессе анализа картин учащиеся приходят к осознанию закономерностей в передаче цвета предметов – зависимость цвета предметов от освещения естественного и искусственного.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству (воспитание чувств).
Возможно в процессе различных видов деятельности – как при выполнении собственных творческих работ, так и в процессе общения с произведениями искусства. Особое значение при этом приобретает умение понимать искусство, постигать образный смысл художественного произведения.
Научить понимать смысл художественного произведения невозможно, если применять традиционные методы обучения, заимствованные из общей дидактики. Поэтому становится единственно правильным использование принципов и методов художественной педагогики, в основе которых – творческий процесс, поиск, некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему. В этом случае главной целью становится не научение, а побуждение к действию. Особое значение при этом имеет использование методов художественной педагогики, среди которых: интонационный анализ художественных произведений, интегрированное использование различных видов искусств, переинтонирование образа на язык смежного вида искусства, метод творческих заданий, художественного тренинга.
3. Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел (самоактуализация личности через изобразительную деятельность).
Данное направление в формировании художественных способностей можно назвать собственно творческим, так как результатом, а главное показателем развития определенных качеств являются самостоятельно создаваемые учащимися оригинальные продукты – рисунок, эскиз, модель, изделие и т.д. Основной задачей этого направления является знакомство с этапами и компонентами творческого процесса, его закономерностями, а также практическое обучение умению воплощать замысел в собственной творческой работе.
Создание любой творческой тематической композиции представляет собой проблемную задачу, в которой можно выделить несколько подзадач – отбор материала (первоначальное художественное накопление), эскизное решение, поиск художественных средств и т.д. Успешное решение данных задач определяется умением ставить перед собой вопросы, формулировать цели работы на каждом этапе, знать способы их достижения. Решение данных задач осуществляется на всех этапах обучения изобразительному искусству, в разных возрастных группах.
Приведем конкретный пример. Выполнение любой тематической композиции предваряется обучением составлению плана рисунка – планирование последовательности действий, этапов выполнения рисунка. Общая схема работы над творческой композицией выглядит примерно так: РИСУНОК = ТЕМА+ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ+ДЕТАЛИ+ЦВЕТ. При этом каждый этап работы учащиеся наполняют конкретным содержанием, соответствующим теме творческой работы. Следует отметить, что в процессе создания таких схем-алгоритмов, учащиеся также проявляют творчество, предлагая различные варианты построения схем, отражая в них возможные неудачи и трудности работы.
При знакомстве со структурой творческого процесса целесообразно использовать не только упражнения на составление плана собственного рисунка, но и анализировать произведения искусства с точки зрения решения художественных задач – составлять план рисунка конкретной картины. Например, задача может быть сформулирована так: Опишите процесс работы художника В. Серова над портретом актрисы Ермоловой, предложив свою схему плана рисунка.
Таким образом, проблемное обучение является одним из эффективных средств в формировании и развитии художественно-творческих способностей. Методы организации решения проблемных задач применимы и к художественной деятельности. Наиболее широко используются эвристическая беседа и исследовательский метод.
Наряду с методами, заимствованными из общей дидактики, в развитии художественно-творческих способностей используются принципы и методы художественной педагогики, которые по своей сути также относятся к проблемному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и я должна создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
Как показала практика, организация такой технологии, как создание проблемной ситуации, способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Также проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Компьютеризация современного мира предъявляет новые требования к умениям и навыкам школьников. Поэтому подавляющее большинство уроков данной программы построены с учетом использования проблемно-диалогической технологии, ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Итак, проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.


Приложение № 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
(А.М.Матюшкин)
По интересности (мотивации) содержания:
новое содержание;
необычность взгляда на старое;
связь с жизнью;
связь с практической деятельностью учащихся;
связь с современностью;
связь с историей;
связь с будущим.
По характеру неизвестного X:
X — цель;X — объект деятельности;
X — способ деятельности;
X — условие выполнение деятельности.
По уровню проблемности:
возникающие независимо от приемов;
вызываемые и разрешаемые учителем;
вызываемые учителем, разрешаемые учеником;
самостоятельное формирование проблемы и решения.
По виду рассогласования информации:
неожиданность;
конфликт;
предложение;
опровержение;
несоответствие;
неопределенность.
По методическим особенностям:
непреднамеренные;
эвристическая беседа;
проблемное изложение;
проблемная демонстрация;
проблемный фронтальный эксперимент;
мысленный проблемный эксперимент;
проблемное решение задач;
проблемные задания;
игровые проблемные ситуации;
исследовательские лабораторные работы.
По типу действий, требующихся для решения:
выбор;
принятие решения;
сравнение;
сопоставление;
установление связи;
устранение рассогласованности;
изменение взгляда на вещи;
экспериментальная проба;
поиск;
исследование;
творческий подход.
Приложение № 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
«Постановка и разрешение проблемной ситуации»
(М.Н. Скаткин)
Постановка педагогической проблемной ситуации, направлениеучащихся на восприятие её проявления, организация появления уребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
Перевод педагогически организованной проблемной ситуации впсихологическую: состояние вопроса — начало активного поискаответа на него, осознание сущности противоречия, формулировканеизвестного (на этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы).
3.Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместнос учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяютразличные гипотезы, привлекают дополнительную информацию
(учитель оказывает необходимую помощь в зоне ближайшего развития).
Появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
Реализация найденного решения в форме материального или духовногопродукта.
Отслеживание (контроль) отдельных результатов обучения.