Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 1 класса



Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
На заседании
методического совета
МАОУ СОШ № 23
г. Липецка Протокол № 1
от 29.08.2014 года СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
__________ Г.В. Зыкова
29.08.2014 года УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
№ 262 от 29.08.2014 года
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
для учащихся 1А класса
на 2014 – 2015 учебный год
Разработчик рабочей программы к УМК
под редакцией Т.М. Андриановой, Э.Э. Кац,
Боева О.В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка, требованиям к оснащению образовательного процесса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительная записка;
содержание рабочей программы;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
учебно-тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся (выпускников);
перечень объектов и средств материально-технического обеспечения;
приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану).
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Нормативно-правовые документы
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»»;
письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 № ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;
основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка;
положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования;
приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о программе
Программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Обоснования выбора программы
Предмет «Окружающий мир» представляет собой один из базовых курсов образовательной области «Обществознание и естествознание».
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школыи курсом внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании».В авторскую программу внесены изменения
В результате изучения данного предмета ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране.
Определение места и роли предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю).
В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица 3) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение контрольных, практических работ.
В приложении №1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Форма организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий:
Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
Дифференцированные задания — предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
Интеллектуальный марафон — задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.
Творческие задания — направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
Работа в паре — задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому учащемуся высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
Проекты. В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта обучающегося.
Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение личностно - деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Механизмы формирования ключевых компетенций
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Виды и формы контроля
Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы:
Таблица 1 – Виды и формы текущего и переводного контроля
Текущий контроль - устный опрос;
- графическая работа;
- доклад;
- творческая работа;
- посещение уроков по программам наблюдения;
- диагностическая работа
Промежуточная
аттестация - метапредметная диагностическая работа
Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.
С целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации и в соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на демонстрацию динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом оценивании учащихся.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 1 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранногопроекта.
Информация об используемом учебнике
1. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир», Издательство Аст. «Астрель», 2011.
2. Г.Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир». Методическое пособие.
3. Сборник «Времена года» - М, «Просвещение».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Таблица 2 – Содержание рабочей программы
№ Тема урока Знать Уметь
Пришла пора учиться – 13 ч.
1 Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твоё имя.
Ты учишься в школе.
Устройство школьного здания. Занятия в школе.
Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.
Во дворе школы.
Устройство школьного двора. Дорога в школу.
Основные правила безопасного поведения на улице.
Твой распорядок Понятие – «окружающий мир»; свое имя и имена близких; правила поведения в школе, во дворе школы; ядовитые грибы; дорогу в школу; правила дорожного движения; понятие «распорядок дня»; признаки осени; понятие«перелетные птицы» Называть предметы окружающего мира; описывать и называть явления природы;
анализировать материал учебника и соотносить с реальными предметами; уметь выполнять правила безопасного движения из школы до дома; планировать свой день; сравнивать признаки разных времен года
Человек - 13 ч.
2 Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый.
Основные особенности каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир.
Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены.
Осанка.
Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им.
Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека Понятия «органы чувств»; части тела человека; гигиенические правила; культура питания; виды одежды и уход за ней; виды спорта;
Иметь представления о видах болезней Называть части тела человека; проводить простейшие наблюдения за своим организмом;
составлять меню завтрака, обеда и ужина; делить продукты на группы; выбирать одежду по сезону и ухаживать за ней; выполнять правила гигиены
Природа в жизни человека - 20 ч.
3 Природа живая и неживая. Явления природы.
Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах.
Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных.
Где живут животные.
Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни.
Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга Понятия «живая и неживая природа»; где человек встречается с водой и ее чудесные превращения; характеристику воздуха; признаки зимы; понятие «растение», части растения; понятие «дерево и кустарник»; понятия «культурные и дикорастущие» растения; ядовитые растения; условия развития растения; названия комнатных растений; знать группы животных;дикие и домашние животные; роль природы в жизни человека; что такое Красная книга Называть объекты живой и неживой природы; использовать воду; выполнять правила поведения в природе; называть месяцы года по порядку; называть части растения, различать растения по форме; различать дикое и культурное растение; определять ядовитые растения и грибы; ухаживать за комнатными растениями; классифицировать животных на группы; называть домашних животных и условия их жизни; анализировать деятельность человека в жизни природы
Человек среди людей - 17 ч.
4 Наша страна — Россия.
Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес.
Общее представление о городе и селе.
Как строят дома.
Семья, её состав.
Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи.
Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей.
Отдых в семье.
Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом Понятия «герб, флаг, гимн»; столица России; понятия «город и поселок»; названия дней недели; семейные традиции и праздники; признаки весны; правила безопасного поведения; правила вежливости; виды транспорта; признаки летаОпределять символы России и рассказать о них; главные достопримечательности столицы; определять названия населенных пунктов; описывать свою комнату; называть близких родственников, их профессии; рассказать о выходном дне твоей семьи; выполнять правила безопасного поведения; применять правила вежливости; называть виды транспорта
Резерв – 3 ч. Итого 33 недели – 66 часов ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 3 - Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
1 Пришла пора учиться 13 ч.
2 Человек 13 ч.
3 Природа в жизни человека 20 ч.
4 Человек среди людей 17 ч.
5 Резерв 3 ч.
66 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
роль руки и слов в общении;
роль опыта – как источника благосостояния людей;
что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
что такое общение и какова его роль в жизни человека;
что такое город;
основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
основные черты сходства и различий растений и животных;
основные группы домашних животных и растений;
отличительные особенности человека от животных;
элементарные сведения о строении человека;
правила поведения в природе;
основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
пользоваться словами, указывающими направление и время;
наблюдать, делать умозаключения;
пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
различать профессии людей;
различать природные богатства, живые и неживые;
различать растения и животных;
приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
оценивать правильность поведения в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, хрестоматии и т. п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир (лото, игры-путешествия и пр.).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам:«Дом», «Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин», и др.).
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
Оборудование класса
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
Приложение к рабочей программе
учебного предмета «Окружающий мир»
на 2014/2015 учебный год для 1А класса
Календарно-тематический план
Таблица 4 – Календарно-тематический план
№ Тема урока
Кол-во часов
Форма урока Планируемые результаты Виды и формы
контроля
Информационное сопровождение Дата проведения


Освоение предметных знаний (базовые понятия) УУД (личностные и метапредметные результаты) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
«Пришла пора учиться» 13 ч.
1 Вводный урок. «Что такое окружающий мир» 1 Комбинированный Знакомство с учебником. Формирования представления об информационном пространстве ученика Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры);
- работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на заданную тему
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное
Личностные УУД :
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее)
Устный опрос Учебник 02.09
2 Наиболее безопасный путь в школу и домой.
Ты и твоё имя 1 Комбинированный Знакомство друг с другом. Новый статус ребёнка: «Я – ученик, школьник» Текущий устный опрос Учебник 05.09
3 Твоя школа 1 урок-экскурсия Познакомить с устройством здания школы, правилами поведения школы
Наблюдение, устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 09.09
4 Правила безопасного поведения в школе.
Твоя школа 1 Комбинированный Знакомство с помещениями школы и правила поведения в них. Формировать представление о профессиях работников школы Текущий устный опрос Учебник 12.09
5 Во дворе школы 1 урок-экскурсия Знакомство с планировкой школьного двора и правила поведения в нём Наблюдение, устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 16.09
6 Профилактика опасных ситуаций.
Во дворе школы 1 Комбинированный Знакомство с планировкой школьного двора и правила поведения в нём. Воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора Текущий устный опрос Учебник 19.09
7 Вот и лето прошло 1 Комбинированный Знакомство с сезонными изменениями в природе Наблюдение, устный опрос Учебник 23.09
8 Экскурсия «Вот и лето прошло» 1 урок-экскурсия Знакомство с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасногоТекущий устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 26.09
9 Дорога в школу.
Правила дорожного движения 1 Комбинированный Изучение правил дорожного движения. Учить ориентировке в пространстве Наблюдение,
устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 30.09
10 Дорога в школу 1 Комбинированный Отрабатывать правила дорожного движения, познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении правил; развивать творческие способности Текущий фронтальный опрос Учебник 03.10
11 Твой распорядок дня. Как себя вести, когда ты дома один 1 Комбинированный Формирование понятия – утро, день, вечер, ночь. Знакомство с распорядком дня Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 14.10
12 Осень 1 Комбинированный Показать красоту осенней природы, продолжить знакомить с осенними изменениями в природе, учить работать в парах
Наблюдение,
устный опрос Учебник 17.10
13 Осень. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме 1 Комбинированный Продолжать знакомить детей с осенними изменениями. Узнавание, соотнесение, сравнение, классифицирование растений, животных. Текущий устный опрос Учебник 21.10
«Человек» 13 ч.
14 Как ты рос 1 Комбинированный Знакомство с основными возрастными периодами жизни человека Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах)
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Личностные УУД :
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее)
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении)
Текущий Учебник 24.10
15 Как ты воспринимаешь мир. Где можно играть и где нельзя 1 Комбинированный Значение органов чувств в жизни человека. Знать органы чувств и их значение. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены Текущий устный опрос Учебник 28.10
16 Как ты воспринимаешь мир 1 Комбинированный Наши помощники – органы чувств. Знать органы чувств (глаза, шея, туловище, руки, ноги). Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены Наблюдение. Устный опрос Учебник 31.10
17 Твоё тело. Правила безопасного поведения в школе 1 Комбинированный Знакомство с внешнем строением человека, с отделами тела и их основными частями. Значение осанки. Знать основные части тела Текущий устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 07.11
18 Как ты питаешься 1 Комбинированный Здоровье и питание. Понимание значения правильного питания в жизни человека. Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 11.11
19 Твоя одежда. Температура окружающего воздуха, её влияние на здоровье человека 1 Комбинированный Три аспекта значения одежды для человека. Значение соответствия одежды профессии, роду занятий Наблюдение. Устный опрос Учебник 14.11
20 Твоя одежда 1 Комбинированный Назначение одежды. Необходимость её соответствия профессии, роду занятий Текущий устный опрос Учебник 18.11
21 Будь здоров! Причины детского дорожно-транспортного травматизма 1
Комбинированный
Соблюдение основных гигиенических правил. Сравнение понятий здоровье – болезнь. Причины инфекционных заболеваний Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 25.11
22 Будь здоров! 1 Комбинированный Обсуждение правил организации труда и отдыха Текущий устный опрос Учебник 28.11
23 Твоё настроение. Причины детского дорожно-транспортного травматизма 1 Комбинированный Эмоциональное состояния человека и его изменение в зависимости от ситуации. Знать виды эмоционального состояния Наблюдение. Устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 02.12
24 Твоё настроение
1 Комбинированный Эмоции человека. Элементарные приёмы управления своими эмоциями
Наблюдение. Устный опрос Учебник 05.12
25 Будь внимательным! Наиболее безопасный путь домой 1 Комбинированный Значение внимания и памяти в жизни человека. Знать о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены Текущий устный опрос Учебник 09.12
26 Будь внимательным! 1 Комбинированный Роль игры в развитии внимания и памяти. Знать о здоровом образе жизни Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 12.12
«Природа в жизни человека» - 20 ч.
27 «Полна природа удивления». Температура окружающего воздуха 1 Комбинированный Дать представление и живой и не живой природе, явлениях природы. Эмоциональное воздействие природы на человека
Личностные УУД :
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее)
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении)
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах)
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении)
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах)
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры)
Личностные УУД :
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее)
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Наблюдение, устный опрос Учебник 16.12
28 Вода и воздух. Электричество и газ как источники возможной опасности 1 Комбинированный Дать представление и живой и не живой природе, явлениях природы, о воздухе и воде Наблюдение, устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 19.12
29 Зима
1 Комбинированный Знакомство с зимними явлениями в природе Наблюдение, устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 23.12
30 Зима. Осторожно, гололед! 1 Комбинированный Уточнить и систематизировать представления детей
Текущий устный опрос Учебник 26.12
31 Времена года 1 Комбинированный Обобщение и систематизация знаний детей о сезонных явлениях в природе Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 30.12
32 Как устроено растение. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности 1 Комбинированный Понимание обобщённого представления «растение» - живое существо, внешнее строение растения, его части. Текущий устный опрос Учебник 13.01
33 Как устроено растение 1 Комбинированный Понимание обобщённого представления «растение» - живое существо, внешнее строение растения, его части Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 16.01
34 Деревья, кустарники, травы. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми 1 Комбинированный Знакомство с существенными признаками жизненных форм растений, основные признаки. Знать отличительные признаки деревьев, кустарников, трав Текущий устный опрос Учебник 20.01
35 Деревья, кустарники, травы 1 Комбинированный Дикорастущие и культурные растения леса и луга, сада и огорода
Текущий устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 23.01
36 Как развивается растение. Мы - пассажиры, обязанности пассажира 1 Комбинированный Дать представление о разнообразии семян растений, развитие растений из семян, выявление необходимых условий для произрастания семян
Текущий устный опрос Учебник 27.01
37 Как развивается растение 1 Комбинированный Сравнение семян отдельных плодов, сравнение растений, которые росли на свету и без света, без полива. Знать названия частей растения Текущий устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 30.01
38 Растения в нашем классе. Правила противопожарной безопасности 1 Комбинированный Дать представление о многообразии комнатных растений, знакомство с правилами ухода за ними. Знать названия частей растения Текущий устный опрос Учебник 03.02
39 Насекомые, птицы, рыбы, звери 1 Комбинированный Знакомство с разнообразием животного мира
Текущий устный опрос Учебник 06.02
40 Насекомые, птицы, рыбы, звери. Оказание первой медицинской помощи укусах насекомых 1 Комбинированный Формирование знаний об основных группах (классах), знакомство с земноводными, пресмыкающимися.
Знать названия некоторых животных Текущий устный опрос Учебник,
таблицы с наглядным материалом 10.02
41 Жизнь животных
1 Комбинированный Знакомство с основными проявлениями инстинкта – питанием, движением Текущий устный опрос Учебник 13.02
42 Жизнь животных. Правила поведения при общении с животными 1 Комбинированный Расширение знаний о местообитании животных, знакомство с различными способами передвижения Фронтальный устный опрос Учебник 24.02
43 Домашние животные 1 Комбинированный Многообразие домашних животных и их значение в жизни человека, классификация животных Текущий устный опрос Учебник 27.02
44 Домашние животные. Правила поведения при общении с животными 1 Комбинированный Значение домашних животных в жизни человека. Забота человека о домашних животных Фронтальный устный опрос Учебник 03.03
45 Береги природу, человек! 1 Комбинированный Формирование о взаимодействии человека и природы Текущий устный опрос Учебник 06.03
46 Береги природу, человек! Правила дорожного движения 1 Комбинированный Роль природы в жизни и деятельности человека, как человек помогает природе, Красная книга России, правила поведения в природе Текущий устный опрос Учебник, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы 10.03
«Человек среди людей» - 17 ч.
47 Наша Родина 1 Комбинированный Понятие – «Малая Родина». Наша страна – Россия. Народы России
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах)
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры)
Личностные УУД :
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Текущий устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 13.03
48 Наша Родина. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения 1 Комбинированный Символика страны: герб, флаг, гимн, столица. Знать герб, флаг, столицу, название страны Текущий устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 17.03
49 Наш дом 1 Комбинированный Сформировать представление о разнообразии населённых пунктов (город, посёлок, деревня, село) Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 20.03
50 Наш дом. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома 1 Комбинированный Мой дом, моя улица, мой домашний адрес, моя семья, мои родители, профессии. Знать герб, флаг, столицу, название страны, свой адрес, профессии родителей Текущий устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 24.03
51 Наши родственники 1 Комбинированный Что такое «семья», кто занимается по дому хозяйством, занятие семьи в свободное время Текущий устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 27.03
52 Наши родственники. Как вести себя, когда ты дома один? 1 Комбинированный Уметь приводить примеры видов труда людей Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 07.04
53 Хороший день 1 Комбинированный Организация выходного дня в семье Текущий устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 10.04
54 Хороший день. Профилактика опасных ситуаций 1 Комбинированный Знать виды эмоционального состояния, профессии родителей Текущий устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 14.04
55 Экскурсия в природу "Весна" 1 Комбинированный Знакомство с весенними изменениями в природе, наблюдение за растениями, за поведением птиц Наблюдение. Устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 17.04
56 Весна. Наиболее безопасный путь в школу и домой. ПДД 1 Комбинированный Весенние изменения в живой и не живой природе (таяние снега, листья на деревьях и др.) Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 21.04
57 Весна 1 Комбинированный Весенние изменения в живой и не живой природе (таяние снега, листья на деревьях и др.)
Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 24.04
58 Наша безопасность 1 Комбинированный Познакомить с опасностью в жилых помещениях (пожар), на улице, в подъезде
Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 05.05
59
60 Будем вежливы. Правила безопасного поведения в общественных местах 2 Комбинированный Этические нормы поведения в гостях, общественных местах. Знать правила поведения и манеры общения с окружающими людьми
Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 08.05
12.05
61
Промежуточная аттестация 1 Проверочный Проверить УУД за год Проверочный опрос 15.05
62 Мы едем, едем едем… 1 Комбинированный Систематизация знаний учащихся о различных видах транспорта Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 19.05
63 Скоро лето. Безопасность на воде 1 Комбинированный Обобщение знаний о «мире» и сравнение летнего отдыха детей разных стран Фронтальный устный опрос Учебник, рабочая тетрадь 22.05
64-66 Резерв 3