Методика работы по развитию умения самооценки первоклассников на уроке как средство повышения эффективности организации образовательного процесса


Методика работы по развитию умения самооценки первоклассников на уроке как средство повышения эффективности организации образовательного процесса
Кравченко Н.Г,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 г. Красноперекопск

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.
Безотметочное обучение в первом классе усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.
Очень важно научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Необходимо научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Предлагаю методику работы по развитию умения самооценки с первоклассниками. Обязательным условием этой деятельности является установление новых взаимоотношений между ребёнком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и деятельности учителя.
Правило: «Самооценка»
Работа начинается в личном еженедельнике первоклассника по правилу “Самооценка моей работы на уроке”. Работа в 1 классе ведётся на уроках обучения грамоте и математики на определённых этапах, чаще всего на актуализации знаний и самостоятельной работе.
1-шаг (на первых уроках). Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день).
Вариант объяснения учителя: На первых уроках говорю, что они теперь деловые люди, а деловой человек анализирует прожитый день: что ему удалось, а над чем ещё надо поработать. С помощью условных знаков можно оценить свои успехи. Надо подумать какими знаками условными мы будем анализировать свои успехи. Выслушиваю их предложения и подвожу (если никто не предложил) к светофору. Стой! Подожди! Иди! или смайлики (их дети чаще сами предлагают, видят в телефонах)
- Задание выполнено хорошо
- Задание выполнено с недочётами
- Задание выполнить не удалось
Сначала после завершения каждой части урока учащимся предлагаю оценить свою работу. Результат оценивания своего труда дети фиксируют с помощью цветового сигнала в листе самооценки еженедельника или в тетради. Затем в конце каждого урока (или в конце дня, на последнем уроке) на полях дети ставят определённые обозначения. Эта рефлексия станет основной для адекватной оценки своих учебных успехов.
- Наш урок (учебный день) заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ). И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) или в дневнике (объяснить где).
Если ты доволен собой, у тебя всё получалось, то рисуй улыбающееся лицо (смайлика) или зелёный кружок.
Если тебе на уроке было временами непросто, не всегда получалось, то рисуй неулыбающееся лицо или жёлтый кружок.
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо или красный кружок. Мы тебе поможем, и в следующий раз у тебя получится!
2-шаг (через 2–4 недели). Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав детям тетради с проверочными работами, веду диалог с ребятами:
Учитель Ученики
-Сейчас вы будете учиться оценивать свою работу. Откройте свою работу! Я посмотрела, и мне очень понравилось, как вы всё сделали! (УСТАНОВКА на успех! Не даю детям понять, что у кого-то лучше, а у кого-то хуже. Открывают, видят пометки и исправления учителя без отметок (значков, наклеек…)
- Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (ОБУЧЕНИЕ 1 – му шагу алгоритма самооценки) Кто-то из детей или все вместе говорят, какое было задание.
- Смотрите, каждый из вас по-своему, но хорошо сделал это задание! Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ оценку, но не отметку.
- Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? КОЛЛЕКТИВНАЯ самооценка – обучение 2 – му шагу алгоритма самооценки.
- Теперь пусть каждый сравнит, как он делал раньше (посмотрите первые свои работы). Сравнивают, отвечают.
-Видите, насколько ЛУЧШЕ у каждого стало получаться! Даётся установка на успех и на сравнение с самим собой, а не с другими. Не страшно, если не всегда эта оценка соответствует действительности.
-Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя! Например, возьмёт наклейку и наклеит, нарисует значок (лицо или зелёный кружок…) Наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель - дать каждому почувствовать себя успешным. Если кто-то выполнил работу не очень хорошо, кто-то не полностью – на данном этапе это неважно: САМООЦЕНКА чаще бывает необъективной.
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаю порядок самооценки.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 и 4. Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании. Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1 класс
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель,
что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение ответ?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чём)?
Выбираем урок для работы по развитию самооценки (один-два в день). Планируя этот урок, выбираем несложное задание, выполнение которого будем анализировать. После того как один ученик объяснил, как он выполнил задание, учитель говорит; «А теперь давай вместе оценим твой ответ!». Возможен диалог:
Учитель Ученик
1. – Какое было задание, что тебе нужно было сделать? Воспроизводит формулировку задания.
2. – Давай, сравним твой ответ и задание. Ты справился? Сравнивает и решает. – да.
- Все согласны (Вопрос классу) - Да.
3. – Правильно или с ошибкой? - Без ошибок.
4. – Сам или с чьей-то помощью? - Сам!
Затем учитель предлагает ученику наградить себя за выполненное задание: «Раз МЫ решили, что ты справился самостоятельно, награди себя: рядом с заданием в тетради или в дневнике напротив нашего урока нарисуй кружок и закрась его». (Показывает на доске). Рисует кружок (в тетради/дневнике) и закрашивает его.
Классу: «Так мы теперь будем оценивать свою работу» Во второй четверти учащиеся в листе самооценки фиксируют изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками. Для этого ввела условные обозначения:
( ) - без изменения;
( ) – улучшение результата;
( ) – ухудшение результата
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки. Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?», необходимо помочь ему увидеть ошибку (сравнивая, например, с образцом выполнения задания). Затем нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашёл у себя ошибку, не постеснялся признать это. Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!».
После этого учитель предлагает ученику поставить «отметку».
Учитель Ученик
- Как мы награждаем себя за правильно выполненное задание? - Закрашиваем кружок в дневнике или в тетради.
- Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит, закрасить кружок можешь? - Да, наверное, могу.
- Но раз ты допустил ошибку, закрашивать будешь полностью или только часть? -Только часть! (Доля закрашивания значения не имеет)
- Правильно! Это поможет тебе запомнить, какая была ошибка, чтобы снова её не допустить! Точно так же при ответе на вопрос (4), если ученик справился с заданием с чьей-то помощью (учителя, класса), он должен согласиться, что помощь была. ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно похвалить за это и предложить закрасить кружок рядом с заданием не полностью.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Далее помогаем ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием.
Учитель Ученик
1.- Какое у тебя было задание, что надо было получить? Объясняет задание.
2. – Сравни со своим ответом. Тебе удалось выполнить задание? Сравнивает и признаёт (вполне возможно, что не сразу), что цели не достиг.
- Получается, ты делал это задание, но справиться не смог? - Да.
- Ты честно признался, что не справился – не каждый способен на это! - Как же нам поступить? Закрашивать кружок можно? - Наверное, нет.
- А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? - Можно! (Рисует кружок)
- Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, подготовишься и сможешь выполнить его. У тебя обязательно получится! 6-шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему). Самооценка может производиться и при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик в тетради оценивает свою работу самостоятельно.
Алгоритм самооценки сворачивается: после просьбы оценить свой ответ, ученики формулируют: «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса».
Если самооценка ученика и мнение учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

В начале обучения наблюдается завышенная самооценка учащихся. Но, постепенно, в процессе адаптации она становится адекватной.
Таким образом, безотметочное обучение развивает объективную самооценку; целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее; результаты учебной деятельности определяются сформированностью у ученика мотивации к учебной деятельности.
Данная методика работы по развитию умения самооценки в период начального обучения помогает формировать у младших школьников установку на учение на последующие этапы обучения, когда будут введены отметки.