Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей в МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина. Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.


Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей
в МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина.
Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.
Перечислим мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению, и скажем об их эффективности.

Работа социального педагога с педагогическим коллективом:
Проведение педагогических советов, административных совещаний по данным темам.
Проведение семинаров-практикумов и круглых столов.
Проведение индивидуальных консультаций классных руководителей .
Совместные посещения семей на дому ( с целью научить педагога проведению обследования социально — бытовых условий , в которых проживает семья; на что надо обращать внимание при посещении семьи).
Были рассмотрены теоретические вопросы:
Понятие «неблагополучная семья».
Виды неблагополучных семей и их характеристика.
Факторы социального риска в семье.
Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей.
Сформирован алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с ней.
Существует механизм выявления неблагополучных семей:
      Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.
      Составляется социальный паспорт классов и школы.
      Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.
      С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.
      Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).
Эффективность:
Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям;
Нежелание посещать семьи на дому ;
Отсутствие четких представлений о системе профилактической работы, не владениями такими понятиями как «учащиеся, состоящие на учете», «группа риска», «семьи, состоящие на учете», «неблагополучные семьи» и т. д.
Вывод: необходимо проводить детальную работу с классными руководителями.
Все мои «шаги» проводились через приказы, было много конфликтных ситуаций. Но ведь прежде чем спросить, необходимо научить. Поэтому я начала именно с этого. Пыталась научить других, училась и сама.

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители ,ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.
Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.
Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:
Диагностический
Профилактический
Реабилитационный
Учителя-предметники:
Контроль за выполнением домашнего задания.
Контроль за посещением уроков.
Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).
Докладные.
Классные руководители:
Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин
Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.
Контроль за посещением родителей родительских собраний.
Посещение семей на дому.
Составление социального паспорта класса.
Привлечение родителей к делам класса и школы.
Вызов родителей на заседание Совета профилактики.
Психолог:
Выступление на родительских собраниях, классных часах, проведение лекториев.
Диагностика учащихся.
Медицинская сестра:
Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей.
Родители- представители родительского комитета.
Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.
Посещение на дому.
Рейды в микрорайон.
Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).
Сентябрь
Акция «Мы рядом…» (листовки) - 2 семьи.
Родительские собрания с привлечением представителей правоохранительных органов.
Рейд «Неблагополучная семья» (заявление от классных руководителей).
Составление социальных паспортов и уточнение списочного состава.
Отчет классных руководителей до 7 сентября:
предоставляют следующую информацию:
Выявление учащихся, проживающих с родственниками (с указанием причин).
Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей.
Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу школы ( нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.).
Список родителей, не явившихся на родительское собрание
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков ;
- ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим причинам; - проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).
Проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется учащимся начального звена. Цель- выявление учащихся и родителей с признаками неблагополучия) - наличие росписей родителей, санитарное состояние.  Справки о посещении семей классные руководители предоставляют по итогам четверти. По дневникам выявляются учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом занимающиеся воспитанием.
Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости учащихся. Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации.
Предусмотрены такие формы и методы работы, как:
Индивидуальная беседа.
Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную столовую.
Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции, контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних классными руководителями.
Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой.
Оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье   и несовершеннолетним.
Вовлечение членов семьи в школьные   мероприятия.
Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних совместно с ОПДН.
Проверка документации (дневники, тетради).
Посещение уроков, контроль за процессом обучения.
Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь.
Вызов на Совет по профилактике правонарушений.
Вызов на малый и большой педагогический советы.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
   Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т. д.). Важно предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им. Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.
На учете на отчетный период состоит 1 семья.
Составила социальный педагог Н.В.Иванова
Директор МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина Н.Е.Бусыгина

С 2015 года педагогическим советом принято Положение о службе примирения (Пр №228-1), в рамках которой ребята учатся цивилизованным методам урегулирования конфликтов.

С 2007 года в школе функционирует психолого — медико — психологическая служба, в компетенции которой находится решение рядя задач, по сопровождению обучающихся данной группы.

С 2005 года функционирует Совет профилактики школы, составляющий основу профилактики девиантного поведения детей, входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении.