Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ


Логачёва Г.А.
Учитель ОБЖ
МБОУ Прокуроновская основная общеобразовательная школа
461185
Оренбургская областьlogacheva1968@gmalТашлинский район
с.Прокуроновка«Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ»
 .
 
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. В решении этих вопросов мне помогают современные образовательные технологии. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.       В своей педагогической практике предпочтение отдаю следующим технологиям:
- технологии проблемного обучения;
- технологии дифференцированного обучения;
- тестовой технологии;
- игровой технологии;
- технологии интегрированного обучения;
- здоровьесберегающей технологии;
- проектно-исследовательская деятельность.
Технологию проблемного обучения использую при изучении нового материала. В зависимости от содержания учебного материала, психолого - возрастных особенностей обучающихся применяю разные способы создания проблемной ситуации: способ аналогий (в этом случае актуализирую ранее полученные знания для решения новых задач), выдвижение проблемного вопроса (Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?), сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт и другие. Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение обучающегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, рассуждать, искать выход. Однако применение проблемного обучения имеет свои ограничения и пределы. Если изучаемый материал описательного характера проблемное обучение неприменимо.
Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и, не может быть, полноценного умственного развития»- писал В.А.Сухомлинский. В своей практике мною используются:
Игры - упражнения («Пятый лишний»).
Игра - поиск (найти в тексте ошибки)
Игра - соревнование (конкурсы, викторины)
Познавательные игры - путешествия.
Включение в образовательный процесс игр способствует раскрытию творческого потенциала обучающегося.
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей провожу консультации, оказываю помощь в подготовке к олимпиадам школьного, районного, международного уровней.
В процессе изучения курса «ОБЖ», начиная с 5 класса, формирую у обучающихся умения и навыки работы с тестовыми заданиями. При организации текущего и тематического контроля знаний обучающихся использую задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет ОБЖ, преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередую различные виды учебной деятельности. Большое значение уделяю эмоциональному микроклимату на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся не менее важная задача образовательного процесса.
Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без неё невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.      
Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Интегрированный урок побуждает интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению материала.
Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведённых на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение этой проблемы.
         Процесс интеграции (от лат. Integration – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология. Психология и др. проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегрированные процессы, интегрированный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегрированные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.  
         Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
         Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
         Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.         Признаки интегрированного урока:
1)специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадётся на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2)цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, дляa)более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
b)повышения интереса обучающихся к предметам;
c)целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
d)экономии учебного времени;
3)широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е., углубленное осуществление межпредметных связей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития обучающихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой обучающихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
     Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения –развитие мышления обучающихся.
1.Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
2.Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
3.Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
4.Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
5.Доказательность решения.
Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления. Интеграция способствует:
1. Формированию целостной картины мира.
2.Систематизации и интенсификации учебно–воспитательной
деятельности.
3. Повышению и развитию интереса к предметам.
4. Созданию оптимальных условий для развития мышления.
5. Разгрузке учебного материала.
6. Лучшему усвоению программного материала.
Интеграцию можно использовать на уроках разного типа. Это могут быть уроки формирования новых знаний, уроки повторения, систематизации и обобщения знаний.
Интегрированные уроки имеют преимущества:
1. Помогают сознательному усвоению материала.
2. Формируют умения переносить знания из одной отрасли в другую.
3. Позволяют по - новому осмыслить явления, события.
4. Побуждают интерес к предмету.
5. Дают возможность получения глубоких и разносторонних знаний.
6. Снимают напряженность, неуверенность.
Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение в рамках целой темы.
Совместно с учителем биологии Седых Л.В. нами было проведено исследование: «Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках биологии и ОБЖ».
Цель исследования:
Повысить эффективность образовательного процесса на уроках биологии и ОБЖ;
 Создать оптимальные условия для развития мышления обучающихся в процессе обучения биологии и ОБЖ;
 Развития интереса обучающихся к указанным предметам;
 Способствовать активному и осознанному усвоению обучающимися учебного материала;
 Повысить качество знаний обучающихся.
Гипотеза:
Если в образовательном процесс будут использоваться интегрированные уроки, то это позволит повысить эффективность образовательного процесса, качество знаний обучающихся, разовьёт интерес к предметам в целом, активизирует мышление обучающихся.Задачи исследования:
1.Создать атмосферу заинтересованности и творчества в экспериментальном классе;
2.В реализации межпредметных связей выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация;
3.Разработать интегрированные уроки по темам:
a)Типы соединения костей. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
b)Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при нарушениях сердечно-сосудистой системы.
c)Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения. Первая помощь при отравлениях продуктами питания.
d)Терморегуляция организма. Виды закаливания.
4.Проанализировать уровень усвоения материала перечисленных тем в обычном и экспериментальном классах.
   Результаты исследования:
Динамика качества знаний по биологии и ОБЖ в обычном и экспериментальном классах по теме: «Типы соединения костей. Первая помощь при травмах ОДС».
 
 
Предметы Обычный класс 8а Экспериментальный 8б
Биология          69%                  78%
   ОБЖ           76%                  84%
 
Перспективы:
Продолжить использование технологии интегрированного обучения на обобщающих уроках биологии и ОБЖ. Интеграция биологии, ОБЖ с другими предметными областями.
Рефлексия:
(результаты анкетирования школьного психолога)
Приобрели мыслительные навыки – 62%
Научились получать информацию по разным каналам – 57%
Приобрели навыки преобразования информации – 44%
Научились анализировать собственные действия – 50%
Хотят знать больше, чем даётся на уроках – 68%
В результате исследования было выявлено, что в экспериментальных классах, где проводились интегрированные уроки, интерес к изучаемым предметам намного выше (96% обучающихся отдали предпочтение интегрированным урокам), чем в обычных классах.
Включение в образовательный процесс современных технологий позволяет стимулировать познавательную деятельность самих ребят, повышать их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, развивать познавательный интерес к предмету, способствовать углублению знаний по курсу ОБЖ.
Сайт: www.uchkopilka.ruОригинал публикации: http://uchkopilka.ru/obzh/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/836-integrirovannoe-obuchenie-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-obrazovatelnogo-protsessa-na-urokakh-obzh